Есть проблемы — есть решения

Есть проблемы — есть решения

«Карачаевочеркесавтодор» старается создать в регионе дорожный комплекс европейского уровня

О работе дорожников в Республике Карачаево-Черкесия корреспондент «Вестника» беседовал с начальником управления автомобильных дорог «Карачаевочеркесавтодор» Казбеком Гаппоевым.

— Сегодня на балансе нашего управления более 1600 км автомобильных дорог. Большая часть из них построена в 60-80-х годах прошлого столетия в соответствии с существовавшими тогда нормативами. Сейчас, конечно, и интенсивность движения, и нагрузки увеличились на порядок, а то и более. До поры, до времени мы стремились содержать автотрассы в надлежащем состоянии. Но с ликвидацией дорожного фонда ситуация в корне изменилась. Это особенно коснулось дотационных регионов.

К тому же в 2002 г. наводнение нанесло огромный ущерб экономике Карачаево-Черкесии. Согласно статистике, такого масштаба паводки случаются раз в сто лет. Были разрушены сотни километров дорог, снесены мосты. Многие населенные пункты остались без сообщения. В такой трудной ситуации мы сделали все, чтобы в короткое время наладить транспортную инфраструктуру республики. Основная тяжесть легла на дорожные организации, ведь почти 89% грузопассажирских перевозок у нас осуществляется автомобильным транспортом. Поэтому выражение «Дороги — это жизнь» воспринимаем в буквальном смысле. В последующие два года мы занимались восстановлением дорожной сети. Тем временем недоремонт, возникший в предыдущее десятилетие, увеличился. Сейчас он составляет около 80% от общей протяженности автодорог. Мы прекрасно понимаем, что в республике достаточно проблем, которые требуют незамедлительного решения. Поэтому нам не могут выделить необходимые средства.

— И что же делается для преодоления этой ситуации?

В 2003-2006 гг. было реконструировано и восстановлено 50,45 км дорог, 1277,4 пог. м мостов. В этот период нового строительства не производилось. В прошлом году мы ввели в эксплуатацию после реконструкции участок автодороги Пятигорск — Карачаевск, протяженностью 6 км, а также мостовой переход через реку Овечка на автомобильной дороге Черкесск — Чапаевское — Октябрьский длиной 25,3 м. В этом году намереваемся сдать в эксплуатацию участок на автодороге Майкоп — Карачаевск (7 км) и мост через реку Теплая на этой же трассе. Продолжается реконструкция автомагистрали Усть-Джегута — Кисловодск (8 км), а также дороги Архыз — Лунная поляна — гора Дукка (14,474 км.). То есть, продвижение вперед есть. Но хотелось бы увеличить объемы как минимум в несколько раз.

— Насколько дороже и сложнее обходится содержать горные дороги?

— Зимой в высокогорных районах выпадает довольно много снега, и дороги может занести, если вовремя не чистить. Чуть ниже температура скачет, поэтому частые переходы через 0 градусов для нас — явление обычное. А это, в свою очередь, может привести к гололеду. Весной паводки, дожди размывают дороги. Постоянно существует опасность оползней. Бывает, проезжаешь по дороге утром, все в порядке. Небольшой ливень пройдет — и обратно уже не добраться. Летом прошлого года большой обломок скалы перегородил трассу. Пытались разными способами очистить ее, в конце концов пришлось взрывать. Нынешней весной каменный сель перекрыл участок автодороги Ка-рачаевск — Учкулан возле села Хузрук. Были приняты срочные меры, арендована соответствующая техника, и движение было открыто в короткие сроки.

Летом также дожди, оползни. Особенно тревожный участок на автодороге Усть-Джегута — Кисловодск. Здесь организовано круглогодичное дежурство. Туман тоже является одной из причин дорожно-транспортных происшествий, хотя мы и предупреждаем водителей. Да и сама горная дорога, с крутыми подъемами и спусками, частыми поворотами, представляет большую опасность. Кто раньше ездил по горам, тот хоть представляет, что его может ждать впереди. Но ведь у нас на Домбае, Архызе, Теберде туристический рай. Едут не только из ближайших регионов, но и со всех концов страны. При этом большинство на предупреждающие знаки даже не обращает внимания. В результате — аварии, несчастные случаи, каждый из которых мы воспринимаем с болью в душе. Если кому-то, как в песне поется, «любая погода благодать», то для нас она — предмет постоянных забот.

