Автопарк в лизинг

Автопарк в лизинг

Автопарк в лизинг. Продажи спецавтотехники на Юге стремительно растут благодаря финансовой аренде

По оценкам экспертов, продажи спецтехники, включая строительную, на Юге России растут в среднем на 20–25% во многом благодаря разнообразию кредитно-лизинговых схем. Хотя сегодня покупатели выбирают прежде всего отечественную продукцию, число лизинговых договоров на приобретение зарубежных машин растет в разы. Эксперты связывают тенденцию с фактором отложенного спроса.

Секрет его популярности

На региональных рынках основными игроками выступают федеральные лизинговые компании, такие как «Уралсиб», «Авангард-Лизинг», «Росагролизинг», «РГ лизинг», «Интер-лизинг», «ВТБ-лизинг», ООО «Каркаде-лизинг», ЗАО «Европлан», ЗАО «ЦЕНТР-КАПИТАЛ», «Ренессанс-лизинг» и др. Из крупных региональных игроков эксперты выделяют ОАО КБ «Центр-Инвест», ООО «РОСТОВ-ЛИЗИНГ», ООО «Донское Лизинговое Агентство», краснодарскую Муниципальную инвестиционную компанию, которая составляет достойную конкуренцию федералам в крае.

«Строительный комплекс находится в стадии активного роста, поэтому все чаще к нам обращаются за лизингом техники не из-за возможности «сэкономить средства за счет ускоренной амортизации», а главным образом потому, что в отличие от кредитования он позволяет увеличить автопарк без единовременного изъятия из оборота больших денежных средств», — объясняет тенденцию начальник отдела лизинга автотранспорта и спецтехники ООО «ЛизингПромХолд» Денис Черепов.

По оценкам экспертов, спрос на автомобильную и строительную технику за год вырос почти на 100%. Причем лидером по росту объемов лизинга строительной спецтехники в регионе эксперты называют Краснодарский край, вторую позицию, с минимальным отставанием, по мнению экспертов, разделили Ростовская область и Ставропольский край. «Основу бизнеса нашей компании составляет автолизинг, а также лизинг строительной и дорожной техники, — подтверждает генеральный директор компании «Стоун-ХХI» Вячеслав Кудрин, добавляя, что доли лизинга строительной и дорожно-строительной техники в общем портфеле увеличились в последнее время с 8% до 25%.

Наличие сервисного центра — стимул к покупке

В сегменте западной спецтехники хиты продаж, по наблюдениям руководителя ставропольского филиала ЗАО «Ростехно» Максима Зуева, — фронтальные погрузчики SDLG и вилочные погрузчики Heli с дизельными или бензиновыми двигателями грузоподъемностью от 1 до 10 тонн, а также электрические трехопорные погрузчики, китайские грузовики марок Shaanxi, DongFeng, IVECO LING YE. Рост интереса к спецтехнике китайского и корейского производства отмечает большинство экспертов.

Симпатии строителей завоевывают, например, корейские экскаваторы Hyundai. Сегмент отечественной спецтехники количественно значительно превосходит импорт, но рекордных показателей роста продаж не демонстрирует. Лидерами продаж среди российской экскаваторной техники являются ЭО-33211, ЭО-5126. Строителям интересны автокраны «Галичанин», «Клинцы», «Ивановец», самосвалы и спецтехника на различном шасси (ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ).

Участники рынка сходятся во мнении, что новая иностранная техника, даже с учетом лизинговых программ, с российской напрямую не конкурирует. Стоимость, к примеру, одного узла грейдера от европейского производителя может в несколько раз превышать цену на аналогичную отечественную технику. Увеличение продаж происходит благодаря сработавшему фактору отложенного спроса: многие компании меняют изношенный парк на высокотехнологичную зарубежную спецтехнику, хотя раньше откладывали ее приобретение на неопределенное время.

Дальнейший рост спроса на зарубежную технику способствует появлению на Юге сервисных центров. Так, Александр Михайленко отмечает, что для клиентов наличие сервисных услуг (представительств поставщиков) в их регионе — один из основных факторов при выборе производителя техники. Особый сегмент — подержанная техника зарубежного производства. По оценкам экспертов, потребность в подержанной импортной спецтехнике будет довольно высока, в частности, из-за дефицита на некоторые позиции новой строительной техники. К тому же для многих компаний она более приемлема по цене. Этот сегмент в регионе будет расти еще и за счет техники, изначально приобретенной у официальных дилеров крупными компаниями, реализующими ее в процессе замены основных фондов.

Клиент рулит…

«Российский рынок лизинга переходит на очередной качественный уровень, смещаясь от «рынка продавца» в сторону «рынка покупателя». Лизингополучатели постепенно повышают требования к лизинговой сделке: настаивают на увеличении сроков проектов, отсрочке первого платежа, расширении набора дополнительных услуг, уменьшении эффективной ставки и размера аванса», — комментирует директор ростовского филиала ОАО «Главлизинг» Сергей Андонов. В борьбе за клиента крупные федеральные лизингодатели имеют ряд объективных преимуществ, и региональным приходится подтягиваться, иногда даже минимизируя свою прибыль.

