Второе дыхание

Второе дыхание

Цена дорожно-строительной техники за три года эксплуатации снижается на 30–40%

Растущий спрос на строительную и дорожную технику, бывшую в употреблении,— одна из особенностей российского рынка, отличающих его от западноевропейского. Это направление бизнеса появилось в нашей стране не более пяти лет назад, и в настоящий момент, по мнению большинства экспертов, данная рыночная ниша все еще далека от насыщения.

Как отмечает большинство участников рынка, приобретение именно подержанной строительной техники зачастую является оптимальным решением, особенно для небольших компаний. В ряде стран бывшая в употреблении спецтехника занимает до 20% рынка строительного оборудования. В последние годы оживился и российский рынок «вторичной» техники импортного производства, что стало толчком к росту числа компаний, занимающихся реализацией подержанных моделей.

За и против

Как и любое другое рыночное предложение, бывшее в употреблении оборудование имеет как достоинства, так и недостатки. Основным преимуществом б/у техники перед новыми моделями является низкая стоимость. К примеру, после трех лет эксплуатации цена дорожно-строительной техники падает в среднем на 30–40%, а через пять лет и вовсе дешевеет в два раза относительно первоначальной стоимости. Это очень удобно для новых компаний на стадии становления бизнеса, а также для небольших организаций, которые, несмотря на отсутствие необходимых средств, предпочитают качественных «европейцев» китайским аналогам.

К неоспоримым плюсам также можно отнести сокращенные сроки поставки. Это особенно важно в случае, когда речь идет о тяжелой технике, такой как, например, гусеничные краны, асфальтоукладчики, дорожные фрезы, бульдозеры, трубоукладчики. Время трансферта таких моделей нередко составляет от полугода и выше. Кроме того, эксперты замечают, что в некоторых случаях качество б/у техники на порядок выше аналогичной новой. «Дело в том, что существует общемировая тенденция переноса производства из индустриально развитых государств в “третьи” страны с сопутствующим снижением уровня качества продукции»,— раскрыл секрет на первый взгляд парадоксальной ситуации Сергей Скориков, заместитель генерального директора ООО «ПСМ-Техно».

«Ситуация с подержанной импортной и новой отечественной спецтехникой сравнима с тем, что происходит на рынке обычных автомобилей,— считает Алексей Беклемешев, специалист отдела продаж ООО «Ростехника».— Автолюбители до сих пор предпочитают покупать бывшие в употреблении иномарки, нежели новые отечественные машины».

Есть и другое мнение. Некоторые игроки рынка считают, что экономию на приобретении подержанной машины с лихвой компенсирует в скором времени необходимый капитальный ремонт. Владимир Шаповалов, менеджер ООО «Трейд-Авто»:

— Ремонт приобретенной б/у спецтехники может выйти даже дороже стоимости самой покупки. Лучше купить новую технику хорошего китайского производителя, к примеру, China Longgong, с гарантией и сервисным обслуживанием и по такой же хорошей цене.

Однако известны случаи, когда дорожно-строительное предприятие успешно эксплуатировало 20-ти летнюю импортную технику, а купленные новые отечественные и китайские модели после двухлетней эксплуатации приходили в полную негодность. Получается, что главным фактором «жизнеспособности» оборудования является не характеристика «новый–подержанный», а заложенный производителем запас прочности и условия эксплуатации. Сравнивая цену и технические возможности б/у импортной и новой отечественной строительной техники, многие эксперты отдают предпочтения первому варианту. В европейских машинах изначально заложен высокий технический уровень, поэтому они остаются высокотехнологичными после трех, четырех и даже шести лет эксплуатации. Их высокий остаточный ресурс позволяет с меньшими издержками выполнить больший объем работы, по сравнению с новыми отечественными моделями.

К примеру, завод Liebherr на свою строительную технику дает гарантию до 20 тысяч моточасов работы двигателя до капитального ремонта. Вот и получается, что если оборудование эксплуатировалось 3–4 года (около 5–8 тысяч выработанных моточасов), вычислить его остаточный ресурс несложно.

Покупателю на заметку

По словам участников рынка, многое зависит и от выбора поставщика. К примеру, некоторые компании покупают изношенную технику по бросовым ценам и после легкого косметического ремонта и ряда незаконных операций выдают ее почти за новую. «Как правило, в этом случае мошенники не дают никаких гарантий, а все последующие нарекания со стороны покупателя парируют “неправильным режимом эксплуатации”»,— отмечает Антон Пахомов, генеральный директор «ПСМ-Техно».

Качественную подержанную спецтехнику можно найти только в фирмах, которые работают с компаниями, обеспечивающими надлежащий уход за оборудованием. В этом случае покупателю не стоит переживать за достоверность информации о техническом состоянии, ведь на всю продукцию предоставляется гарантия.

Михаил Винокуров, генеральный директор ООО «Юг-Спецтехника»:

— Мы не рекомендуем своим клиентам приобретать б/у технику отечественного или китайского производства. Если приобретение новой техники этих производителей и несет определенные плюсы, то покупка подержанного оборудования — весьма рискованное в экономическом отношении мероприятие.

Перспектива роста

В настоящее время наибольшей популярностью пользуется продукция именитых брендов. Самыми востребованными марками бывшей в употреблении техники остаются Hyundai, Atlas Copco, Komatsu, Caterpillar, Liebherr, Terex.

В последнее время резко увеличился спрос на продукцию из США, которая предлагается с небольшой наработкой по сравнительно низкой цене. Причина такого развития событий в том, что в странах Западной Европы и США строительное оборудование часто закупается под конкретный проект. Стоимость техники учитывается при формировании проектно-сметной документации, а после окончания строительства все оборудование массово распродается. Отсюда и весьма приличный остаточный моторесурс спецтехники, и ее относительно невысокая стоимость.

Из-за растущего спроса на рынке ЮФО увеличивается и число компаний, специализирующихся на реализации подержанной спецтехники. Правда, некоторые строительные компании периодически делают попытки самостоятельного завоза бывшей в употреблении европейской техники. Но отсутствие проверенных схем, а также опыта участия в аукционах значительно снижает эффективность таких сделок. В настоящий момент рынок подержанной спецтехники края находится в стадии формирования, и многие специалисты приписывают ему успешное развитие.

Максим Степанцов, заместитель генерального директора ООО «СочиСтройТехника»:

— Рынок б/у техники имеет весьма широкие перспективы, особенно на фоне экономического кризиса, когда приобретение новой качественной техники стало недоступным для ряда организаций.

К сожалению, пока финансовое состояние большинства покупателей спецтехники не позволяет приобретать новые «европейцы», а подходящие по цене российские или китайские модели зачастую сильно отстают от их уровня. Поэтому большая часть работников строительной индустрии уверена, что у рынка подержанной техники есть все предпосылки для дальнейшего динамичного развития.

Логотип Вестник Строительство