Владимир Габриелян: «Потенциал энергосбережения в России — 6 млрд. евро»

Владимир Габриелян: «Потенциал энергосбережения в России — 6 млрд. евро»

Компания Philips — признанный транснациональный лидер в области энергосберегающих решений — участвует и активно влияет на разработку законодательной базы в энергосбережении во всем мире

Компания Philips — признанный транснациональный лидер в области энергосберегающих решений — участвует и активно влияет на разработку законодательной базы в энергосбережении во всем мире, в том числе и в России. В качестве эксперта сотрудничает с Госстандартом, Министерством экономического развития РФ и Государственной Думой. Чем отличается отечественное законодательство от европейского? Какие сложности могут возникнуть в России при реализации закона об энергосбережении и как Philips могла бы помочь южнороссийским муниципалитетам повысить энергоэффективность? На эти и другие вопросы в интервью «Вестнику» отвечает вице-президент и генеральный менеджер Philips «Световые решения» (Россия, Беларусь, Украина, Кавказ и Центральная Азия) Владимир Габриелян.

— Владимир Георгиевич, в октябре был принят Госдумой во втором чтении закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Чем отечественный законопроект отличается от европейского?

— Основное отличие в том, что в России запрещены только лампы накаливания, а в Европе предусматривается также и введение поэтапного запрета на другие виды неэффективного светотехнического оборудования. Например, стандартные люминесцентные лампы, ртутные лампы для уличного освещения и электромагнитные ПРА.

Лампы накаливания используются в основном при освещении жилых помещений, которое составляет только одну треть от общего потребления электричества в освещении! Чтобы реализовать весь потенциал энергосбережения в России и в остальных сегментах (по нашим оценкам, он составляет до 6 млрд. евро!), нужен поэтапный вывод всего неэнергоэффективного светотехнического оборудования, как это происходит в частности в ЕС.

Но вместе с тем в нашем законе установлены требования к обязательным энергетическим обследованиям в бюджетной сфере для наиболее энергоемких предприятий, что является его преимущественным отличием перед европейским законом и призвано ускорить процесс перехода. В целом появление данного закона и введение его в действие положительно скажется на развитии энергосберегающих технологий в России.

— Судя по опыту европейских стран, какие сложности могут возникнуть в России при реализации этого закона? Что в опыте Евросоюза должна взять на вооружение Россия? Что ваша компания ожидает от этого закона?

— Данный закон направлен на достижение цели, указанной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года, — уменьшить энергоемкость российской экономики на 40%. Основной сложностью здесь будет соблюдение установленных жестких сроков и финансирование модернизации, которая потребуется для реализации поставленной цели. В Европе процесс перехода на энергосберегающие технологии начался уже давно и идет постепенно. Принимая во внимание состояние светотехнического оборудования в России (большинство технологий были разработаны 30–40 лет назад), можно сказать, что у нас процесс перехода будет скорее революционный, нежели эволюционный.

Мы ожидаем, что с введением в действие этого закона в России появится стимул к использованию современных энергосберегающих светотехнических приборов, а также существенно улучшатся условия освещения, поскольку помимо энергосбережения, данные решения обеспечивают и высокое качество света, что особенно важно в школах, больницах и других объектах социальной сферы.

Возвращаясь к европейскому опыту, надо отметить, что так же, как и в России, на первом этапе запрета ламп накаливания было много возражений и недовольства со стороны рядовых пользователей во многом из-за недостатка информации об энергосберегающих лампах и возникающих в связи с этим заблуждений. Необходимо отметить, что там достаточно большую разъяснительную работу по данному вопросу вел и ведет Европейский союз производителей источников света (ELC).

