Чем отличается конкурсная процедура от аукциона? Как правильно составить заявку участника размещения заказа? Кто делает выбор между конкурсом, аукционом и запросом котировок? Ответы на эти и многие другие вопросы «Вестник» будет освещать в новой рубрике «Госзаказ».
Уже около трех лет закупка товаров и размещение заказов на услуги для муниципальных и государственных нужд регламентируется Федеральным законом № 94 от 21 июля 2005 года, который вступил в силу с 1 января 2006 г.
Несмотря на его недостатки и недоработки, которые до сих пор устраняются путем внесения поправок, главным достоинством этого документа стало то, что он ввел процедуру госзаказа в правовое поле и установил единые правила поведения как для государственных, так и для муниципальных заказчиков и поставщиков.
Благодаря этому механизм госзаказа становится прозрачнее, круг участников торгов увеличивается. Появление реальной конкуренции приводит к снижению цен и значительной экономии бюджетных средств (в общероссийском масштабе — 117 млрд. рублей только за первое полугодие 2008 г., в Ростовской области — 3,8 млрд. руб. за 11 месяцев 2008 г.).
Привлекательность государственного заказа для поставщиков в последнее время значительно выросла. И хотя на сверхприбыли рассчитывать не приходится, многие предприятия стремятся стать частью этой системы, несмотря на ее очевидные минусы, среди которых жесткая ценовая политика, нередко — несправедливые тендеры (с использованием коррупционных схем) и несвоевременные платежи. Но все это компенсируется тем, что госзаказ приносит гарантированные деньги. Не случайно только в Ростовской области более 10 тыс. поставщиков, работающих по государственным контрактам, и в несколько раз больше участников размещения заказа, готовых предложить свои услуги.
Все большее развитие приобретает система электронных торгов через интернет. Ее основные преимущества — экономия времени и средств (поскольку не надо разрабатывать и рассылать документацию, а цена контракта существенно снижается за счет реальной конкуренции).
В 2008 г. доля электронных аукционов в Ростовской области составила 23% из числа заявленных закупок и около 11% — из числа состоявшихся. Среднее количество участников каждого электронного аукциона — в три раза больше, чем каждого открытого аукциона (6 и 2 соответственно).
С начала следующего года сведения о заключенных контрактах, размещаемых на официальном сайте, котировочные заявки, предложения о цене контракта, подаваемые на аукцион в электронной форме, в обязательном порядке заверяются электронной цифровой подписью (постановление администрации Ростовской области от 18 августа 2008 г. № 410).
Согласно федеральному закону, принятому еще в 2002 г., электронная цифровая подпись (ЭЦП) в электронном документе юридически равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. На информацию, завизированную посредством ЭЦП, распространяются все традиционные процессуальные функции подписи, в том числе удостоверение полномочий подписавшей стороны, установление подписавшего лица и содержания сообщения, а также роль подписи в качестве судебного доказательства.
Что же касается порядка проведения открытого аукциона в электронной форме, он достаточно прост даже для не слишком продвинутых интернет- пользователей и укладывается всего в 15 разделов (или частей) статьи 41 ФЗ № 94. Чтобы стать участником электронного аукциона, надо прежде всего зайти на соответствующий сайт.
В Ростовской области адрес портала госзакупок «Рефери» — www.torgi.donland.ru. Для участия в размещении заказа, а затем — в электронном аукционе нужно зарегистрироваться на сайте, предварительно изучив информацию, содержащуюся в извещении, которое публикуется не менее чем за десять дней до даты проведения аукциона. Участник размещения заказа вправе зарегистрироваться
С началом проведения аукциона, в соответствии с объявленной датой и временем, на сайте должны быть указаны предмет и условия контракта, его начальная цена, порядок регистрации участников, а затем — в режиме реального времени — последнее и предпоследнее предложения о цене контракта и время поступления указанных предложений (за исключением случаев, если в последнем предложении указывается цена контракта, равная цене контракта, указанной в предпоследнем предложении, или превышающая такую цену).
Аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта.
Если в нескольких предложениях указана одинаковая наиболее низкая цена контракта, победителем аукциона признается участник аукциона, чье предложение поступило ранее других. Информация об окончании аукциона должна размещаться на таком сайте немедленно. А результаты — в течение одного часа с момента окончания аукциона. Затем победителю аукциона передается один экземпляр протокола (в течение трех дней со дня его подписания) вместе с проектом контракта.
Если контракт своевременно не подписан и не представлен заказчику, победитель аукциона признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта. В этом случае заказчик вправе: обратиться в суд с иском о понуждении победителя аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения; заключить контракт с участником аукциона, сделавшим предложение о цене контракта, равной цене, предложенной победителем аукциона; объявить о проведении повторного аукциона.
Комментарии
Герман Лопаткин, начальник управления государственных закупок минэкономики администрации Ростовской области:
— Благодаря системе электронных закупок созданы такие условия, при которых злоупотребления были бы невыгодны и невозможны: электронная торговая площадка работает в автоматическом режиме, разместить заказ может любой поставщик, который желает подать свое ценовое предложение.
Доступ для всех — абсолютно одинаковый. Этим обеспечивается равенство возможностей. Соответственно, кто дал минимальную цену, тот и победитель. И не надо никому кланяться, ни у кого просить дозволения. К тому же, как говорится, компьютер мзду не принимает. Когда мы полностью перейдем к электронным аукционам, существенно сократится «коррупционная составляющая», так как при этой системе в принципе нереально обзавестись «своим» поставщиком или «любимчиком».
Однако далеко не все еще готовы к прозрачным условиям работы. Например, фермеров все еще не удается приобщить к поставкам для госнужд. Потому что легальными схемами пользуются единицы, а большинство не может выбраться из теневого сектора.a Но выиграют и выживут те предприятия, которые создают «белый» бизнес и спокойно чувствуют себя даже в условиях жесткой конкуренции. Вот у
Специалисты нашего управления всегда готовы консультировать желающих и по телефону, и на