В зависимости от региона износ сетей коммунального водоснабжения и водоотведения в России составляет
65-80%, при этом канализационное хозяйство — более изношенное. Потери воды оцениваются в 30%, но это не технологические, а коммерческие потери, ярким примером которых являются самовольные врезки, неоплата по общедомовым приборам учета и т.д. В свою очередь реальные потери технологического характера составляют в среднем 15-17%.
ФЦП «Чистая вода» должна увязываться с программой социально-экономического развития региона
Одна из главных идей ФЦП «Чистая вода», стартовавшей в прошлом году, — привлечение частных инвестиций для развития систем коммунального водоснабжения и водоотведения в малых городах России. К сожалению, поддержка федерального бюджета, стимулирующая приход частного капитала, рассчитана только на первые три года. При этом есть ряд ограничений в самой ФЦП: инвестиции привлекаются только на малые города с населением менее 100 тыс. человек, что крайне сложно сделать; деньги бюджетные и частные идут через субъект, а не напрямую городу; программа распространяется только на города, осуществляющие забор воды из поверхностных источников, в то время как малые города в основном используют подземные источники.
Еще один важный момент в реализации ФЦП «Чистая вода» заключается в том, что сегодня она не увязывается с программой социально-экономического развития региона. Финансирование того или иного малого города должно быть обоснованным с точки зрения его дальнейшего развития, его вклада в развитие всего субъекта в целом. Инвестиции в строительство новых систем водоснабжения и водоотведения в малых городах могут быть просто необоснованными из-за отсутствия потенциала для дальнейшего роста. Этот фактор необходимо учитывать в будущем и четко контролировать его соблюдение.
Концессионеры совершенно не защищены от системных проблем в ВКХ
Одним из наиболее крупных и положительных примеров государственно-частного партнерства в сфере ВКХ являются проекты, реализуемые ОАО «Евразийский». При этом необходимо учитывать, что концессионеры испытывают сегодня проблемы тарифного регулирования, сталкиваются с несовершенством природоохранного законодательства. Другими словами, концессионер (инвестор) так же, как и муниципалитет, совершенно не защищен от системных проблем в отрасли. Он рискует больше, поскольку вкладывает собственные или кредитные средства.
К сожалению, сегодня ГЧП носит в России больше локальный характер. Концессия, распространенная за рубежом, не является для нашей действительности универсальным методом, который позволит вывести ВКХ на качественно новый этап развития. Правительством предпринят ряд шагов по привлечению инвестиций в отрасль. В частности, вышло распоряжение № 1493, в котором прописаны реальные шаги, помогающие предприятиям водной отрасли выбраться из тяжелой экономической ситуации. Например, любой уровень власти, принявший решение об экономически необоснованном тарифе, должен компенсировать выпадающие доходы из своего бюджета. Но, несмотря на активную поддержку концессионных соглашений со стороны государства, есть ряд сложных вопросов в этом направлении. Прежде всего, любой концессионер как инвестор хочет вернуть свои деньги с прибылью, а значит, он заинтересован в росте тарифа. То есть концессионное соглашение не может оградить власть от возмещения потенциальных убытков инвестора.
ФЗ № 416 не снимает сложности, существующие при реализации проектов на основе ГЧП
На сегодня ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении», принятый в декабре 2011 года, является рамочным законом, определяющим общие векторы развития ВКХ. Основные правила игры, конкретные детали, по которым коммунальная сфера водоснабжения и водоотведения начнет функционировать в ближайшее время, будут реализованы в нормативно-правовых актах, которые профессиональное сообщество совместно с законодательной и исполнительной властью сейчас разрабатывают. На текущий момент ФЗ № 416 не снимает сложности, существующие при реализации проектов на основе ГЧП. Фундаментальная проблема — отсутствие механизма передачи в собственность объектов концессионного соглашения на время реализации проекта. Это практически полностью лишает инвестора возможности использования в качестве гарантии возврата своих средств права собственности на объекты, в строительство или реконструкцию которых он вложился.
С другой стороны, концессия, которая декларируется в ФЗ-416, стимулирует заключение соглашений только с городами от 300 тыс. жителей и выше. Объекты ВКХ малых городов в данной ситуации должны быть объединены, чтобы вызвать интерес у инвестора. Но несовершенство концессионного законодательства не позволяет заключать соглашения с несколькими городами в одном субъекте, так как собственниками водоканалов являются различные муниципальные образования. В итоге рассчитывать на ГЧП или концессию в малых городах очень сложно.
Нужна централизованная структура управления отраслью на федеральном уровне
Для того чтобы ВКХ перестало ассоциироваться с негативом, необходимо отделить жилищное хозяйство от коммунального. Эти два направления должны регулироваться и существовать отдельно. До тех пор пока к водоснабжению и водоотведению будут относиться так же, как к уборке мусора или мытью подъезда, двигаться дальше весьма сложно. Нужна серьезная информационная работа, в том числе в СМИ, разъясняющая, что сектор ВКХ — это сложная, многокомпонентная, капиталоемкая и социально значимая отрасль. Общественное мнение должно измениться.
До сих пор водопроводно-канализационное хозяйство не имеет своего лоббиста на государственном уровне. Нет единого куратора во властных органах. ВКХ отдельно не регулируется никаким министерством или ведомством. В Минрегионе нет отраслевого департамента по коммунальному водоснабжению и водоотведению. РАВВ продолжает обсуждать с органами власти возможность создания централизованной структуры управления отраслью на федеральном уровне. Важно также определиться, как будет регулироваться отрасль и в чьих руках она будет находиться — в государственном управлении или в частной собственности. Только тогда можно будет адекватно выстраивать отношения в дальнейшем. Совместить оба подхода, как показывает практика, пока крайне сложно, а времени, учитывая текущее состояние ВКХ, к сожалению, очень мало.
Автор статьи - Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.