Мы прекратили закапывать деньги в землю

Мы прекратили закапывать деньги в землю

Юрий Тамбовцев, заместитель министра энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области: «Мы прекратили закапывать деньги в землю»

Прошел год, как два подразделения донской жилищно-коммунальной отрасли разъединили. Коммунальное направление отошло в ведение министерства энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области, а вопросы жилищного фонда — реформированному министерству строительства и жилищного хозяйства. О результатах работы коммунальной отрасли за год с обозревателем «Вестника» поделился заместитель министра энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области Юрий Тамбовцев.

— Юрий Владимирович, какие принципиальные перемены в сферу сетевого хозяйства принесла произошедшая реорганизация?

— В прежние времена к поставщикам природных и энергетических ресурсов относились преимущественно как к социальным предприятиям. Но основной наш потребитель все же не жильцы многоквартирного дома, а производство. Поэтому нас, коммунальщиков, и отнесли к промышленности.

— Это повлияло на характер вашей работы?

— Безусловно. Ведь ранее промышленность строилась хаотично, причем мощностей зачастую не хватало. Приходящему резиденту выдавали технические условия по строительству коммуникаций для собственного пользования. Получалось, он был вынужден выполнять непрофильные работы, которые влекли дополнительные временные затраты, сказывающиеся на дальнейшей рентабельности. Все это тормозило развитие экономики, а следовательно, и рост благосостояния региона. Причем себестоимость инфраструктуры зачастую превышала стоимость самого объекта. Случались и такие прецеденты. Минувший 2007 год принес кардинальные перемены. Теперь новые производственные объекты концентрируются преимущественно в промзонах, численность которых продолжает расти. И отношение местной власти в вопросе ресурсообеспечения возводимых предприятий в корне изменилось. Теперь созданное министерство территориального развития области осуществляет общую стратегию, резервируя площади под будущую промышленную застройку, а мы на основании их предложений определяем возможности обеспечения инженерной инфраструктурой данных участков, непосредственно работая с организациями, экспедирующими инженерные сети, готовим для них новые предложения.

Резидент, желающий построить на Дону новый завод, приходит к нам и подает заявку. Допустим, нужны 2 тысячи кубометров воды в сутки, 10 гигакалорий тепловой энергии. Мы ему сообщаем, что это возможно в таких-то местах по таким-то заранее подсчитанным тарифам. Словом, подключайся и работай. Причем с нашими условиями географического месторасположения и ценой можно и не соглашаться. Застройщик имеет возможность возвести фабрику или завод не в промзоне, а на участке, испытывающем дефицит коммуникаций. При таком варианте курируемые нами коммунальные предприятия оснастят местность сетями за счет резидента.

— Особенности вашей работы с промышленными и жилищными застройщиками сильно разнятся?

— При условии участия застройщиков почти ничем. Готовим на перспективу инженерную инфраструктуру. Первоначально министерство территориального развития готовит свободный участок под определенное количество многоквартирных домов, обеспечивает коммуникациями. Наиболее масштабный и известный пример — будущий Ливенцовский район Ростова…

А в прежние времена желающему возвести три дома выдавались индивидуальные технические предписания под предусмотренные объемы. Через несколько лет сюда же приходил другой застройщик. И его новостройки «садились» на коммуникации предшественников, что явно не лучшим образом сказывалось на качестве ресурсообеспечения. Либо он оказывался вынужденным на этом же участке прокладывать собственные водоводы, газопроводы, теплотрассы, что резко повышало себестоимость работ, создавало путаницу.

— Вы проработали много лет в водопроводно-канализационной сфере. Как можно охарактеризовать нынешнее состояние ВКХ?

По-прежнему на низком уровне. Конечно, за последние годы в Ростове сделан скачок в сторону улучшения качества водоснабжения. Но ведь область — не один мегаполис. В качестве негативных примеров можно привести Азов и Таганрог.

— А в чем главная болевая точка донских водоканалов?

— Даже не в плачевном состоянии коммуникаций, не в высоких потерях транспортируемого ресурса. Основная беда — в низком уровне паспортизации существующих коммуникаций. Причем аналогичное можно сказать не только о наиболее финансовоемком ВКХ, но и обо всем сетевом хозяйстве.

Когда-то у бесхозных сетей были хозяева, которые их прекратили эксплуатировать. Теперь их обслуживают коммунальные предприятия, не имея на это предусмотренных средств в тарифе. Поэтому нам так необходима их инвентаризация и паспортизация — чтобы их можно было официально признать существующими.

В ходе акционирования Зерноградского водоканала выяснилось, что у предприятия 120 километров разводящих сетей. При этом в прежние годы за ним числилось 54 километра. Исходя из такой протяженности, в городе формировался тариф, выделялось финансирование. Остальные коммуникации никому не принадлежали. Сегодня по заданию губернатора Ростовской области Владимира Чуба идет масштабная паспортизация объектов коммунального хозяйства. На эти цели выделены немалые бюджетные деньги.

— Есть ли примеры, как паспортизация инфраструктуры позволила добиться позитивных сдвигов?

