Евгений Пимоненко: «Надо переломить психологию просителя»

Евгений Пимоненко: «Надо переломить психологию просителя»

Кубань — среди общероссийских лидеров по числу территорий-участников программы капремонта Фонда содействия реформированию ЖКХ

Кубань — среди общероссийских лидеров по числу территорий-участников программы капремонта Фонда содействия реформированию ЖКХ. В 2009 году капитальным ремонтом были охвачены 49 муниципальных образований края, выполнивших условия по реформированию отрасли. В интервью «Вестнику» начальник отдела жилищной политики Департамента ЖКХ Краснодарского края Евгений Пимоненко подвел промежуточные итоги реализации программ капремонта, отметив позитивные изменения в управлении и состоянии многоквартирных домов.

— Какие территории приняли участие в программе капитального ремонта в 2009 году? Какие муниципалитеты могли бы выделить?

— В программе приняли участие 49 муниципальных образований — все семь городских округов и 42 городских и сельских поселения. По программе 2009 г. в двадцати муниципалитетах у нас завершены работы на всех домах. В их числе и впервые участвующие в программе Динское сельское поселение Динского района, Небугское сельское поселение Туапсинского района и Новорождественское сельское поселение Тихорецкого района. Как ни странно, у тех, кто ранее принимал участие в программе, есть проблемы с ее реализацией. В Новороссийске они связаны со сбором 5% средств собственников, а в Сочи — с выбором подрядчиков, качеством и сроками выполнения работ, так как многие строители задействованы на олимпийских объектах. Но эти проблемы решаемы, ведь муниципалитеты — участники программы 2009 года — знают: ни одна копейка не перейдет на следующий год. Поэтому они примут все необходимые меры, чтобы средства освоить в полном объеме.

— Как выглядит программа капремонта-2009 в цифрах?

— В 587 домах запланирован ремонт 426 тыс. кв. площади кровли, 7 тыс. кв. м площади подвальных помещений, 238 тыс. кв. м фасадов, замена или ремонт 49 единиц лифтового оборудования. Внутридомовые инженерные системы должны быть отремонтированы на сумму 339 млн. рублей из 1,479 млрд. рублей. До начала отопительного сезона необходимо было завершить работы по ремонту систем теплоснабжения (157 домов), крыш (498 домов) и фасадов (180 домов).

— В прошлом году собственники чаще предпочитали отремонтировать внутридомовые инженерные системы и кровли. Их предпочтения в этом году не изменились?

— В муниципальных образованиях различаются критерии отбора домов для участия в программе — в зависимости от наиболее насущных проблем. В Краснодаре предпочитались дома, в которых созданы ТСЖ, а по видам работ — нуждающиеся в ремонте крыш. В Армавире — здания, где требовался ремонт или замена лифтов. В Новороссийске и Туапсе выработана другая позиция. Для ремонта определялся микрорайон или улица, где ремонтировалось большинство включенных в программу домов, и туда же привлекались средства местного бюджета в рамках другой программы — внешнего благоустройства.

Комплексным капитальным ремонтом было охвачено немного домов. Из видов работ наиболее популярны работы по модернизации систем канализации, водоснабжения и отопления, дальше — крыши и лифты. Зачастую по просьбе собственников решается вопрос об устройстве скатных крыш вместо совмещенных. Наименее востребованы ремонт подвальных помещений и внутридомовой системы газоснабжения. Далее «по возрастающей» — системы электроснабжения. Ремонт фасадов требуется, как правило, панельным домам, где плохая герметизация швов. Это актуально, например, для Туапсе, где построены дома по проектам, которые не учитывали специфики местных погодных условий и зимой промерзали. В Новороссийске целенаправленно ремонтируют фасады. Из-за обрушившейся в прошлом году балконной плиты выход из квартир на многие балконы запрещен. Поэтому здесь разрешено использовать средства фонда при ремонте фасадов, в том числе при замене и укреплении бетонных балконных плит.

