Бурное развитие экономики в последние годы привело к росту объемов грузоперевозок по внутренним и международным контрактам. Российская логистика сегодня переживает сложный этап формирования и консолидации. Доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет 15–20%, в отличие от 7–8% в странах с достаточно развитой рыночной экономикой. Низкая скорость передвижения грузов, высокие затраты на складирование и перегрузку в России — все это приводит к ежегодным потерям до 2% ВВП. Так что развитие рынка логистики только начинается.
Все путем?
На российском рынке транспортной логистики сегодня работает около 4 тыс.
Еще несколько лет назад российский рынок
По данным Русской логистической службы, общее количество видов логистических услуг, переданных на аутсорсинг, растет. Но успешно развиваться транспортной логистике в ЮФО не дает отсутствие на рынке
Наиболее динамично пока что развиваются простые логистические операции — грузоперевозки и складские услуги, которые относятся
— Управленческая логистика, включающая так называемый 3PL- провайдинг, пока занимает менее 3% от рынка аутсорсинга,— отмечает Равиль Галямов.— Однако в последние три года в стране начали появляться комплексные логистические
Значительно тормозит развитие
Экспансия во благо
Российские операторы научились технологиям 1PL (транспортные услуги) и 2PL (экспедиторские услуги) еще в советское время. Это пока что позволяет им увеличивать оборот, принципиально ничего не меняя в бизнесе, и только своевременно наращивать активы (строить склады, закупать автомобили, вагоны, суда). На только зарождающийся в середине 1990-х рынок товаров повседневного спроса (FMCG) мало кто обратил внимание. Большинство посчитало, что «лучше иметь один процент прибыли от миллиона, чем сто процентов от рубля». В результате, по информации консалтинговой фирмы Newton Advice Bureau, сегодня логисты испытывают следующие трудности: рост активов операторов не успевает за ростом спроса, недостаток федеральных операторов с региональной инфраструктурой (сравнимой по развитости с ресурсами локальных операторов), завышенная стоимость комплексных услуг, неразвитость
Решить эти задачи сложно, но если этого не делать вообще, то полноценными игроками рынка комплексной логистики наши провайдеры могут и не стать.
Воспользовавшись отсутствием входных барьеров, иностранцы со временем начнут активно осваивать и этот сегмент. Они гораздо лучше владеют наукой логистики и обладают иными финансовыми ресурсами. Причем, выходя на российский рынок, зарубежные операторы не будут развивать активы с нуля. Европейская
Тупиковый период
То ли потому что планы по экспансии западных логистов не держатся в особом секрете, то ли просто потому что хорошие перспективы рынка комплексной логистики очевидны, многие отечественные компании пробуют «играть на опережение», заявляя о стремлении стать полноценными
Так, не дожидаясь прихода иностранных игроков, компания «Русская логистическая служба» (RLS) уже планирует покупку мелких
Мустафа Умеров, начальник отдела снабжения
— Издержки на транспортировку сегодня составляют не менее четверти конечной стоимости товара. Эти 25% включают в себя и повышенные затраты на амортизацию автотранспорта
Дмитрий Ирхин, генеральный директор РУТЭП «Севкавмежавтотранс», считает, что все владельцы грузового автотранспорта — и физлица, и автотранспортные предприятия — должны находиться в равных правовых условиях, а для этого необходимо принятие нормативных документов о допуске перевозчиков к осуществлению междугородних перевозок. Аналогичное постановление Правительства РФ действует в отношении международных автоперевозчиков.
— Нужно предусмотреть такие критерии соответствия, как обязательное страхование ответственности перевозчика, как это принято во всем цивилизованном мире, его финансовая устойчивость, год выпуска автомобиля, опыт вождения водителя. Парк грузовых автотранспортных средств в регионах постоянно увеличивается, но эффективность и безопасность его работы снижается, — констатирует Дмитрий Ирхин.— Стоимость доставки груза на большегрузных автомобилях в зависимости от расстояния может достигать 100 и более тысяч рублей. Учитывая, что в России насчитывается до 5 млн. грузовых автомобилей, можно представить, в какую сумму обходится стоимость оказываемых автоуслуг. Но на автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, отсутствует достоверный учет фактически выполняемых работ. Нельзя закрывать глаза на то, что значительная часть междугородних автоперевозок идет за наличный расчет,
По словам Владимира Приказчикова, директора ООО «Паллада Трэвел», около 80% перевозчиков являются индивидуальными предпринимателями, не платящими НДС, и проконтролировать реальные финансовые потоки, которые проводятся через них, невозможно.
Этим успешно пользуется множество нечистых на руку грузоотправителей.
