Капремонт: перезагрузка

Капремонт: перезагрузка

С 2009 года регионы будут формировать стимулы к энергосбережению за счет бюджетных и внебюджетных средств

«Если 2009 год был для фонда и сотрудничающих с ним регионов годом антикризисных мер, то 2010-й станет годом энергосбережения», — так расставил приоритеты генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин. С 2009-го до 2012 года регионы должны начать реализацию программы поэтапного перехода на 100-процентный отпуск ресурсов по показаниям счетчиков. В частности, в Ростовской области большую долю (около 60%) средств предполагается привлечь из внебюджетных источников (ТСЖ, УК, лизинговые компании и т.д.). А отдельные регионы, уже выбравшие лимит средств за четыре года, возможно, станут «пилотными» по отработке новых механизмов для финансирования, прежде всего энергосберегающих мероприятий.

Создание Фонда содействия реформированию ЖКХ и финансирование капремонта вдохнуло новые силы в вялотекущую реформу в регионах ЮФО. По данным Фонда ЖКХ, за два года реализации программы по капремонту в ЮФО перечислено более 15 млрд. рублей (без учета средств собственников). Правда, не все регионы справились с освоением средств: в отличие от прошлого года в программе капремонта-2009 приняли участие всего девять территорий Южного федерального округа вместо двенадцати. Министр строительства Республики Северная Осетия-Алания Ахсарбек Ходов в интервью «Вестнику» отметил, что регион не сразу смог включиться в программу, но, сделав необходимые выводы и научившись на собственном отрицательном опыте, сегодня является одним из ее активных участников.

Среди проблем, озвученных заместителем генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олегом Кичиковым на совещании в Ессентуках, — неготовность руководителей ТСЖ к проведению ремонтных работ, несогласованные позиции муниципалитетов, органов госвласти и самих собственников жилья. Как объективная причина был назван затяжной период подачи заявок, ряд которых были удовлетворены лишь в декабре 2008 года. Многие территории адекватно отреагировали на посыл представителя фонда. Министр строительства Республики Дагестан Низам Даудов на совещании с главами муниципалитетов четко расставил акценты: «Таких средств у нас больше не будет! Ни через 10, ни через 20 лет! Министерство четко обозначило свою позицию: руководители муниципальных образований, не принявших участия в программе по причине своей нерасторопности и инертности, в дальнейшем не должны рассчитывать на поддержку правительства в решении своих многочисленных проблем в жилищно-коммунальной сфере».

Согласно исследованию «Вестника» «Реформа ЖКХ в цифрах», на второй год работы фонда на Юге выявились регионы-лидеры в реформировании отрасли. Это Ростовская область, Адыгея, Дагестан, Краснодарский и Ставропольский края. Они прогрессируют прежде всего в реформировании системы управления многоквартирными жилыми домами (по таким показателям, как создание ТСЖ, выбор управляющих организаций). При передаче жилищного фонда в ведение собственников или управдомов возникла необходимость в формировании устойчивых механизмов стимулирования ресурсосбережения. Поэтому логично, что, начиная с 2009 года, обязательным требованием фонда при проведении капитального ремонта является оснащение многоквартирных домов, вошедших в программу, узлами учета. Ведь даже в наиболее продвинутых в этом отношении территориях — на Дону и Кубани — процент оснащенности многоквартирных домов в зависимости от вида ресурса (горячая вода, холодная вода, тепло, электричество, газ) колеблется в среднем от 10,5 до 33,5%.

По словам замминистра строительства и жилищного хозяйства Ростовской области Нелли Ткачевой, внедрение коллективных приборов учета бытовых энергоресурсов не является самоцелью. «Нам нужно создать систему учета потребления бытовых ресурсов населением. Переход на отпуск ресурсов по показаниям таких приборов поможет повысить энергоэффективность при эксплуатации жилищного фонда, сократить энергопотери во внутридомовых сетях энергоснабжения, оптимизировать схемы расчетов с населением за потребленные ресурсы. А также позволит полностью возместить экономически обоснованные и технически оправданные затраты ресурсоснабжающим организациям и исполнителям коммунальных услуг», — объясняет Нелли Анатольевна.

Согласно программе поэтапного перехода к показаниям приборов учета в Ростовской области, финансироваться установка узлов учета будет за счет бюджетных и внебюджетных источников (ТСЖ, УК, лизинговые компании и т.д.). Как показывает зарубежный опыт, собственникам при заключении договора с управляющей организацией следует исходить из того, что объем платежей населения для оплаты ресурсопотребления в первый год после установки прибора учета должен быть равен фактическому значению, а затем постепенно, по заранее установленной схеме, начнет снижаться. При этом предполагается, что он будет снижаться более низкими темпами по сравнению с реальным сокращением ресурсопотребления. В случае с отоплением необходимо также предусмотреть корректировку платежей с учетом погодных условий для возможности сравнения расходов на отопление в холодную и теплую зимы. В соответствии с условиями договора полученная экономия делится в заранее установленных пропорциях между управляющей организацией и собственником жилищного фонда.

По словам экспертов Фонда «Институт экономики города», наибольшей статьей расходов в жилищном фонде является тепловая энергия, ее потребление можно разумно минимизировать, только занимаясь общедомовыми ресурсосберегающими мероприятиями. Это могут быть закрытые входные тамбуры подъездов, оптимизация вентиляции, утепление чердаков, подвалов, стен и т.д. А сами по себе узлы просто фиксируют предоставленный и использованный ресурс и не отменяют, например, «недотопы», «перетопы» и открытые для прохлады в помещениях с началом отопительного сезона форточки. Там, где замена инженерных коммуникаций была проведена с учетом современных технологий, установкой термореле и датчиков, причем не только в местах общего пользования, но и в квартирах, жильцы смогут существенно (до 35%) сэкономить на расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Пилотный проект: новая схема финансирования капитального ремонта

Регионы, досрочно освоившие средства Фонда ЖКХ на капитальный ремонт, планируют продолжить начатую работу. Руководство Татарстана обратилось к федеральному центру с предложением — на примере региона отработать новый пилотный проект по капремонту. С проектом уже ознакомился первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и в целом одобрил идею продлить действие программы до 2015 года и привлечь на ее реализацию не только средства фонда, но и республиканского и местного бюджетов, а также платежи населения за капитальный и текущий (в объеме 50%) ремонт. Кроме того, планируется активно привлекать и заемные средства: банковские кредиты, деньги лизинговых, инвестиционных компаний и прочих структур. Эти деньги пойдут прежде всего на финансирование работ по энергосбережению. Уже в 2010 году в Республике Татарстан предполагается собрать не менее 2 млрд. руб. и запросить такую же сумму у фонда. Еще один стимулирующий момент: капремонт в муниципальных образованиях предлагается финансировать на конкурсной основе, в зависимости от объема привлеченных средств собственников жилья. По условиям ФЗ №185, софинансирование программы со стороны населения не должно быть меньше чем 5% от общего объема средств. Однако в Татарстане вклад наиболее активных собственников в капремонт домов доходил и до 18%. Вполне возможно, что уже через год некоторым регионам ЮФО придется воспользоваться интересным и к тому времени «обкатанным» опытом ближайшего соседа.

Логотип Вестник Строительство