Мосты в будущее

Мосты в будущее

В следующем году ОАО «Ростовавтомост» отметит полувековой юбилей

Без мостов наша жизнь сегодня немыслима. Они соединяют берега, сокращают расстояния, делают ближе города и людей. Но до середины прошлого века в нашей стране практически не было капитальных мостов, в основном преобладали недолговечные деревянные. Многие из них были наспех построены в первые послевоенные годы. А с учетом развития народного хозяйства, которое набирало обороты, потребность в мостах возрастала. Поэтому в августе 1959 года и было основано мостостроительное управление №8 в составе республиканского мостотреста с целью строительства капитальных мостов на дорогах РСФСР.

За 50 лет предприятие прошло достойный путь, несмотря на структурные изменения и смену названий. Так, на базе предприятия вскоре после его создания возник полигон, который потом перерос в завод мостовых железобетонных конструкций. В 1961 году предприятия разделились и вплоть до 1996 года существовали отдельно. Но в 90-е годы предприятиям сложно было выживать в одиночку. Настали, как говорится, другие экономические реалии. Вот и завод мостовых железобетонных конструкций стал сбавлять обороты, так как резко уменьшилось количество заказов.

— Тогда мы еще находились в подчинении республиканского Московского мостотреста и нас с заводом вновь объединили, — пояснил заместитель генерального директора ОАО «Ростовавтомост» Василий Панчихин. — «Ростовавтомост» вышел на новый виток своего развития. И вот уже 12 лет работаем как одно предприятие. Объединение пошло на пользу, поскольку позволило сохранить завод, не зависеть от поставщиков и контролировать весь технологический процесс возведения, ремонта и содержания мостов и других дорожных искусственных сооружений. А поскольку технологический процесс в одних руках, то он более эффективен.

Василий Владимирович с удовлетворением рассказал о проделанной за последние десять лет работе. Если с 1991 до 1998 года наблюдался спад в строительстве, и, соответственно, в их работе, то, начиная с 2000 года, когда дорожную отрасль области возглавил Дживан Вартанян и при постоянной поддержке губернатора Владимира Чуба были проведены большие работы, такие, как обход Чалтыря, обход Койсуга, Большой Лог — Старочеркасская, восточный обход Ростова. Немало объектов в работе и сейчас.

— В настоящее время на территории Ростовской области идет как реконструкция, так и ремонт мостов в зависимости оттого, в каком они находятся состоянии. Полным ходом ведутся работы на севере области — в Кашарском, Шолоховском и Боковском районах — их интенсивность сейчас возросла, — продолжал рассказывать мой собеседник. — Пока по той дороге трудно ехать, но потом она преобразится. В прошлом году начали строительство моста через Дон в станице Казанской. Намерены закончить его в 2009 году. Ведутся большие работы по реконструкции федеральной трассы М-4 Дон от границы с Воронежской областью до Каменска-Шахтинского.

— Василий Владимирович, вы отдали предприятию более 40 лет своей трудовой жизни, долгие годы стояли у его руля, и сейчас по-прежнему в строю. Какие, на ваш взгляд, произошли самые большие изменения за эти годы, если сравнивать, скажем, 60–70-е годы и нынешнее время?

— Если взять для сравнения годы становления предприятия и время, в котором мы сейчас живем, то конечно мы продвинулись далеко вперед. Произошел технологический прорыв, который лет сорок назад казался бы просто фантастикой. Тогда 100-метровый мост мы строили 3–4 года, а сейчас этот же объем выполняем за полгода. Техника шагнула далеко вперед. Раньше оборудование в основном было кустарным, а сейчас — современное, производительное, причем, это касается и отечественного, и зарубежного. Вот, например, немецкие буровые станки позволяют сократить сроки строительства в два-три раза. Если раньше работы, связанные с водоотливом на реках, производились вручную, то сейчас это дело упрощается. Высокопроизводительная техника помогает избавиться от ручного и неэффективного труда. Изменился и подход к работам. Проекты сейчас более ориентированы на зарубежный опыт, соответственно, увеличиваются нагрузки.

— Мосты и дороги неразрывно связаны между собой, поэтому и работать вам, наверняка, приходится в тесной связке с дорожниками?

— Разумеется. Есть такая организация «Донаэродорстрой» (генеральный директор Виктор Горобовский), с которой мы теснейшим образом сотрудничаем. Они строят дороги, мы – искусственные сооружения: съезды, переезды, путепроводы. По федеральной трассе М-4 Дон у нас около 14 объектов. Также строим мосты на дорогах областного и местного значения. Сейчас идет разработка проекта по мосту через Маныч Ольгинская — Волгодонск. Будем участвовать в торгах, надеемся на успех, поскольку все объекты до Волгодонска строили мы.

Для обеспечения участков всем необходимым на собственном производстве выпускаются преднапряженные конструкции современных проектов, в том числе под нагрузку А-14, что означает повышенную грузоподъемность. Если раньше нагрузка была 80 тонн, то сейчас — 105.

— Автомобильный транспорт в настоящее время вышел по грузоперевозкам на первое место, — пояснил Василий Панчихин. — Железная дорога стала очень дорогой. Самый дешевый в прежние времена водный транспорт тоже стал не по карману. Поэтому сейчас предпочтение отдается автоперевозкам.

— Какие у вас чувства вызывают построенные мосты? Сколько их было за вашу жизнь?

— Это невозможно подсчитать, мы ведь не только строили, но и ремонтировали, реконструировали. Однако по некоторым подсчета за полвека построено примерно 35–40 км мостов. А самое большое удовлетворение от работы в том, что когда мост хороший, то этого никто не замечает, он необходим и комфортен. Радует, что сейчас стали обращать внимание на архитектуру мостов. Так и должно быть. Вспомните мосты Петербурга, у каждого свое лицо, каждый неповторим, как произведение искусства! Сейчас наметилась тенденция возврата к прежним традициям. Поэтому даже самый небольшой мост мы стараемся сделать привлекательным, как-то выделить его. В 50–70-е годы прошлого века было не до архитектурных изысков, на том этапе решались другие задачи.

На прощание Василий Панчихин заметил, что главное богатство предприятия — это все же люди, те, которые отдали не один десяток лет своему делу. Среди них — нынешний генеральный директор Владимир Домницкий, главный инженер Николай Сучков, начальники участков Павел Елисеев, Иван Парамонов, Владимир Макеенко, а также рабочие — Николай Исаев, Владимир Коряков и многие другие. Радует Василия Владимировича и то, что есть приток молодых кадров. Будет, кому строить новые мосты!

— Накануне нашего профессионального праздника желаем всем коллегам, дорожникам, здоровья, успехов в нелегком труде и новых интересных проектов!

344065, г. Ростов-на-Дону, ул. 50 лет Ростсельмаша, 8
Тел.: (863) 252-07-28,
252-06-33
E-mail:
avtomost@list.ru

Логотип Вестник Строительство