«Длительные сроки договора лизинга для большинства серьезных российских лизинговых компаний проблемой не являются, — считает заместитель генерального директора ЗАО «ЛОКАТ ЛИЗИНГ РУССИЯ» Дмитрий Шабалин. — Достаточно привести примеры активного лизинга железнодорожных вагонов и первые ростки лизинга недвижимости. В этих сделках, как правило, срок лизинга начинается от 5 лет, что значительно больше, чем при лизинге почти всех видов строительной техники».

Зачастую вся строительная техника комплектуется под определенный проект по лизинговой схеме. «В таком случае, — рассказывает начальник управления лизинговых операций ООО «НОМОС-ЛИЗИНГ» Юлия Сазонова, — лизинговая компания может подключиться на любой стадии реализации проекта. Например, при планировании проекта — помочь своему клиенту оптимально спланировать график поставок техники, график платежей, подготовить контракт на поставку и обсудить его с поставщиком и т.д. если лизингополучатель обращается в компанию уже после приобретения техники, то он может оформить ее по схеме возвратного лизинга».

Все более востребованным становится лизинг с полным набором услуг, так называемый операционный лизинг. «Лизинговая компания возьмет на себя вопросы страхования, регистрации и прохождения государственных технических осмотров, ведения бухгалтерского и налогового учета техпарка, начисления и оплаты налога на имущество и транспортного налога. Все это в одном пакете компания может получить при лизинге и оплачивать стоимость по единому счету», — объясняет директор по развитию бизнеса компании «Европлан» Александр Михайлов.

Брать или не брать — не вопрос

В условиях строительного бума в регионе лизинг также помогает вывести из тени небольшие фирмы. Например, многие молодые компании не могут получить крупный кредит на покупку техники в банке, поскольку у них нет кредитной истории. Несмотря на то, что в итоге лизинг оказывается дороже кредита (среднегодовое удорожание предмета лизинга 10–12% в рублях для типовых проектов и 8–9% в рублях для крупных проектов и импортной техники), он дает им оптимальный выход из ситуации. К тому же лизинговые платежи полностью относятся в счет уменьшения налогооблагаемой прибыли. Еще один плюс — простота в оформлении.

«Необходимо обратиться в офис с заявкой на приобретение конкретного объекта, — поясняет Александр Михайлов. — Специалисты компании произведут анализ деятельности заявителя, оценят его финансовое состояние и кредитные возможности. Клиенту надо предоставить баланс и отчет о прибылях и убытках за две отчетные даты, копии устава и регистрационных свидетельств, копию документа, уполномочивающего подписанта договора лизинга. Обязательным условием является ведение бизнеса не менее года. В зависимости от того, что приобретается в лизинг, специалисты компании установят определенный процент авансового платежа, а также произведут расчеты по выплатам на весь период лизинговой сделки».

Среди минусов лизинга эксперты называют высокие ставки НДС и таможенные пошлины, если это импортное оборудование. Подобная дороговизна вызвана тем, что спецтехника — чрезвычайно дорогостоящий предмет лизинга и, как следствие, при ввозе необходимо сделать единовременный платеж на очень крупную сумму, что, естественно, не по карману малому и среднему бизнесу. Кроме того, при последующей продаже импортной техники потребуется немедленно уплатить таможенную пошлину в полном размере, причем получается так, что те предметы лизинга, которые ввезены как вклад в уставной капитал, всегда будут иметь особый статус так называемых иностранных товаров.

Еще одной сложностью являются регулярные попытки налоговых органов оспорить порядок налогового учета лизингополучателей. но пока, в случае возникновения противоречий, арбитражные суды однозначно выступают в пользу налогоплательщиков. Уже сегодня лизинговые компании охотно заключают договоры с муниципальными предприятиями, предпринимателями без образования юридического лица, малыми предприятиями. Активно используется дополнительное обеспечение по проекту в виде бюджетных гарантий, как муниципальных, так и краевых и областных.

Иерархия потребностей клиентов на российском рынке автолизинга:

  1. низкая стоимость;
  2. высокая скорость принятия решения о заключении сделки со стороны лизинговой компании;
  3. набор дополнительных услуг (регистрация автосредства, прохождения технического осмотра, страхование);
  4. получение нетрадиционных услуг, таких как остаточная стоимость в конце срока лизинга (оперативный лизинг), техническое обслуживание, то есть fleet management (принятие лизингодателем на себя функций по управлению техпарком клиента).

Источник: компания «Локат Лизинг Руссия».

Логотип Вестник Строительство