— Владимир Николаевич, создается впечатление, что все вокруг — субъекты Федерации, министерства, отрасли — занимаются разработкой стратегий своего развития. В России наступила мода на это слово?
— Да, существует мода на определенные инструменты управления. Возможно, что и стратегия сейчас попала в разряд таких модных инструментов. Потребность в них связана с появлением инвестиций и необходимостью принимать решение, в какие секторы экономики направлять их в первую очередь и как для этого использовать ресурсы территории. Отсюда — большой крен в сторону выбора управленческих инструментов инвестиционного характера: создание индустриальных, технологических парков, а следовательно, проведение работ по оптимизации использования земельных ресурсов, инфраструктурному обустройству и т. д.
— У регионов Юга — похожие «узкие места»?
— До сих пор Юг страны находился в менее выигрышной ситуации,
Сегодня ситуация меняется.
Нужно признать, что существует конкуренция со стороны Краснодара. Но я не представлял бы наметившуюся конкуренцию в деструктивном ключе — скорее, Ростов ожидает конкурентная кооперация.
Второе изменение касается перспектив активизации южного направления грузопотока. Сложности с развитием портовой системы будут возрастать. Сейчас Европа, в том числе Франция, прилагает усилия к тому, чтобы возродить Средиземноморье в качестве региона экономического развития, если и не сопоставимого с Балтикой и северными морями, то, по крайней мере, претендующего на самостоятельную роль. У России в этом регионе появляется устойчивый потребитель сельскохозяйственной продукции, лесопромышленного комплекса и металлургии. Значение турецкого направления и для Европы, и для России будет нарастать. Для России это означает проведение апгрейда портовой системы. Ростовские порты в эту систему будут встроены, и встроены уже в качестве необходимого и важного элемента. Соответственно, потребуется модернизация всей транспортной системы Юга. Она уже запланирована в стратегии развития российских железных дорог. Так или иначе, это будет реализовываться.
Плюс Юг, Ростов в частности, представляет собой самую плотную городскую систему вот в этой части России. Здесь, несомненно, будет происходить и инновационное развитие, развитие сложных услуг. Также возможна и постановка сборочных производств, в агротехнике — логистических мощностей, инновациионного кластера. Важно, кстати, что именно на Юге,
В области есть, конечно же, свои сложности. Ростовские порты проигрывают и краснодарским, и украинским с точки зрения глубины, удобства использования. Возможности использовать сельское хозяйство тоже небеспредельны. Более того, реформирование агропромышленного комплекса гораздо более трудный процесс, нежели, например, изменения в промышленности. Сельское хозяйство опирается на сельскую систему расселения, которая меняется медленнее, чем рыночные условия и производственные схемы. Для Юга, для Ростова при растущем секторе услуг, даже сложных интеллектуальных услуг, все равно остается актуальным вопрос, состоится ли инновационное развитие и за счет чего оно будет происходить.
— А чем будут прирастать другие территории ЮФО: Краснодарский край, Волгоградская, Астраханская области?
— Краснодар,
И России нужно вкладываться в свой главный город на Каспии, чтобы удерживать влияние в регионе. Для Краснодарского края
Гипотетически после выхода из проекта мы можем иметь модернизированный туристический кластер. Но кроме проекта
Очень важный для оценки потенциала развития вопрос о человеческом капитале. Рынок создает возможности, но есть ли адекватный ответ этому рынку с точки зрения кадров, желания людей работать, их квалификации? Таким образом, решение вопроса о человеческом капитале, всем, что связано с системой расселения, профессиональным образованием, системой здравоохранения, автоматически попадает в разряд стратегических задач. Например, обсуждение ситуации по Сочи, связанной с инвестициями в инженерные инфраструктуры, в строительство зданий, сооружений и объектов, заслоняет задачу номер один — задачу обеспечения этих объектов кадрами, способными работать на современном уровне.
Справка
Владимир Княгинин родился в 1961 г., выпускник юридического факультета Ленинградского госуниверситета. Директор Центра стратегических разработок