Будучи одним из членов данного союза, компания Philips также активно проводит разъяснительную работу по переходу на энергосберегающие лампы, развеивая существующие мифы. Например, наиболее распространенный миф — о содержании большого количества ртути в компактных люминесцентных лампах: на самом деле в одной такой лампе содержится менее 5 мг ртути. Для сравнения: обычный термометр, который мы используем в быту, в зависимости от размера содержит от 500 до 3000 мг ртути, что эквивалентно количеству ртути, содержащейся в 100 люминесцентных лампах.

— Какие меры, указанные в законе, будут эффективны и помогут предпринимателям? Как, например, стимулируется частный бизнес в сфере энергосбережения в Европе?

— Новый закон об энергосбережении должен подразумевать не только запреты и ограничения, но и стимулирование перехода на энергоэффективные технологии. Поэтому финансовое стимулирование энергосберегающих проектов и налоговые льготы, безусловно, необходимы. Если муниципальные предприятия смогут использовать сэкономленные средства на повышение зарплат сотрудникам и закупку нового оборудования, то это будет достаточно весомым стимулом для перехода на энергосберегающие технологии.

Будут ли указанные меры по стимулированию внедрения энергосберегающих технологий иметь свое действие в России, покажет время. Но уже сейчас представители крупного бизнеса, например, крупные промышленные предприятия, торговые сети, демонстрируют высокую заинтересованность в этом вопросе. Доля затрат на освещение в общих расходах на электроэнергию на подобных предприятиях достаточно высока (40% на промышленных предприятиях и в офисах, 20% в магазинах). Кроме того, предприятия вынуждены платить за дополнительно подключаемые мощности, т.е. за технологическое присоединение к электрическим сетям. Стоимость одного дополнительного киловатта может варьироваться, например, от 12–24 тыс. в Ростове-на-Дону и может достигать 50–70 тыс. за 1 кВт в Москве и Санкт-Петербурге. Этих расходов можно избежать за счет экономии, достигаемой при переходе на энергоэффективные световые решения.

В качестве иллюстрации приведу пример проекта с одним из крупнейших промышленных предприятий нашей страны — «Нижнекамскнефтехимом». Представители компании обратились к нам с просьбой подготовить наше видение того, как она могла бы улучшить качество света, увеличить производительность труда, уменьшить число травм на своих производственных площадках и существенно снизить расходы на электроэнергию. При этом отдельно оговаривалось, что инвестиции должны окупиться не за десять лет, а как можно раньше. Мы подготовили конкретное предложение, которое потребовало инвестиций на уровне €1 млн. При существующих системах освещения общая стоимость владения (т.е. затраты на эксплуатацию осветительной системы в год) составляла €450 тыс. После внедрения новых технологий она составит €235 тыс. Кроме того, при старом светотехническом оборудовании использовалось 1650 кВт-ч электроэнергии, при новом — 770 кВт-ч. Поскольку тарифы на электроэнергию растут, в 2012 году расходы «Нижнекамскнефтехима», связанные с общей стоимостью владения, при существующей светотехнической базе составили бы €750 тыс. При новом оборудовании — всего €375 тыс. К 2012 году проект окупится, и компании-заказчику удастся сэкономить уже около €300 тыс.

Подобных проектов сейчас становится все больше благодаря тому, что руководители предприятий понимают те выгоды, которые им может предоставить переход на энергоэффективные световые решения.

Если говорить о Европе, то там ситуация немного другая. Стоимость 1 кВт-ч существенно выше, чем в России, поэтому там потребители больше ориентированы на использование современных энергосберегающих приборов, даже несмотря на их более высокую стоимость по сравнению с обычными, т.к. срок окупаемости не очень долог. Так что самая лучшая стимуляция энергосбережения — это уменьшение ежемесячных платежей за электричество.

— Каков потенциал экономии энергии в столицах крупных регионов ЮФО?

