Миллиарды в дороги

Миллиарды в дороги

Дорожное хозяйство Юга России в ожидании крупных госинвестиций

По данным разработчиков Стратегии развития транспортно-логистического комплекса ЮФО до 2025 г., в дороги необходимо инвестировать свыше 1 трлн. рублей. Причем большая часть средств должна быть привлечена на условиях государственно-частного партнерства. Однако понятного и привлекательного для частных инвесторов механизма возврата средств пока не разработано, а значит заниматься автомобильных дорог федерация и власти субъектов.

Дорожный узел

Как сообщил «Вестнику» вице-губернатор Волгоградской области Владимир Кабанов, за последние годы реальное финансирование отрасли неуклонно снижается, при том, что оно и так далеко до идеала. «На балансе Волгоградской области находится более 10 000 км дорог, на содержание которых ежегодно требуется около 16,5 млрд. руб., — приводит пример Владимир Кабанов. — Однако таких денег у области нет, ежегодное финансирование из разных бюджетов составляет всего 930,5 млн. руб. С ним согласен министр дорожного хозяйства Ставропольского края Игорь Васильев: «За последние три года расходы на капитальные вложения дорожной отрасли Ставропольского края не индексируются. Вместе с тем стоимость энергоносителей и дорожно-строительных материалов увеличилась за этот период значительно. При этом цены на энергоносители, горюче-смазочные, вяжущие и инертные материалы выросли более, чем на 100%».

Не хватает средств на ремонт региональных автодорог и в Астраханской области. «Сейчас мы ремонтируем 60–70 км в год, а необходимо 290 км. Если так продолжим, то за 5–6 лет мы можем просто потерять дорожную сеть», — отметил в интервью «Вестнику» начальник департамента дорожного хозяйства Астраханской области Сергей Трушкин. Как считают в министерстве строительства и дорожного хозяйства области, для решения этих проблем необходимо привлечь 15 млрд. рублей из федерального бюджета, еще 8 млрд. потратить из областного. Пока основные инвестиции со стороны государства идут на объекты федерального значения.

Привлечение частных инвестиций для многих субъектов пока только в перспективе. «В ближайшие годы не следует ждать появления платных дорог, — считает вице-губернатор Волгоградской области Владимир Кабанов. — Тем не менее, мы прилагаем усилия по привлечению в дорожную отрасль частного капитала, а, как известно, цель капиталиста – прибыль, так что в этом случае без платности не обойтись». Есть планы по строительству платной магистрали Астрахань-Волгоград, однако это перспектива, рассчитанная на ближайшие 20 лет.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что причиной является затратность проектов и трудности с передачей дорог в управление частному инвестору. «Сдерживающим фактором, например, является отсутствие дублеров дорог и невысокие тарифы за проезд. Задирать высоко цены местные власти не дают, начиная разговоры «о социальной ответственности бизнеса», — размышляет эксперт.

Впрочем, ситуация может измениться совсем скоро. В этом году внесены поправки в закон «О концессиях»: если первый проект платной магистрали на основе концессии — строительство в Санкт-Петербурге Западного скоростного диаметра — завершится успешно, то перспектива появления платные дороги на Юге России станет вполне реальной. Пока же стоит уповать только на госинвестиции.

Повод для инвестиций

Несмотря на уже ставшие традиционными проблемы в дорожном хозяйстве региона, областным и краевым властям все же удается найти пути их решения. Обычно за автомобильные дороги активно берутся в преддверии значимых для регионов событий. Например, настоящим прорывом для дорожной отрасли Астраханской области стала подготовка к празднованию 450-летия Астрахани. В регион были привлечены значительные инвестиции, в частности в 2008 году на дорожное хозяйство из федерального бюджета было выделено 3,5 млрд. руб.

В октябре 2007 года здесь был открыт мост через реку Кигач, который замкнул автодорогу Астрахань — Атырау, входящую в состав международного транспортного коридора Е-40 «Запад – Восток». К октябрю планируется открыть «технологический проход» моста через реки Прямая и Кривая Болда, а в апреле 2009 г. Будет введена в экплуатацию первая очередь моста. Затраты на его строительству только 2008 году составят 2,4 млрд. рублей из федерального и областного бюджетов.. В перспективе в области планируется строительство третьего моста через Волгу, который соединит два транспортных коридора «Север-Юг» и «Е-40» и позволит вывести за пределы Астрахани весь большегрузный транспорт.

В Краснодарском крае основным толчком в развитии дорожной отрасли стала победа Сочи в олимпийской гонке. Не удивительно, что и основной денежный поток в эту отрасль сосредоточился вокруг олимпийской стройки. «На строительство новых дорог в Сочи до 2013 года будет затрачено более 100 млрд. рублей», — рассказал мэр Сочи Владимир Афанасенков. В 2009 году в обход Сочи будет запущена новая кольцевая дорога. К 2015 году в Сочи планируется построить 9 новых транспортных развязок, в том числе — 5 внутригородских. Другим крупным проектом в крае называют строительство нового моста через реку Пшеха в Апшеронске. Строительство планируется начать в 2009 г., его стоимость может достигнуть 300 млн. руб. Всего в рамках целевой программы ремонта и строительства дорог в Краснодарском крае до 2010 г. бюджетами разных уровней будет выделено 3,3 млрд. руб.

