Как отмечает большинство участников рынка, приобретение именно подержанной строительной техники зачастую является оптимальным решением, особенно для небольших компаний. В ряде стран бывшая в употреблении спецтехника занимает до 20% рынка строительного оборудования. В последние годы оживился и российский рынок «вторичной» техники импортного производства, что стало толчком к росту числа компаний, занимающихся реализацией подержанных моделей.
За и против
Как и любое другое рыночное предложение, бывшее в употреблении оборудование имеет как достоинства, так и недостатки. Основным преимуществом б/у техники перед новыми моделями является низкая стоимость. К примеру, после трех лет эксплуатации цена
К неоспоримым плюсам также можно отнести сокращенные сроки поставки. Это особенно важно в случае, когда речь идет о тяжелой технике, такой как, например, гусеничные краны, асфальтоукладчики, дорожные фрезы, бульдозеры, трубоукладчики. Время трансферта таких моделей нередко составляет от полугода и выше. Кроме того, эксперты замечают, что в некоторых случаях качество б/у техники на порядок выше аналогичной новой. «Дело в том, что существует общемировая тенденция переноса производства из индустриально развитых государств в “третьи” страны с сопутствующим снижением уровня качества продукции»,— раскрыл секрет на первый взгляд парадоксальной ситуации Сергей Скориков, заместитель генерального директора
«Ситуация с подержанной импортной и новой отечественной спецтехникой сравнима с тем, что происходит на рынке обычных автомобилей,— считает Алексей Беклемешев, специалист отдела продаж ООО «Ростехника».— Автолюбители до сих пор предпочитают покупать бывшие в употреблении иномарки, нежели новые отечественные машины».
Есть и другое мнение. Некоторые игроки рынка считают, что экономию на приобретении подержанной машины с лихвой компенсирует в скором времени необходимый капитальный ремонт. Владимир Шаповалов, менеджер
— Ремонт приобретенной б/у спецтехники может выйти даже дороже стоимости самой покупки. Лучше купить новую технику хорошего китайского производителя, к примеру, China Longgong, с гарантией и сервисным обслуживанием и по такой же хорошей цене.
Однако известны случаи, когда
К примеру, завод Liebherr на свою строительную технику дает гарантию до 20 тысяч моточасов работы двигателя до капитального ремонта. Вот и получается, что если оборудование эксплуатировалось 3–4 года (около 5–8 тысяч выработанных моточасов), вычислить его остаточный ресурс несложно.
Покупателю на заметку
По словам участников рынка, многое зависит и от выбора поставщика. К примеру, некоторые компании покупают изношенную технику по бросовым ценам и после легкого косметического ремонта и ряда незаконных операций выдают ее почти за новую. «Как правило, в этом случае мошенники не дают никаких гарантий, а все последующие нарекания со стороны покупателя парируют “неправильным режимом эксплуатации”»,— отмечает Антон Пахомов, генеральный директор
Качественную подержанную спецтехнику можно найти только в фирмах, которые работают с компаниями, обеспечивающими надлежащий уход за оборудованием. В этом случае покупателю не стоит переживать за достоверность информации о техническом состоянии, ведь на всю продукцию предоставляется гарантия.
Михаил Винокуров, генеральный директор
— Мы не рекомендуем своим клиентам приобретать б/у технику отечественного или китайского производства. Если приобретение новой техники этих производителей и несет определенные плюсы, то покупка подержанного оборудования — весьма рискованное в экономическом отношении мероприятие.
Перспектива роста
В настоящее время наибольшей популярностью пользуется продукция именитых брендов. Самыми востребованными марками бывшей в употреблении техники остаются Hyundai, Atlas Copco, Komatsu, Caterpillar, Liebherr, Terex.
В последнее время резко увеличился спрос на продукцию из США, которая предлагается с небольшой наработкой по сравнительно низкой цене. Причина такого развития событий в том, что в странах Западной Европы и США строительное оборудование часто закупается под конкретный проект. Стоимость техники учитывается при формировании
Максим Степанцов, заместитель генерального директора ООО «СочиСтройТехника»:
— Рынок б/у техники имеет весьма широкие перспективы, особенно на фоне экономического кризиса, когда приобретение новой качественной техники стало недоступным для ряда организаций.
К сожалению, пока финансовое состояние большинства покупателей спецтехники не позволяет приобретать новые «европейцы», а подходящие по цене российские или китайские модели зачастую сильно отстают от их уровня. Поэтому большая часть работников строительной индустрии уверена, что у рынка подержанной техники есть все предпосылки для дальнейшего динамичного развития.