Автономное отопление займет свою нишу

Автономное отопление займет свою нишу

По оценкам экспертов, в прошлом году продажи отопительного оборудования (настенных бытовых котлов) в Ростовской области выросли на 40%

По оценкам экспертов, в прошлом году продажи отопительного оборудования (настенных бытовых котлов) в Ростовской области выросли на 40%. Такой бурный рост спроса на автономное теплоснабжение вызван увеличением индивидуального строительства на Юге России, в том числе коттеджных поселков. Осваивать производство настенных котлов, еще несколько лет назад представленное только иностранной продукцией, стали и отечественные производители, используя импортные комплектующие. Смогут ли они составить конкуренцию иностранцам в сегменте автономного теплоснабжения — вопрос открытый.

Обратная сторона монополии

Долгое время отопительное оборудование в нашей стране было представлено только отечественной продукцией. С приходом в 90-е годы иностранцев выяснилось, что в сфере малой энергетики мы вряд ли способны составить серьезную конкуренцию западным аналогам. Самые популярные марки, такие как «Факел», «Дон», «Эффект», уступают зарубежным образцам по уровню автоматизации процессов горения и экономичности, в соответствии с жесткими европейскими нормами по экологии окружающей среды. Правда, у них есть и свои преимущества, например, длительность сроков эксплуатации, простота в обслуживании, неприхотливость к качеству воды и топлива, а также сравнительно низкая цена. Последний фактор имеет большое значение для рынка в ЮФО: многие игроки сетуют на низкую платежеспособность населения и, как следствие — делают выбор в пользу отечественных производителей котельного оборудования.

— Сейчас на ростовском рынке работает примерно 15 крупных компаний, занимающихся поставками отопительного оборудования, — говорит менеджер по товару компании «Симеон» Сергей Кусагин. — В основном это котлы итальянского производства. Отечественных производителей в секторе малой энергетики почти не представлено. По сравнению с Москвой конкуренция в нашем регионе несколько меньше, тем не менее она ощущается, особенно в последние годы.

Участников южного рынка условно можно разделить на три группы. Это импортеры продукции из Москвы и Санкт-Петербурга. Многие из них уже давно открыли свои представительства в крупных городах региона. Самые известные — «Импульс», «Терем», «Теплоимпорт». Конкуренцию им пытаются составить местные импортеры, такие как «Симеон», поставляющие оборудование итальянского производства. И, наконец, крупные заводы-изготовители, которых на территории округа тоже немало. Только в одном Таганроге с населением всего триста тысяч человек расположено четыре крупных предприятия по производству котельного оборудования. Правда, такие гиганты котлостроения, как «Конорд», «Красный котельщик» и ГК «Югснабсервис», зачастую предпочитают выполнять заказы крупных промышленных предприятий и не связываться с жилищной сферой.

— У нас были попытки выйти на местный рынок малой энергетики, но это оказалось невыгодно, — говорит руководитель отдела маркетинга ГК «Югснабсервис» Андрей Клюшин. — Из всех заказов, которые к нам поступают в этой сфере, реализуются примерно 2%. Все остальное спускается «на тормозах» из-за отсутствия средств. Поэтому мы предпочитаем иметь дело с крупными платежеспособными заказчиками.

Экспансия иностранцев продолжится

В советскую эпоху потребители тепла в основном обогревались за счет центрального отопления. Сейчас появилась возможность подключиться к автономному теплоснабжению. Так, например, котлами итальянской фирмы Ferroli оснащаются дома в пилотных поселках, которые возводятся в рамках нацпроекта «АПК» в Ростовской области.

— С каждым годом спрос на индивидуальное теплоснабжение увеличивается, — считает Андрей Клюшин. — Чаще всего такие системы используются в коттеджах. У нас в регионе всегда частный сектор был хорошо развит, а в последнее время появилась еще и мода на загородные элитные поселки. Там в ста процентах случаев используются автономные системы теплоснабжения. Впрочем, и в новых многоквартирных домах предпочитают сейчас такие системы, поскольку они экономически выгодны и удобны: хозяин квартиры сам определяет, сколько градусов тепла ему нужно.

Чтобы конкурировать с иностранной продукцией, местные производители совершенствуют свою продукцию, оснащая аппараты импортной автоматикой (Honeywell), и высказывают готовность включиться в реформирование ЖКХ. Так, ОАО «Ростовгазоаппарат» несколько лет назад стало выпускать линейку котлов для автономного теплоснабжения многоквартирных домов, что позволит отказаться от услуг местных ТЭЦ. Конструкция котлов отечественного производства приближена к импортным аналогам, а цена — гораздо ниже.

По мнению экспертов, с развитием индивидуального поквартирного отопления у нашей продукции есть шансы посоперничать с импортерами. Ведь именно цена вопроса отталкивает многих клиентов. Если индивидуальные системы теплоснабжения устанавливаются в новых домах — это одно дело. Управляющие компании понимают, что, вложившись один раз, можно в дальнейшем сильно сэкономить. Но переводить дом, уже подключенный к центральному отоплению, на индивидуальную систему теплоснабжения рискнут немногие.

— Люди уже привыкли к центральному отоплению и что-то менять в этой сфере не хотят, — считает председатель правления ТСЖ «Чехова, 101» Александр Щербинин.

— К тому же первоначальные вложения очень высоки. Одно дело, если бы часть затрат на такой проект взяли на себя муниципальные власти, и совсем другое — заниматься им своими силами. Я думаю, не многие жильцы захотят вкладывать в это свои деньги.

Однако решать проблему теплоснабжения все же придется, если не за счет перевода на индивидуальное отопление, то каким-то другим способом. По мнению Александра Щербинина, сейчас начинается процесс замены оборудования в районных котельных. «Я думаю, если он пойдет и замена станет обязательной, индивидуальное отопление просто займет свою нишу на рынке и станет только альтернативным вариантом, который клиенты будут использовать просто по желанию, а не из-за необходимости».

Говоря о перспективах отрасли в целом, эксперты прогнозируют продолжение экспансии иностранных производителей. Связано это с приходом в регион иностранных компаний, которые имеют свои стандарты качества. В этих условиях отечественным игрокам придется соответствовать этому уровню, иначе их доля на рынке заметно сократится.

Логотип Вестник Строительство