В Ростовской области основная нагрузка по финансирование автодорог ложится на плечи местного бюджета. Согласно закону «Об областном бюджете на 2008 год и плановый период 2009–2010 годов», на донские дороги предусмотрено выделить 23 млрд. рублей. Это в полтора раза превышает расходы 2005–2007 годов, — сообщает областной минтранс. Крупными объектами строительства и реконструкции в отрасли за последние несколько лет являлись дороги, соединяющие Ростов-на-Дону со Ставрополем и Волгодонском, а также строительство мостового перехода через Дон в Верхнедонском районе.

Толчком для развития дорожной отрасли регионов становится участие субъектов в федеральных целевых программах. В частности реализация программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010) позволила Волгоградской области начать строительство нового моста через Волгу. По словам Кабанова, область уже заключила с Росавтодором соглашение о финансировании строительства первой очереди моста. В 2008 г. на эти цели из федерального бюджета выделяется 1,13 млрд. руб.

В 2009 г. На строительство моста будет направлено еще 3,7 млрд. руб. И к концу года будет запущена первая очередь первого пускового комплекса. В течении последних 5 лет бюджету Ставропольского края выделялись субсидии на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации ФЦП. В 2008 г. из федерального бюджета было выделено 738 млн. рублей. Значительные объемы финансирования дорожной отрасли на юге России заложены новой федеральной программой «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы». Самым дорогим в разделе «Автомобильные дороги», причем не только среди южно-российских проектов, стало строительство и реконструкция автотрассы М-4 «Дон» (из Москвы через Воронеж, Ростов, Краснодар до Новороссийска) с общим объемом финансирования 884 млрд. руб. (см. Крупнейшие дорожные проекты).

В обход больших городов

Из-за роста транспортных потоков дорожная сеть крупных городов не выдерживает нагрузок. Решить эту проблему позволит строительство новых развязок и объездных дорог, мостовых переходов. Особенно актуально это в стратегических транспортных узлах региона – Ростове-на-Дону, Астрахани, Волгограде, Новороссийске.

Осенью 2007 года началось строительство мостового перехода в створе улицы Сиверса в Ростове-на-Дону. В 2008 году на его строительство выделяется один миллиард рублей из федерального бюджета и 450 миллионов рублей из областного. Стоимость строительства первой очереди мостового перехода составляет 7,8 млрд. рублей.

Дорожные проблемы активно решаются и в Астрахани. В этом году из городского бюджета будут потрачены 127 млн. рублей на капитальный ремонт дорог и еще 80 млн. руб. — на текущий. «Таких обязательств муниципалитет не ставил перед собой никогда», — сказал мэр Астрахани Сергей Боженов. Ремонт ведется на 80 улицах — это свыше 180 тыс. кв. метров проезжей части.

Кроме того, мэрия Астрахани заявила о начале строительства объездной дороги, которая избавит Астрахань от большегрузного транспорта, пробок и выхлопных газов. Работы начались со строительства двух мостов — в створе улиц Главнопродольная и Магнитогорская. Первый из них будет сдан этой осенью, второй — весной следующего года. Мосты позволят соединить улицы Н. Островского, Главнопродольную и С. Перовской и приступить к строительству объездной городской магистрали.

Крупным проектом в развитии дорожного хозяйства Волгограда должно стать строительство «Обхода города Волгоград», который объединит строящийся мостовой переход через Волгу и федеральные автомобильные дороги IP 228, М-6 и М-21. Пока его строительство не начато, идет поиск инвесторов. В частности, ведутся переговоры с международным банком реконструкции и развития, — говорит Кабанов. Предполагаемая стоимость проекта около 40,5 млрд. руб.

Дорожная отрасль Краснодара развивается в соответствии с программой «Краснодару — столичный облик», принятой в 2007 г. В 2008 г. на решение дорожных проблем города было выделено более 1 млрд. руб., в том числе около 700 млн руб. из бюджета Краснодарского края. Руководитель Управтодор края Валерий Жуков уточнил, что в рамках реализации программы закончено проектирование двух транспортных развязок: на пересечении ул. Красных Партизан и ул. Тургенева, а также ул. Ставропольская и ул. Старокубанская. Строительство последней планируется начать в 2009 году и завершить в 2011 году. В настоящее время администрацией города разрабатывается «Комплексная транспортная схема муниципального образования город Краснодар», которая должна определить перспективы развития его транспортной сети.

Справка

ЮФО занимает второе место в России по протяженности автомобильных дорог после центрального округа. Их длина по данным СевкавгипродорНИИ достигает 68 800 км. Через ЮФО проходит важнейший транспортный коридор страны — «Север-Юг» и стратегические магистрали «Дон», «Каспий», «Кавказ», обеспечивающий автомобильное сообщение со странами ближнего Востока, с крупнейшими портами Каспийского и Азово-Черноморского бассейна, с курортными городами.

При этом из общей протяженности федеральных дорог только 10% соответствует нормативам 1-й категории, тогда как степень загруженности автотрасс растет с каждым годом, — подсчитали специалисты СевкавгипродорНИИ. На некоторых участках она достигает 50 000 автомобилей в сутки и этот показатель с каждым годом будет увеличиваться.

Логотип Вестник Строительство