В прошлом году в рамках областной программы впервые площади отремонтированных многоквартирных домов в Ростовской области существенно превысили введенные в эксплуатацию новостройки, составив 2,7 млн кв. метров. 2007 год можно назвать первым годом стартовавшей на Дону пятилетки интенсивного капремонта жилищного фонда. На втором году пятилетки у жилищной отрасли появился еще один мощный федеральный источник — фонд содействия реформированию ЖКХ, но он требует выполнения довольно серьезных для муниципальных образований требований. Об успехах и проблемах жилищной отрасли на Дону в интервью «Вестнику» рассказал министр строительства и жилищного хозяйства РО Александр Кобзарь.
— Александр Григорьевич, а как получилось, что Ростовская область стала одним из первых получателей средств фонда?
— Термин «получатель» не совсем верен. Фонд не просто раздает деньги, а направляет в те регионы, которые доказали способность эффективно ими распоряжаться. Мы во многом предвосхитили предложенную сегодня модель государственного финансирования капитального ремонта с привлечением средств жильцов, приняв в прошлом году соответствующий областной закон. И еще на стадии разработки и «шлифовки» федерального законопроекта о фонде внимательно его изучали, делая необходимые выводы для себя и делясь ими с муниципалитетами.
Наверное, мало кто знает, что год назад установленным законом о фонде требованиям отвечали только два муниципальных образования — Сальск и Волгодонск. Но вскоре их количество выросло до десяти, и в нынешнем году федеральные средства получат Ростов, Таганрог, Новочеркасск, Сальск, Волгодонск, Батайск,
— Давайте напомним о тех требованиях, которые предъявляет фонд…
— Одним из условий получения федеральных средств является создание
Принципиальным условием является наличие не менее чем в 5% многоквартирных домов ТСЖ, доля которых должна «по нарастающей» достигнуть к 2010 году 10%, а к
Здесь мы сталкиваемся сегодня с рядом проблем. Значительная часть домов (а доля ТСЖ исчисляется именно по их количеству, а не исходя из общей жилой площади) представляет собой небольшие,
В прошлом году прошло I Всероссийское совещание по управлению многоквартирными домами, признавшее, что развитие ТСЖ является «однозначно выполнимой» задачей. Вместе с тем министр регионального развития РФ предостерег от кампанейщины в этом деле, подчеркнув, что собственники помещений в многоквартирных домах сами должны увидеть: ТСЖ — это именно та форма управления их общим имуществом, которая позволит наиболее эффективно решать насущные проблемы ремонта и модернизации жилого фонда, предоставления качественных
— Но пока многие этого не видят. Не потому ли, что опасаются многочисленных бюрократических рогаток?
— В прошлом году Госдума уже внесла поправки в законодательство, упрощающие порядок регистрации ТСЖ. Если раньше для того, чтобы зарегистрировать товарищество, скажем, в Шолоховском районе, нужно было ехать за 350 километров в Ростов, в отдел по делам некоммерческих организаций областного управления росрегистрации, то теперь эта функция возложена на территориальные органы ФНС. то есть достаточно обратиться в районную налоговую инспекцию с соответствующим пакетом документов, которые предоставляются непосредственно или почтовым направлением с объявленной ценностью и описью вложения. Тексты законов, нормативных правовых актов, образцы документов, примерные формы протоколов и бюллетеней можно найти на сайте министерства www.minstroy.donland.ru.
Это, впрочем, не решает всех проблем. ТСЖ, как правило, не располагают достаточными материальными и кадровыми ресурсами, которые позволили бы организовать на современном уровне деятельность органов управления (общего собрания, правления, ревизионной комиссии), а также выполнение товариществом наиболее сложных работ и услуг. Чрезвычайно важно создание силами органов государственной власти и муниципалитетов структуры подготовки и переподготовки кадров ТСЖ по вопросам проведения общих собраний, хранения и предоставления связанной с управлением многоквартирным домом информации, управленческого консалтинга, финансовых и технологических ревизий хозяйственной деятельности товарищества.
Такой структурой на Дону может стать АНО «Ростовская областная ассоциация ТСЖ» и действующий при ней Центр поддержки товариществ. Муниципалитетам, в свою очередь, следует создавать оптимальные условия для взаимодействия лиц, желающих образовать в своем доме ТСЖ, проводить на местах активную
— Второй задачей фонда является отселение из домов, признанных аварийными на начало 2007 года. На эти цели планируется выделить порядка 2,9 млрд рублей из федерального бюджета и еще 500 млн из областного. Куда будут отселяться граждане, в том числе малоимущие? как идет процесс формирования фонда социального жилья?
— В соответствии с Жилищным кодексом (ст. 32, 86) и областным законом от 29.12.2004 г., разработан механизм, предусматривающий различные способы решения этого вопроса: приобретение муниципальными образованиями жилья на первичном или вторичном рынках; долевое участие в строительстве многоквартирных домов, в том числе с привлечением собственных средств граждан; строительство жилых помещений и (или) домов; оплата собственнику жилого помещения по выкупной цене.
Жильцам муниципальных квартир будет предоставляться равнозначное по общей площади жилье, а собственникам квартир предлагаться выкупная цена. Им может предоставляться взамен изымаемого аварийного помещения другое с зачетом его стоимости в выкупную цену. Что же касается формирования фонда социального жилья, то данной проблемой в области занимаются уже несколько лет. Мероприятия по строительству таких домов были начаты еще в 2006 году, и сейчас в Ростове уже готовятся к сдаче две «социальные» многоэтажки. Учитывая возможности финансирования, которые предоставляют фонд и областной бюджет, планируется ликвидировать к 2012 году 113,3 тыс. кв. метров аварийных помещений, переселить в благоустроенное жилье около 3 тыс. семей и полностью решить проблему ремонта многоквартирных домов общей площадью 22 млн. кв. метров. Соответствующие задачи мы ставим и перед муниципалитетами.
— Наше интервью будет неполным, если мы не коснемся строительства на бюджетные средства особо значимых социальных объектов. В предыдущем номере «Вестника» как раз шла речь об объезде таких строек руководством области во главе с губернатором Владимиром Чубом.
— Объемы финансирования этого строительства ежегодно увеличиваются в среднем в полтора раза. Речь идет не просто о возведении отдельных объектов, но об их «тиражировании» в масштабах области. Я, в частности, имею в виду закрытый плавательный бассейн с многофункциональным спортзалом в станице Багаевской: такие же в скором времени должны появиться в других городах и районах. А некоторые фирмы оказались не готовы к возросшим объемам.
Что сказалось на отставании от графика работ на реконструкции областной больницы №2, стадиона «Труд» в Ростове и строительстве