Управдом - это звучит гордо

Управдом — это звучит гордо

Появление управдомов способствует оптимизации затрат на текущий ремонт

Для большинства россиян управдом — это либо друг человека, добровольно берущий на себя починку двери в подъезде, либо враг, требующий от соседей плату за домофон, ремонт, а также непременно прийти на субботник. Положительный пример введения управдомов показывают другим коммунальным предприятиям в МУП «ЖЭУ» Таганрога. Там, где уже появились домоуправы, налажен контроль за ходом текущего ремонта, улучшилось состояние жилого фонда и значительно уменьшилось количество жалоб со стороны жильцов

В апреле этого года председатель Госдумы РФ Борис Грызлов в качестве главной антикризисной меры предложил организовать новый класс трудящихся — управдомов. «У нас до 3,3 млн. многоквартирных домов, и мы могли бы создать до 1 млн рабочих мест, причем не за счет федерального бюджета», — отметил спикер на заседании партии «Единая Россия». Из его слов следует, что новый институт не только поможет трудоустроить увольняемых, но и окажет серьезное влияние на все экономические отношения в РФ. «Опытный управленец, управдом, может минимизировать затраты жильцов до 20-25%. В свою очередь монополии, которые начнут получать меньше доходов, станут думать об оптимизации расходов»,— сказал он.

В это же время в МУП «ЖЭУ» Таганрога по инициативе директора Владимира Однижко в шести районах города созданы домоуправления и появились управдомы.

— Сегодня мы возвращаемся к истокам и возрождаем традицию управдомов, которая существовала еще с советских времен. Тогда к ним люди ходили со всеми своими насущными проблемами, а домоуправ решал все вопросы с руководством и обслуживающими организациями, — рассказывает директор МУП «ЖЭУ» Владимир Однижко. — Представители управляющей компании встречаются с жильцами на общих собраниях, а прямого общения с каждым жильцом в отдельности нет, и по сути оно невозможно — у МУП «ЖЭУ» фактически на обслуживании находится около 1500 домов. Из-за глобальных и сложных вопросов, которые находятся у нас на контроле, мы не можем уделить внимание мелким жалобам на грязный подъезд, поломанную лавочку и т.п. Для решения таких мелких насущных проблем мы и создали службу управдомов, которые собственными силами или, обращаясь к нужным организациям, могут решить небольшие проблемы, а также осуществить контроль за выполнением работ различными подрядными организациями.

Сфера ЖКХ всегда была связана с претензиями населения, и именно домоуправ призван работать с этими жалобами и решать их. Специалисты управляющей компании, снабжающей организации физически не могут обойти все дома и заметить протечку трубы в подвале какого-то дома. Домоуправ призван оперативно решать возникающие вопросы, чтобы не допустить возникновения сложных проблем. В его обязанности входит ежедневный обход всех домов, осмотр подвалов, кровли, контроль уборки мусора и т.п. На управдомов также возложены все вопросы по техобслуживанию жилых домов, контроль за подрядными организациями «Южный город», водоканал и т.п.

По мнению главного инженера МУП «ЖЭУ» Сергея Любушкина, появление управдомов будет способствовать и экономии денежных средств, ведь если трещину на доме заметить сразу после ее появления, можно с минимальными затратами ее устранить и увеличить срок эксплуатации дома в несколько раз. «При возникновении проблем с кровлей или желобами не всегда собственники обращают внимание, когда вода не стекает или водостоки отвалились, — сетует он. — Мы хватаемся за голову только тогда, когда стена дома промокает постоянно, а в квартирах появляется грибок — и затраты на устранение проблемы в этом случае увеличиваются в разы».

Сегодня служба управдомов в Таганроге состоит из шести человек, под управлением которых находится около 100 домов. У каждого управдома от 10 до 30 домов разной площади, которые расположены на одной территории. Для удобства жильцов определено время приема управдомов: 8.00-10.00 и 15.00-17.00. В остальное время домоуправы занимаются осмотром домов и прилегающих территорий. На каждом доме, находящимся под контролем управдома, в специально отведенном месте висит информация о том, где, в какое время принимает управдом, и указаны сотовые телефоны, чтобы можно было оперативно с ним связаться.

— Жильцам удобнее прийти и рассказать о своих проблемах где-то у себя в районе, в соседнем доме, чем ехать в МУП «ЖЭУ», выстаивать в очередях, чтобы отдать свою жалобу, — считает начальник отдела эксплуатации жилья МУП «ЖЭУ» Галина Устименко. — Управдом может уделить каждому жильцу и его вопросу больше внимания, пойти посмотреть, в чем проблема, и по возможности найти решение. Если проблема серьезная, то домоуправ приносит жалобу в МУП «ЖЭУ», и вопрос решается в вышестоящих инстанциях.