— Необходимо создать монополию на ценообразование в сфере автоперевозок путем введения государственной тарификации и снятия НДС с транспортных расходов,— предлагает Владимир Приказчиков.— Для закрытия каналов по отмыванию денежных средств выполнение рейсов нужно производить только через логистические службы, которые будут являться гарантом реальности выполненных рейсов. Грузоперевозчиков следует перевести с вмененного дохода на реальный. Если установить для них упрощенный
Говорят складно
Еще один аспект развития логистических услуг — складская недвижимость. Благоприятствовать дальнейшему развитию комплексных логистических услуг может грамотное складирование и дистрибуция товаров (ответственное хранение и переработка грузов, формирование заказов, переупаковка, маркировка и паллетирование товаров, таможенный осмотр). Для акцентирования внимания на данных направлениях деятельности необходимо формирование качественной инфраструктуры в виде
Рынок складских услуг находится на начальной стадии своего развития. На территории края отсутствуют складские помещения, терминалы и логистические центры класса «А». Этот сегмент представлен в основном зданиями еще советской постройки, которые не отвечают современным требованиям, уровень арендных ставок при этом достаточно высок. Впрочем, эксперты прогнозируют неизбежное развитие этого сектора логистики. Склады и логистические парки — очень привлекательный для инвестиций сегмент рынка коммерческой недвижимости. Стремительное увеличение грузопотока порождает высокий спрос на складскую недвижимость. Современные требования к складам должны превратить их в логистические центры, где пересекаются грузопотоки и документооборот.
В стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года запланировано создание 72
— Компании концентрируются на собственных ключевых компетенциях и готовы отдавать складскую деятельность, как и транспортную составляющую, на аутсорсинг. Расширяется предложение комплексных логистических услуг от международных операторов. Растет розничный сектор торговли — в регион выходят крупные сетевики. Относительно высок уровень рентабельности складских проектов на фоне дефицита складских услуг,— перечисляет Тимур Захарченко, директор
В Краснодарском крае объем коммерческих складских площадей аналитики Knight Frank оценивают всего в 350 тыс. кв. м, отмечая, что потребности в качественных складах быстро растут и уже превышают 500 тыс. кв. м. На данный момент в Краснодарском крае заявлено 11 логистических проектов класса «А». Четыре — у компании СИК «Девелопмент Юг» (450 тыс. кв. м), по одному у «Истфилд Лоджистикс» (110 тыс. кв. м), компании
Правда, многие проекты, которые девелоперы активно анонсировали в 2006–2007 гг., в ЮФО заморожены. С одной стороны, по мнению риелторов, процесс затягивает перевод земель сельхозназначения (которые чаще всего покупали девелоперы в южнороссийских регионах под строительство комплексов) в земли промназначения. С другой —
Хотя есть и исключения: девелоперская компания Parkridge Holdings от заявленного строительства вблизи Краснодара складского комплекса класса «А» площадью 150 тыс. кв. м не отказывается. Объем инвестиций в проект, который предполагается реализовать в течение 5–6 лет, составит$100 млн. И хотя решение о строительстве логопарка на территории Адыгеи было принято еще год назад до появления признаков мирового финансового кризиса, по словам Алексея Новикова, генерального директора Parkridge Russia Services, несмотря на временные трудности от своего плана холдинг отказываться не собирается.
Прогноз на годы
Если оценивать перспективы дальнейшего развития рынка логистических услуг, то все будет зависеть от развития инфраструктуры, динамики экономического роста и потребительского спроса, соотношения цены и качества, уровня инвестиций, государственной поддержки и законодательного регулирования. Инициатива в области инвестиций уже проявляется. Координационный совет промышленников и предпринимателей ЮФО разработал проект стратегии развития
По словам заместителя руководителя аппарата Координационного совета промышленников и предпринимателей ЮФО Александра Потеряхина, планируется, что две трети от объема требуемых инвестиций составят средства инвесторов, одну треть — бюджетные средства (в тех случаях, где речь пойдет о социальных проектах, таких как строительство дорог, связывающих населенные пункты). Всего для эффективного развития
Многие участники рынка связывают рост данной отрасли с укрупнением промышленного и торгового комплекса, расширением сетей дистрибуции, развитием экономики в целом. По мнению специалистов РБК, сегмент автоперевозок ожидает дальнейшего прироста, обусловленного физическим ростом потребностей и объемов грузоперевозок, а также стремительным появлением новых автотранспортных предприятий. К 2010 году объем перевозки грузов железнодорожным транспортом может возрасти более чем на 30% по сравнению с 2004 годом. А наиболее высокие темпы роста (около 30% в год) ожидаются в сегменте комплексной логистики (хранения и дистрибуции товаров), что определяется исходно низким уровнем развития данного вида услуг, существенным превышением спроса над предложением и перспективами масштабного строительства современных складских комплексов.