— До 2010 г. по требованиям Фонда ЖКХ территории-участники программы должны увеличить количество МКД, управляемых частными УК до 80%. Как идет реформирование жилищной сферы?

— На 1 октября этого показателя еще не достигли 13 территорий из 44. Причем я беру не поселение, а в целом показатель по району. Есть еще одно требование Фонда ЖКХ: частных управляющих организаций должно быть тоже не менее 80%. С выполнением этого требования у нас пока проблема есть, но в небольшом количестве муниципальных образований. На 1 октября число частных УО менее 80% в 10 из 44 округов и муниципальных районов, то есть на 34 территориях их уже больше 80%. Не сомневаюсь, до конца года мы выполним это условие.

— Как сказалась передача жилищного фонда в руки частных управляющих компаний на конкуренции в жилищном секторе?

— Думаю, положительно. По большому счету частная она или нет, это не панацея от всех бед. Сейчас разница между частным и нечастным немножко стала стираться. Те же МУПы сейчас из бюджета уже ничего не получают и могут рассчитывать на достойную оплату своего труда только при условии качественного и своевременного оказания услуг и выполнения работ. Но если в частном секторе понимание того, что если я ничего не делаю, мне за это не заплатят, появилось давно, то в МУПах психология совсем другая: они все еще рассчитывают на поддержку собственника — муниципалитета. Качество работ в частных управляющих организациях лучше, это однозначно.

— Одним из камней преткновения в ходе реализации реформы ЖКХ является пассивность собственников. Каковы наиболее эффективные инструменты по самоорганизации собственников?

— По большому счету в природе существует только два способа — кнут и пряник. Чтобы собственники самоорганизовались, они должны быть уверены, что им это будет выгодно. Пока выгоду не увидят, делать ничего не будут. Многое зависит от председателя ТСЖ и руководства УК, от того, насколько высок уровень обслуживания с их стороны. А самим собственникам нужно переломить психологию просителя. Конечно, в УК работают профессионалы и к ним нужно прислушиваться, но собственникам тоже необходимо понять, что они все-таки заказчики в отношении общего имущества. Если они приняли решение содержать дом в соответствии с требованиями правил и норм технической эксплуатации, то должны знать, что нужно сделать в рамках этих требований, и контролировать это. Но за все это надо платить. Тогда с УК можно и спрашивать.

ФЗ №185 оказал положительное влияние как на управление, состояние МКД, на реформирование коммунального комплекса, так и на занятость в ремонтно-строительной сфере. И, что самое главное, в результате многие собственники начали себя чувствовать заказчиками: они начали участвовать в приемке работ, следить за качеством и т.д. А это, кстати, и подрядчиков дисциплинирует. Согласно договору подряда, они все дают гарантийный срок на свои работы. Плюс они без возражений устраняют все недоделки, потому что знают, что не получат деньги, пока акт не будет утвержден на собрании собственников. А собственники не утверждают, пока они все не сделают. Поэтому это очень правильная схема.

— Какие территории в Краснодарском крае выполнят условия Фонда ЖКХ и будут работать по программе капремонта в 2010 году?

— Выполнить условия и участвовать в программе — это не одно и то же. Если взять тот лимит, который был предусмотрен на капитальный ремонт в крае — 4,8 млрд. рублей (еще 3,2 млрд. рублей — на переселение из аварийного жилья), то этого лимита по очень скромным объемам ремонта хватало бы где-то на 1617% от потребности. Закон дал большой импульс, но в нем не ставилось цели отремонтировать все жилье на территории РФ. Было показано, что можно сделать, если собственники являются инициативными, ответственными. Те, кто отчитался, имеют неплохие перспективы уже на сегодня. Но с учетом того, что остаток лимита фонда на капремонт для нашего края на 2010..–2011 гг. 920 млн. рублей, не исключено, что будет принято решение распределять эти средства между теми, кто хорошо зарекомендовал себя по программам предыдущих лет.

Логотип Вестник Строительство