— Сергей Иванович, проблема рационального использования ресурсов в ЖКХ сегодня вышла на новый уровень. Каковы масштабы потерь в отрасли и как планируется их сокращать?
— Одна из главных задач — повышение эффективности и снижение затрат как в жилых и общественных зданиях, так и в коммунальном секторе. Речь идет прежде всего об энергетической эффективности, поскольку потребление энергии общественных и жилых зданий составляет порядка
В этом плане основная работа направлена на формирование норм энергоэффективности с одновременной модернизацией строительной индустрии. Предприятиям промышленности строительных материалов нужна модернизация устаревшего оборудования, особенно на энергоемких производствах, например, цемента и листового стекла. Если производить цемент «сухим» способом, энергозатраты снижаются до 30%.
Что касается повышения энергоэффективности в жилых зданиях, то для того чтобы остановить процесс строительства неэффективных зданий, в 2000 году был принят и в 2002 году введен СНиП «Тепловая защита зданий». В соответствии с нормативами, потребление совокупной энергии на 1 кв. метр составляет
— Большой потенциал энергосбережения заложен в уже построенном жилищном фонде. Какие мероприятия по модернизации зданий наиболее эффективны?
— Да, вы правы. Сегодня основные проблемы связаны с существующим жилищным фондом, поскольку он возводился по нормам, а в некоторых случаях вообще безо всяких норм (потребление на уровне
Поэтому первые шаги сделаны и в этом вопросе, когда Фонд содействия реформированию ЖКХ начал свою работу, приводя к сокращению потерь до нормативов.
Эффективным является проведение основных технических мероприятий по модернизации домов, таких как закрытие контура, утепление чердаков, подвалов, экранирование отопительных приборов, то есть основных элементов, где теряется тепло. И сегодня наша промышленность уже выпускает для этого все необходимые современные материалы, которые нужно применять.
— Ресурсы отрасли даже с учетом бюджетного финансирования недостаточны для комплексного решения накопившихся проблем развития. Требуется увеличение вложений в разы, а действие Фонда ЖКХ ограничено четырьмя годами, до 2012 года. Как ускорить процесс модернизации жилищного фонда?
— Притом, что в капитальном ремонте нуждается до 40% жилых домов, в разных субъектах Федерации ежегодно капитально ремонтируется от 0,3 до 1,2% общей площади жилых домов. Сегодня мы предлагаем сформировать государственный институт развития ЖКХ на базе существующего (Фонда ЖКХ. — Прим. ред.) или создать новый. Предполагается, что в его задачи будет входить предоставление банкам, осуществляющим выдачу кредитов собственникам жилья (товариществам собственников жилья) или управляющим компаниям, гарантий по кредитам и субсидирование ставки процента с целью снижения рисков банков и повышения доступности кредитов.
Добавлю, что уставной капитал государственного института может быть сформирован за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, средств бюджетов муниципальных образований.
Выплаты по кредитам на модернизацию и капитальный ремонт жилищного фонда будут осуществляться путем ежемесячных платежей собственников жилья. С целью защиты малоимущих граждан затраты на капитальный ремонт и модернизацию должны быть учтены при предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
— По условиям работы Фонда ЖКХ, серьезные преобразования должны затронуть и коммунальный сектор. Насколько активно модернизируются системы водо- и теплоснабжения?
— Практически
Что касается теплоснабжения, то это самый эффективный сектор, поскольку у нас в настоящее время уже начинает в корне меняться ситуация, хотя пять лет назад из 66 тысяч муниципальных котельных 30 тысяч были с двойным амортизационным сроком и КПД на уровне
Сегодня мы имеем колоссальный эффект от модернизации котельных на Сахалине, где стояли дореволюционные японские котельные, в Сибири, где внедряются автоматические котельные на угле с КПД выше 90% и происходит перевод котельных. Мы опять возвращаемся на локальное топливо, где достигается максимальный эффект.
— «Коммуналка» остро нуждается в инвестициях на модернизацию. Как стимулировать их привлечение?
— Для решения этих задач прежде всего необходимо создание мотивации ресурсосбережения, экономические мотивации. Одним из основных пунктов является выработка единой тарифной политики для локальных монополий, которая была бы сопряжена по своим подходам с общим тарифным регулированием в России — единые принципы, единый масштаб, единые сроки.
И тогда уже, при соблюдении экономической мотивации, мы получим больший эффект в кратчайшее время. И для этого постараемся в комплексе мер по реформированию ЖКХ, который сейчас разрабатываем, учесть все меры по энергоэффективности и сделать предложения по повышению энергоэффективности.