— Если говорить о потенциале энергосбережения в наружном освещении, то в зависимости от текущего состояния светотехнических установок он составляет 40–50%. Ежегодно плановой замене подвергается всего 3% городского освещения. Это средний показатель для большинства российских городов, в том числе и для городов ЮФО. В рамках нашего проекта «Город. Люди. Свет» на Юге сегодня мы ведем работу по повышению энергоэффективности в наружном освещении в Ставрополе, Махачкале и Ростове-на-Дону.

Совсем недавно в Махачкале был реализован пилотный проект по модернизации освещения на одной из улиц города. Прежняя система освещения, состоящая из 88 светильников РКУ была заменена на 44 светильника Selenium Philips с котроллером ChronoSense, который позволяет в ночное время переводить светильник с режима работы в 250 Вт на 150 Вт. Благодаря данной модернизации удалось не только достичь значительного энергосбережения — более 60%, но и существенно улучшить освещенность (с 12–18 Люкс до 35–40 Люкс), что непосредственным образом влияет на безопасность и качество жизни горожан. Срок окупаемости данного проекта составит около 3,5 лет, что немного для такого рода инвестиций. При практическом подтверждении расчетных данных городские власти планируют продолжить реконструкцию осветительных установок и на других улицах города.

— У Philips был опыт реконструкции освещения в Волгограде — в парке Победы на верхней террасе Набережной им. 62-й армии. Чем интересны подобные проекты для властей?

— Проект в Волгограде носит несколько иную направленность, нежели проекты, нацеленные на повышение энергоэффективности, о которых мы с вами говорили выше. Главной задачей данного проекта было преображение городского ландшафта, повышение его эстетической ценности для жителей и гостей города, что нам в полной мере удалось реализовать.

Данный проект интересен для властей, не в последнюю очередь их имиджевой составляющей. Качественное освещение — визитная карточка современного города. Давно прошли времена, когда освещение выполняло одну-единственную функцию — обеспечивать видимость в темное время суток. Взглянув на любой современный город ночью, мы поймем, что сейчас освещение — это мощный инструмент формирования неповторимого архитектурного облика. А красивый город привлекает больше туристов, соответственно, есть стимул к развитию локального бизнеса, появляются новые рабочие места — все взаимосвязано.

— Что сдерживает южнороссийские муниципалитеты к активному внедрению подобных энергосберегающих проектов — их стоимость, слабая политическая воля или просто незнание?

— Думаю, здесь действует несколько факторов — и нехватка бюджетных средств, и в некоторой степени незнание возможностей современных светотехнических установок.

— С представителями каких муниципалитетов на Юге вы ведете переговоры?

— В рамках форума в Сочи мы провели ряд встреч с руководителями городских и региональных администраций с тем, чтобы презентовать энергосберегающие световые решения в рамках проекта под названием «Город. Люди. Свет», которые призваны стать основой муниципальных проектов, нацеленных на решение ряда экономических, экологических и социальных задач.

Кроме того, на форуме с представителями губернатора Ростовской области мы обсуждали возможности современной светотехники для снижения государственных и частных издержек в потреблении электроэнергии, предлагая поддержку и помощь в выработке комплексных решений в освещении. Ростовская область — один из наиболее динамично развивающихся субъектов РФ, и мы были бы рады выступить в качестве светотехнического эксперта при разработке муниципальных программ по повышению энергоэффективности.

«Город. Люди. Свет»

Вот уже почти десять лет компания Philips активно вовлечена в проект под названием «Город. Люди. Свет», в ходе которого изучаются возможности освещения для улучшения экологии и качества жизни в городской среде. Кроме того, в сотрудничестве с международным сообществом городского освещения LUCI в 2003 году была учреждена одноименная премия для поощрения небольших городов и мегаполисов, наилучшим образом демонстрирующих ценность освещения для культурного и архитектурного наследия, формирования ночного облика, а также бережное отношение к окружающей среде. Являясь глобальным лидером светотехнической отрасли, Philips стремится разрабатывать световые решения, которые не только улучшают жизнь людей, но и не наносят вред окружающей среде.

Логотип Вестник Строительство