ЖКХ — площадка для инвесторов

ЖКХ — площадка для инвесторов

Что выигрывает от этого население?

Уют и тепло в квартире, исправная работа всех внутридомовых коммуникаций заботят человека гораздо больше, чем макроэкономические вопросы. По данным опросов, регулярно проводимых отделом социально-политического анализа и прогнозирования главного управления пресс-службы и информации администрации области, ситуация в ЖКХ устойчиво занимает второе место в рейтинге волнующих донское население проблем, сразу после общего роста цен.

В настоящее время отрасль переживает коренное реформирование и обновление. «Вестник минстроя» постоянно уделяет и впредь будет уделять еще больше внимания этим процессам. Наш собеседник сегодня — заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области Анатолий Плескачев.

— Анатолий Борисович, традиционный, но от этого не менее актуальный вопрос. Каким стал для курируемой вами отрасли 2006 год, что можно занести в его актив?

— В прошлом году продолжался непростой процесс решения десятилетиями накапливавшихся проблем и эволюционного преобразования самого ЖКХ. Я бы сравнил его с тяжело загруженным кораблем, который постепенно ложится на верный курс. До недавнего времени это была, наверное, последняя отрасль, где еще не действовали рыночные рычаги, а финансирование осуществлялось по остаточному принципу, да и эти средства из-за отсутствия экономических стимулов не всегда использовались эффективно.

При этом надо учитывать, что жилищно-коммунальный комплекс Ростовской области — один из самых крупных на Юге России. Общая площадь жилого фонда — более 85 млн. кв. метров, из которых 1,7 млн. ветхого и аварийного. Отпуск теплоэнергии для коммунальных нужд осуществляют 3535 котельных, протяженность уличных тепловых сетей — более 2800 км.

Каждые сутки в водопроводную сеть области подается 1,32 млн. кубометров воды, а через канализационные сооружения пропускается 0,66 млн. кубометров стоков. Эту работу обеспечивают 463 насосные станции и 99 водопроводных и канализационных очистных сооружений.

Назову еще одну цифру — 1682, столько в области предприятий ЖКХ различных форм собственности, работающих во всех городах и сельских районах Дона. Согласитесь, в одночасье реформировать, укрепить и модернизировать такой солидный комплекс нереально.

Тем не менее положительные тенденции набирают силу. Не буду утомлять читателей цифровыми выкладками, приведу примеры, которые у всех перед глазами. Стоит зима, время, которое принято считать главным экзаменом коммунальщиков. Нынче она, правда, мягкая, а вот прошлогодняя изобиловала невиданными морозами. И хотя совсем без аварий, как «заморозка» водопровода в Красном Сулине, не обошлось, но это все же были единичные инциденты, а в целом отрасль не подводила и не подводит.

Повышение надежности работы коммунальных служб — во многом результат целенаправленной политики руководства области по поддержке ЖКХ. Общий объем бюджетной помощи составил в минувшем году около 3 млрд. рублей. В частности, 539,4 млн. рублей было выделено на капитальный ремонт муниципального жилого фонда.

Начиная с 2004 года, приведено в порядок более полутора тысяч многоквартирных домов, вместе с тем еще 35 тысяч многоэтажек ждут своей очереди. 94,47 млн. рублей составило финансирование строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов теплоэнергетики, благодаря чему в области своевременно был начат отопительный сезон. 240,99 млн. рублей областных средств вложено в 2006 году в реконструкцию и капитальный ремонт водопроводно-канализационного хозяйства. Их освоение позволило повысить надежность водоснабжения в 8 городах и 48 сельских поселениях…

Впрочем, строить иллюзии по поводу финансового благополучия отрасли не стоит. Только на поддержание жилья в нормативном состоянии необходимо ежегодно тратить 8,5 млрд. рублей, а на ликвидацию недоремонта прошлых лет требуется и вовсе астрономическая цифра — 65 млрд!

Только за счет бюджета всего не переделаешь, он уже сейчас работает на пределе своих возможностей. Но есть главное, что вселяет оптимизм — демонстрируемый руководством области системный подход к решению проблем отрасли, диверсификация источников ее финансирования, программно-целевое планирование. Приоритет отдается водо-канализационному хозяйству и экологической безопасности. За последнее время здесь построено пять новых объектов, с применением современных технологий обновлены десятки километров ветхих теплотрасс и водопроводов.

После ввода новых очистных сооружений Ростова начата подготовка к строительству ОСК во всех населенных пунктах бассейна Дона и Северского Донца. Наконец, 14 млрд. рублей будет направлено до 2010 года на реализацию областной программы модернизации коммунальных объектов. Два инвестиционных проекта этой программы, по модернизации и реконструкции водоснабжения и водоотведения в городах Аксае и Батайске, уже переданы в Росстрой для участия в федеральном конкурсе в рамках ФЦП «Жилище»…

— Примерно о таком подходе говорил на первом в нынешнем году заседании Госсовета президент Путин, заостривший внимание губернаторов и министров на проблемах ЖКХ и потребовавший на всех уровнях активизировать работу по их решению, чтобы потом не пришлось восстанавливать то, что уже утрачено. Хотелось бы, чтобы вы подробнее осветили вопрос привлечения инвестиций, необходимых для модернизации и дальнейшего развития жилищно-коммунального комплекса.