— Инвентаризация и паспортизация ВКХ должны являться первоочередными мерами при кардинальной реконструкции любого водоканала. Причем вести их следует постоянно. Только после этих мероприятий можно принимать решение, какими методами восстанавливать предприятие, будь то бюджетные вливания или приход частного инвестора. Сперва необходимо «нарисовать» подробную картину предприятия: в каком году были проложены водоводы, из какого материала они сделаны; иметь информацию об их диаметре, протяженности, гидравлических нагрузках. Весьма грамотно к этому вопросу подошли в Шахтах. Получив подробную информацию, здесь приступили к перекладке крупных объектов, решив идти от «большого» к «малому». Реконструкция должна начинаться с головы.

— Подобные «инвестиции в бумаги» успешно окупаются?

— Более того, зачастую они позволяют принять неординарные и высокоэффективные решения, о которых прежде и не подумали бы. Общемировой прогресс приносит «чудо-оборудование» и в коммунальную отрасль, которое еще 5–10 лет назад показалось бы нам «научно-фантастическим».

Снабжение чистой водой станицы Мелиховской осуществляется из достаточно удаленного города Шахты, что сильно увеличивает себестоимость ресурса. Водовод пришел в полную негодность. Проведя инвентаризацию, мы задались вопросом о целесообразности централизованного водоснабжения этого населенного пункта. Составили технические условия подключения станицы к «сырому» водоводу, установке здесь оборудования по локальной очистке природного ресурса. Такая схема значительно дешевле. Аналогичные проекты по завершении инвентаризации стоит рассмотреть по водоснабжению ряда небольших поселков на реке Маныч.

Разумеется, не только в ВКХ, но и в других сферах можно внедрять похожее высокоэффективное оборудование. У нас есть возможность разрабатывать и более грандиозные проекты. Нынешние технические достижения позволяют успешно опреснять морскую воду. И в этой связи уже сегодня, пусть в качестве предположения, но можно поставить вопрос о целесообразности водоснабжения из Дона такого города, как Таганрог. Может быть, уже экономически нецелесообразно транспортировать сюда природный ресурс по многокилометровому водоводу, дешевле наладить качественную очистку воды из Азовского моря? Другое дело, к такому грандиозному плану следует подходить очень осторожно и сперва опробовать его в малонаселенных окрестных поселках.

— Получается, «коммуналка» постоянно меняется? Причем даже сложно сказать, к чему проще привыкнуть: то ли к рыночным преобразованиям в отрасли, то ли к технологическим переменам?

— Уследить за нынешними метаморфозами очень сложно. И при этом не следует ударяться в другую крайность, злоупотребляя подобными проектами. Каждый из них должен быть экономически целесообразен, иметь ТЭО. Хотя есть у нас ряд грандиозных идей, разрабатываемых на перспективу. Одну из них начал претворять в жизнь Санкт-Петербургский институт урбанистики. Сейчас специалисты института составляют проект альтернативного водоснабжения Ростова и других городов области из подземных источников. Сегодня мы уже располагаем картой месторождений подземных вод, которые можно перераспределять по региону. Проект дорогой, но интересный. Я не настаиваю, что мы должны сиюминутно приступать к его реализации. Но области нужен вариант альтернативного водоснабжения на случай форс-мажора. Сложно предположить, что произойдет через несколько десятилетий. По прогнозам некоторых ученых, со временем питьевая вода будет цениться чуть ли не на вес золота. Дон может обмельчать, может произойти крупное ЧП, после которого нам придется на определенный промежуток времени отказаться от получения ресурса из реки. Однажды, после аварии на украинском химическом комбинате, был произведен сброс в Северский Донец, стоки потекли к нам.

— А чем, по-вашему, является коммунальная отрасль в большей степени — бизнесом или социальной сферой?

— И тем, и другим. Конечно, тот же водоканал — не ресторан и не казино, он выполняет и социальную миссию. Но, безусловно, у нас будут и те же муниципальные водопроводные предприятия, что также предусмотрено законодательством. Есть федеральный закон о банкротстве, в котором говорится, что если коммунальное предприятие никто не захотел приобрести на торгах, оно остается в муниципальной собственности и восстанавливается за счет бюджетных средств.

К ним относятся сильно «убитые», непривлекательные предприятия, а также МУПы, обслуживающие населенные пункты с неплотной застройкой, прежде всего сельчан. Но вместе с тем кто сказал, что предприятия, ставшие частными и сумевшие привлечь инвестора, начнут обслуживать население исключительно по жестким рыночным законам? Возьмем ту же инвестиционную составляющую, которая обычно закладывается в стоимость продукции. В отличие от других отраслей, в «коммуналке» стараются минимизировать такую политику. Например, в ряде случаев мы готовы установить обоснованный тариф с учетом погашения инвестиционных вливаний, но компенсировать их из бюджетных средств. И как в этой ситуации определять, где здесь бизнес, а где «социалка»? В нашем деле границы сильно размыты.

— А как сейчас живется самим руководителям отрасли, лучше или хуже, чем в прежние времена?

— Последнее зависит от менталитета. Мы прекратили закапывать деньги в землю, выделяя финансирование на перекладку отдельных водоводов, впустую разбрасывать деньги по кусочкам. Желающий получить бюджетную поддержку должен иметь комплексную стратегию реконструкции ВКХ, изготовить проектно-сметную документацию, пройти экспертизу. И он получит не «кусочки финансирования», а серьезные деньги, на которые можно добиться определенных экономических и технических улучшений. На возрождение ВКХ выделяются большие средства, но их нужно сначала «защитить» и доказать экономический эффект предлагаемой программы, что вполне справедливо.

Логотип Вестник Строительство