— Казбек Тахирович, состояние дорог, качество выполняемых работ во многом зависит от подрядных организаций. Как вы оцениваете их деятельность?

— Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в конце 90-х, нам удалось сохранить большинство строительно-ремонтных организаций. Стараемся поддерживать их, обеспечивать объемами работ. Но тоже не можем, как говорится, прыгнуть выше головы. Сейчас нас беспокоит проблема оснащения предприятий новой дорожно-строительной техникой и установками. Существующий парк техники морально устарел. Это тормозит внедрение в производство современных технологий. Дорожные машины сегодня стоят довольно дорого, поэтому приобретать их предприятиям не под силу. Значит, мало заказов и денег. Правда, мы сегодня разрабатываем нормативно-правовые акты по переходу на финансирование капитального ремонта, ремонта и содержания дорог республики по нормативам денежных затрат в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.08.08. Надеемся, что руководство и правительство республики поддержат нас. Хотел бы отметить особо, что наши дорожные организации, несмотря на трудности, стремятся содержать дороги в нормативном состоянии. У некоторых из них мизерные объемы осваиваемых работ. Но есть взаимопомощь, взаимовыручка. Если у кого-то на участке случилось что-то серьезное, то соседи всегда придут на помощь, если надо — выделят и людей, и технику. Потому что в наших условиях по-другому нельзя. Нужна сплоченность как в каждом коллективе, так и между предприятиями.

Мне несколько раз предлагали продать наши госпредприятия в частные руки. Но я считаю, что такое решение для региона неприемлемо. Смена формы собственности ничего не даст, может только привести к увеличению затрат. Сегодня, даже при недостаточном финансировании, госпредприятие выполняет свои обязательства, особенно, если вопрос касается содержания дорог. А как мы завтра заставим частника работать, если, к примеру, он найдет другую нишу деятельности, которая принесет ему больше денег?

— Каковы планы дорожной сети республики на ближайшие годы?

— В соответствии с программой развития автомобильных дорог на период до 2010 года мы планируем в следующем году произвести реконструкцию на участке протяженностью 8,42 км., в 2010 году 14,74 км. Сейчас завершается разработка проектно-сметной документации по реконструкции автодороги Черкесск — Хабез — Подъезд к МЦО «Архыз» на участке 31-38 км, а также капитального ремонта магистрали Пятигорск — Карачаевск на 49-68 км. В следующем году планируем провести торги на проведение проектно-изыскательских работ еще на одном участке автодороги Пятигорск — Карачаевск. Планы у нас большие. Но должен сказать, что темпы и объемы работ пока нас не удовлетворяют.

Вместе с тем хочу подчеркнуть, что новое руководство республики одной из важнейших задач считает развитие туристическо-развлекательного комплекса в Карачаево-Черкесии.

Природа щедро одарила наш край. Домбай, Архыз, Теберда — одни лишь названия этих мест ежегодно влекут сюда тысячи отдыхающих. Горы, заповедные леса, множество озер и водопадов, горные речки — все это создает неповторимую красоту, которую больше нигде не встретишь. Но, чтобы привлечь сюда как можно больше туристов, мало только построить гостиницы и создать комфортные условия. Нужны еще и хорошие дороги. И я рад, что наш президент уделяет пристальное внимание развитию дорожной отрасли региона как одному из важнейших слагаемых дальнейшего экономического подъема Республики Карачаево-Черкесия.

Справка

Казбек Тахирович Гаппоев родился 30 сентября 1959 г. в станице Красногорской Усть-Джегутинского района Ставропольской области. В 1982 г. окончил Ставропольский политехнический институт. В 1985 году принят мастером Усть-Джегутинского участка Карачаево-Черкесского областного РСУ. В 1998-1999 годы — начальник отдела капитального строительства эксплуатации зданий и управления недвижимостью управления судебного департамента при Верховном суде РФ в КЧР. В 2003 году защитил докторскую диссертацию и получил ученую степень доктора транспорта. Награжден знаком народной признательности «Орден «Звезда созидания».

Логотип Вестник Строительство