«Инвестиционный потенциал регионов ЮФО различен»

«Инвестиционный потенциал регионов ЮФО различен»

Директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин о Юге как едином аграрном кластере

Директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин о Юге как едином аграрном кластере, моде на стратегии и значении человеческого капитала, который является ключевым фактором развития.

— Владимир Николаевич, создается впечатление, что все вокруг — субъекты Федерации, министерства, отрасли — занимаются разработкой стратегий своего развития. В России наступила мода на это слово?

— Да, существует мода на определенные инструменты управления. Возможно, что и стратегия сейчас попала в разряд таких модных инструментов. Потребность в них связана с появлением инвестиций и необходимостью принимать решение, в какие секторы экономики направлять их в первую очередь и как для этого использовать ресурсы территории. Отсюда — большой крен в сторону выбора управленческих инструментов инвестиционного характера: создание индустриальных, технологических парков, а следовательно, проведение работ по оптимизации использования земельных ресурсов, инфраструктурному обустройству и т. д.

— У регионов Юга — похожие «узкие места»?

— До сих пор Юг страны находился в менее выигрышной ситуации, чем Северо-Запад и Центр страны: примерно 46% внешнеторговых грузов России идет через Балтийское море и северные порты России. Торговые партнеры Юга были объективно слабее. Поток грузов, проходивших через украинские порты СССР, не мог быть в полном объеме переориентирован на порты Юга России.

Сегодня ситуация меняется. Во-первых, формируется достаточно эффективный агропромышленный кластер. Зона влияния кластера выходит за пределы ЮФО и охватывает по крайней мере часть Центрально-Черноземного района. Значение агропромышленного кластера и его экспортная ориентация будут расти. На наш взгляд, центр управления кластера будет располагаться в Ростовской области — ключевом его регионе, где зернотрейдеры имеют свои мощности.

Нужно признать, что существует конкуренция со стороны Краснодара. Но я не представлял бы наметившуюся конкуренцию в деструктивном ключе — скорее, Ростов ожидает конкурентная кооперация.

Второе изменение касается перспектив активизации южного направления грузопотока. Сложности с развитием портовой системы будут возрастать. Сейчас Европа, в том числе Франция, прилагает усилия к тому, чтобы возродить Средиземноморье в качестве региона экономического развития, если и не сопоставимого с Балтикой и северными морями, то, по крайней мере, претендующего на самостоятельную роль. У России в этом регионе появляется устойчивый потребитель сельскохозяйственной продукции, лесопромышленного комплекса и металлургии. Значение турецкого направления и для Европы, и для России будет нарастать. Для России это означает проведение апгрейда портовой системы. Ростовские порты в эту систему будут встроены, и встроены уже в качестве необходимого и важного элемента. Соответственно, потребуется модернизация всей транспортной системы Юга. Она уже запланирована в стратегии развития российских железных дорог. Так или иначе, это будет реализовываться.

Плюс Юг, Ростов в частности, представляет собой самую плотную городскую систему вот в этой части России. Здесь, несомненно, будет происходить и инновационное развитие, развитие сложных услуг. Также возможна и постановка сборочных производств, в агротехнике — логистических мощностей, инновациионного кластера. Важно, кстати, что именно на Юге, в Ростове-на-Дону, создан Южный федеральный университет.

В области есть, конечно же, свои сложности. Ростовские порты проигрывают и краснодарским, и украинским с точки зрения глубины, удобства использования. Возможности использовать сельское хозяйство тоже небеспредельны. Более того, реформирование агропромышленного комплекса гораздо более трудный процесс, нежели, например, изменения в промышленности. Сельское хозяйство опирается на сельскую систему расселения, которая меняется медленнее, чем рыночные условия и производственные схемы. Для Юга, для Ростова при растущем секторе услуг, даже сложных интеллектуальных услуг, все равно остается актуальным вопрос, состоится ли инновационное развитие и за счет чего оно будет происходить.

— А чем будут прирастать другие территории ЮФО: Краснодарский край, Волгоградская, Астраханская области?

— Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград и Астрахань, по сути, части единого аграрного кластера, обладающие разной специализацией и не всегда совпадающими корпоративными структурами, работающими в этих регионах. В ходе работы над Стратегией Астраханской области, например, стало понятно, что ее сельское хозяйство скорее будет обеспечиваться нишевой специализацией, и часть видов производств, которые ранее были локализованы на других территориях Юга, будут так или иначе постепенно переходить к Астрахани. А земли и люди других территорий будут высвобождаться под иные виды производства. Юг перспективен с точки зрения инвестиций, однако если рассматривать среднесрочную перспективу, то становится очевидно, что инвестиционный потенциал регионов ЮФО различен. Астрахань — это центр России на Каспии. При росте Казахстана, Азербайджана и Ирана, при росте нефтегазодобычи на шельфе Каспийского моря будет расти роль Астрахани и как транспортного узла, и как точки сервисно-технологического обеспечения этого сектора. Также рост Каспийского региона в целом дает области хороший потенциал развития нефтегазохимии.

И России нужно вкладываться в свой главный город на Каспии, чтобы удерживать влияние в регионе. Для Краснодарского края Сочи-2014 — самый известный и обеспечивающий приток централизованных федеральных инвестиций. Прямое влияние Олимпиады — это модернизация инфраструктуры, приток капиталовложений, подстегивание как собственно сектора строительства, индустрии стройматериалов, энергетики и транспорта, так и расширение международных связей — привлечение внимания к Сочи и Кубани в качестве объекта для инвестиций.

Гипотетически после выхода из проекта мы можем иметь модернизированный туристический кластер. Но кроме проекта «Сочи-2014», есть не менее важные проекты в агросекторе и транспорте, поскольку Новороссийский порт — центральный порт России на Юге, и в этом качестве он будет дальше развиваться. Известно, что там, где идет портовое развитие, развивается и индустриальная тыловая зона портов.

Очень важный для оценки потенциала развития вопрос о человеческом капитале. Рынок создает возможности, но есть ли адекватный ответ этому рынку с точки зрения кадров, желания людей работать, их квалификации? Таким образом, решение вопроса о человеческом капитале, всем, что связано с системой расселения, профессиональным образованием, системой здравоохранения, автоматически попадает в разряд стратегических задач. Например, обсуждение ситуации по Сочи, связанной с инвестициями в инженерные инфраструктуры, в строительство зданий, сооружений и объектов, заслоняет задачу номер один — задачу обеспечения этих объектов кадрами, способными работать на современном уровне.

Справка

Владимир Княгинин родился в 1961 г., выпускник юридического факультета Ленинградского госуниверситета. Директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад». Член коллегии Министерства регионального развития РФ. В 2005—2008 гг. руководил разработкой долгосрочных стратегий развития Приморского края, Республики Алтай, Тверской, Иркутской, Кемеровской, Астраханской, Тюменской, Ростовской, Смоленской, Пензенской, Воронежской областей. Автор более 40 научных публикаций. Сфера научных интересов: региональное и пространственное развитие, промышленная политика, современные тенденции в сфере образования, развитие туристического потенциала регионов.

Логотип Вестник Строительство