В качестве управдомов МУП «ЖЭУ» были привлечены те люди, которые уже имеют опыт работы в сфере ЖКХ или неравнодушны к общественным проблемам. Так, например, Светлана Юрченко раньше была старшей по дому, всегда проявляла большую инициативу, поэтому под ее управление было отдано 14 домов в Северном микрорайоне.

— Владимир Однижко предложил мне работу после того, как под моим контролем благополучно завершился капремонт одного дома. Я лично составляла протоколы, посещала различные инстанции, — вспоминает она. — Жильцы по-разному отнеслись к введению управдомов: старшему поколению мы нужны, а молодежь слишком далека от этих вопросов. Они считают, что все им что-то должны, и только требуют, а принимать участие в жизни дома не хотят. Эту ситуацию мы стараемся изменить: ведем разъяснительную работу, развешиваем объявления со всей необходимой информацией.

За три месяца, которые Светлана Юрченко работает управдомом, были почищены практически все подвалы, надподъездные козырьки, проведены субботники, во дворах высажены цветы, отремонтированы детские площадки и лавочки. «Очень сложно бывает добиваться решения проблем, — отмечает домоуправ, — но когда видишь результат работы и получаешь благодарности жильцов, понимаешь, что усилия потрачены не зря».

— Управдом — это звучит гордо! Главное в нашей работе — наладить доверительный контакт с жителями домов, старшими по домам и организацией-исполнителем работ, — заметила управляющая 35 домами в районе ул. Свободы Любовь Федина. — За три месяца работы мы вычистили все козырьки на подъездах, отремонтировали двери, решился вопрос о донавеске водосточных труб, по прочистке водосточных труб и воронок, активное участие в работах принимают и сами жители района, старшие по домам. Есть такие адреса, куда сама выхожу и помогаю организовать собрание, составить протокол на проведение капремонта. Я обращаюсь ко всем жителям, чтобы они занимали более активную позицию и вносили собственный вклад в улучшение состояния домов и прилегающих территорий.

По словам Сергея Любушкина, в первую очередь управдом должен быть контактным человеком, но к тому же у него должно быть техническое образование.

— Управдом в некоторой степени психолог, — подтверждает управляющая 27 домами в Военном городке Любовь Тупикова. — Жильцы предъявляют большие требования, не всегда обоснованные, тем не менее к каждому важно найти подход и принять то или иное решение по его проблеме, а иногда просто выслушать и успокоить.

Важным моментом является и доверие жильцов к домоуправам. Так, например, один из управдомов — Владимир Сагильдин, несмотря на свой молодой возраст, нашел подход ко всем жильцам, и количество жалоб по его домам значительно уменьшилось.

— Мне удалось найти общий язык со всеми жителями благодаря внимательному отношению к каждому из них. Сегодня люди идут и знают, что получат не пустые обещания, а реально выполненную работу, — поделился управляющий 20 домами в районе Русское Поле Владимир Сагильдин. — Мы стараемся устранять появившиеся проблемы в кратчайшие сроки, чтобы жильцы знали: к их жалобам относятся внимательно и все вопросы решаются.

По словам Галины Устименко, жильцы очень позитивно оценили введение домоуправов, поскольку это в первую очередь сделано для их удобства.

— Я очень рад, что у нас теперь есть управдом и я могу прийти к ней, рассказать о своей проблеме, а не ехать в МУП «ЖЭУ», тратить свои нервы в очередях, — сказал житель Северного микрорайона Леонид Кадук. — Я подал заявку на ремонт подъезда, и уже вижу, что начата подготовка, с появлением управдомов все работы делаются быстрее.

— Чаще всего к нам приходят не с жалобами, а с просьбами — отремонтировать дверь, сделать водосточные трубы и т.п. А после выполнения работ жильцы приходят снова и говорят «Спасибо!». Это лучшая награда за нашу работу, — подчеркнула управляющая 14 домами в Северном районе Людмила Чернушенко.

Пока домоуправы были введены только в тех районах города, которые находятся в значительном отдалении от МУП «ЖЭУ», а также там, откуда поступало наибольшее количество жалоб. В будущем планируется расширить штат управдомов и ввести их практически во всех домах Таганрога, которые управляются или обслуживаются МУП «ЖЭУ».

Перечень должностных обязанностей домоуправа:

  • ежедневный обход домов и регистрация в журнале технического состояния подвальных, чердачных коммуникаций, состояния кровли, ливнетоков, фасадов, подъездов, ступеней;
  • разработка планов по текущему ремонту домов, определение материалов и сроков выполнения работ;
  • контроль выполнения работ подрядными организациями и соблюдение сроков;
  • соблюдение сроков выполнения заявок жильцов; выдача предписаний и контроль их выполнения;
  • отработка обращений жителей;
  • работа со старшими по домам;
  • передача информации в управляющую компанию и др.

347923 Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инструментальная, 25/2
Тел.: (8634) 318-164, факс: (8634) 648-684.

Логотип Вестник Строительство