— Анатолий Петрович, в 2007 году на рассмотрение донского парламента планировалось направить законопроект «Об областной целевой программе «Энергосбережение в сфере ЖКХ Ростовской области на 2007–2010 годы». Какова судьба этого документа?
— Действительно, такая программа была разработана и представлена на рассмотрение экспертного совета администрации области в декабре 2006 года. Программа дважды рассматривалась на экспертном совете и получила одобрение на коллегии администрации области. Камнем преткновения явилось включение в источники финансирования мероприятий программы за счет средств областного бюджета. До настоящего времени этот вопрос не решен, хотя в повестку дня Законодательного собрания области неоднократно включалось рассмотрение законопроекта «Об областной целевой программе «Энергосбережение в сфере ЖКХ Ростовской области на период 2007-2010 гг.». В последнем варианте программы предлагается использовать средства бюджета области в сумме 225 млн. руб. из общей стоимости реализации мероприятий программы — 3,6 млрд. рублей.— 225 млн. рублей тоже серьезные деньги. На какие цели их предлагалось направить?
— Эти средства предлагалось направить на создание системы анализа оценки и мониторинга потенциала энергосбережения, создание информационной базы данных по энергосберегающим технологиям и оборудованию в сфере ЖКХ области, организации информационной компании по привитию принципов энергосбережения у населения области, проведения комплексного обследования (энергоаудита) территорий и объектов муниципальных образований и на этой основе предложить выбор и организацию пилотных проектов энергоэффективного потребления.
Для того чтобы в реализации программы были заинтересованы и поставщики, и потребители энергоресурсов, нами разработан проект областного закона «Об энергосбережении Ростовской области», который в настоящее время рассматривается заинтересованными в нем министерствами и администрацией области.
Думаю, что закон о програме энергосбережения в сфере ЖКХ области предстоит принять Законодательному собранию уже после пятого созыва. Надеюсь, что это произойдет в ближайшие месяцы.
Источники финансирования программы — это основа ее жизнеспособности. Мы предлагаем использовать средства тарифа экономического развития, Фонд содействия реформированию ЖКХ, «карбоновое финансирование» в рамках Киотского протокола, средства федеральных целевых программ.
В январе 2008 года между нашим центром и Международным центром устойчивого энергетического развития подписано соглашение, предметом которого является сотрудничество по отбору проектов, предлагаемых для включения ФУП «Повышение эффективности энергопотребления в РФ на 2009–2010 годы и на перспективу до 2015 года», и разработке схем финансирования этих проектов.
— Надеюсь, проблема «количества» денег решится… А вот как будет с «качеством», эффективностью их использования?
— Чтобы эти средства действительно дали ощутимую отдачу, шли на приобретение нового энергоэкономичного оборудования и внедрение инновационных технологий, наш центр выразил готовность быть
— Вы коснулись выше Киотского протокола, с ратификацией которого российские предприятия могут продавать за рубеж квоты сокращения выбросов парниковых газов. Кто на Дону в первую очередь мог бы воспользоваться этой возможностью?
— Такая возможность имеется у всех предприятий энергетического комплекса, предприятий и организаций сельского хозяйства области. Первый реальный проект совместного осуществления в рамках Киотского протокола в настоящее время разработан нашим центром, ОАО «Донэнерго» и Национальной организацией по поддержке проектов поглощения углерода.
В феврале текущего года планируется подписание инвестиционного соглашения между ОАО «Донэнерго» и инвестором на сумму более 120 млн. рублей. Нами направлены предложения ряду птицеводческих комплексов области по переработке отходов их производства с получением биогаза и по выработке тепловой и электрической энергии на базе когенерационного оборудования, по производству экологически чистых биоудобрений. Например, птицекомплекс «Надежда» Белокалитвинского района в год имеет отходов своего производства (помета) около 32120 тонн, что позволяет при внедрении технологии его переработки получить 7,4 млн. мі биогаза, сократить выбросы в атмосферу парниковых газов — 61702 тонн СО2 экв., выработать электроэнергии — 11,9
Правительством РФ определен лимит продажи квот сокращения выбросов парниковых газов — 300 млн. тонн, и хотелось бы, чтобы наша область активно участвовала в их реализации. Для этого необходимо в первую очередь выполнить инвентаризацию выбросов парниковых газов по секторам экономики и промышленности, по территориям и объектам области и на базе полученных данных активно реализовать возможность получения «карбонового финансирования» для реализации программ энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Основные задачи Центра энергосбережения и инновационных технологий Ростовской области в 2008 году:
- разработка инвестиционной программы по модернизации системы теплоснабжения МУП «Теплокоммунэнерго» г.
Ростова-на-Дону и включение ее реализацию в ФУП; - работа с энергоснабжающими предприятиями области по определению потерь в тепловых и электрических сетях, расчеты потребления удельного норматива топлива на производство энергоуслуг;
- разработка стандарта энергоэффективности предприятий области;
- участие в разработке плана энергетического развития области;
- разработка, сопровождение проектов совместного осуществления и продажа квот сокращения парниковых выбросов в рамках Киотского протокола;
- проведение обучения
специалистов-энергетиков муниципальных образований и энергоснабжающих предприятий области; - участие в реализации программ энергосбережения в сфере ЖКХ области;
- разработка областной программы. Переработка отходов птицеводства с внедрением биогазовых технологий.