— Это одно из краеугольных направлений работы в сфере ЖКХ, и по объемам привлеченных в отрасль инвестиций 2006 год можно назвать прорывным, в том числе в становлении такой новой формы работы, как частно-государственное партнерство. Наиболее значимыми являются проекты, направленные на обеспечение населения качественной питьевой водой.

Так, по инициативе губернатора разработан проект по реконструкции систем водоснабжения и водоотведения Ростова, Таганрога и Новочеркасска, осуществляемый без привлечения бюджетных средств, за счет собственных ресурсов водоканалов и кредита Международного банка реконструкции и развития в сумме $30 млн. В 2006 году на его реализацию поступил первый транш в $5,9 млн, еще $2,4 млн выделили водоканалы.

В соответствии с инвестиционным договором ОАО «ПО «Водоканал» г. Ростов-на-Дону» и ООО «Евразийское водное партнерство» 1,1 млрд. рублей направляется на строительство и реконструкцию водоводов донской столицы, причем более половины этой суммы уже освоено.

ОАО «Евразийский» совместно с региональными и муниципальными властями разработало рассчитанную на 14 лет «Комплексную программу строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова и юго-запада Ростовской области» стоимостью 19,5 млрд. рублей и с соотношением частного и государственного капитала 3 к 1. Ее реализация позволит кардинально улучшить обеспечение питьевой водой Ростова и прилегающих территорий, даст возможность дополнительно построить там 12,6 млн. кв. метров жилья.

Отдельно обратил бы ваше внимание на совместный проект ОАО «Региональный водоканал «Дон ВК Юг» и швейцарской фирмы АВВ, реализуемый в Зернограде, Шахтах, Красном Сулине, Зверево, Гуково, Новошахтинске. Его особенность — участие там местных предприятий-банкротов. Инвестор повышает их привлекательность, сохраняет, как единое целое, помогает перейти на новые организационно-правовые формы и качественно новый уровень работы. В том же Новошахтинске, где вода поступала в краны всего несколько часов в день, она теперь подается круглосуточно.

Этими примерами участие бизнеса в сфере ЖКХ не исчерпывается. Успешно работают акционерные общества «Исток» (Каменск-Шахтинск), «Зерноградские тепловые сети», «Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой» и ряд других, вкладывающие немалые средства в восстановление и развитие различных сфер коммунального комплекса.
Следующей крупной площадкой для бизнеса должны стать управляющие компании. Рынок там пока находится только в стадии формирования, но в силу стабильного и растущего спроса на коммунальные услуги имеет высокую привлекательность для инвесторов.

— Инвестиционная активность — весомый аргумент в споре с теми, кто считает жилищно-коммунальную отрасль некой «черной дырой», поглощающей без видимой отдачи любые капиталовложения, и неспособной работать рентабельно. Все в конечном счете зависит от людей, должным образом простимулированного отношения к делу, не так ли?

— Безусловно, и одним из условий финансово-экономической стабилизации предприятий отрасли является создание эффективной системы управления, в том числе путем создания новых акционерных обществ и преобразования в них действующих МУПов, развитие рыночных отношений с привлечением хозяйствующих субъектов различных организационно- правовых форм собственности.

К началу этого года в ЖКХ области насчитывалось 22 АО, в течение двух лет планируется акционирование еще 32 предприятий. Хотелось бы больше, но серьезным тормозом на пути структурных преобразований и привлечения в эту сфере частного бизнеса является отсутствие правоустанавливающих документов на объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Дефицит средств, необходимых для оформления прав собственности на имущество, находящееся в ведении только готовящихся к акционированию 32 предприятий, составляет более 100 млн. рублей. Есть у этой проблемы и другая сторона, министерству известны случаи, когда прием уже оформленного имущества при попустительстве местных властей непозволительно затягивается.

Раскачка здесь недопустима. Тем более, смена организационно-правовой формы предприятия — это только начало работы по его реформированию. Дальнейшими шагами должны стать оптимизация структуры управления, реструктуризация задолженности, формирование основы для повышения его инвестиционной привлекательности.
Никто, кстати, не ставит задачу отдать все ЖКХ «на откуп» частнику, и не настаивает на монополизме какой-то одной формы собственности. Практика показала, что муниципальные предприятия способны вполне успешно работать в небольших городах и сельских поселениях, где все друг друга знают и выше персональная ответственность.

К сожалению, нередко местные власти действуют вопреки здравому смыслу и играют со своими избирателями в популистские политические игры, искусственно сдерживая ставки тарифов на услуги ЖКХ. Ничего общего с заботой о людях это не имеет и ни к чему хорошему не приводит: потенциальные инвесторы отрасли обходят такие города и районы стороной, действующие предприятия оказываются банкротами, а страдает в итоге население, недополучающее коммунальные услуги.

Что касается позиции областного руководства, то принято решение о том, что ежегодный рост тарифов не должен превышать 20%. Практика показала его верность, ограничения ввели и на федеральном уровне. По федеральному стандарту семья не должна тратить на услуги ЖКХ более 22% своих доходов. У нас сегодня региональный стандарт – 20%. Планируем постепенно снизить эту планку до 14%, чтобы малоимущие жильцы не страдали от роста цен. А люди состоятельные в силах оплачивать за услуги их полную стоимость…

— Как известно, Государственная Дума продлила срок, до истечения которого население должно определиться с выбором способа управления своими домами. Означает ли это, что и коммунальщики получают своего рода отсрочку?

— Должен с вами не согласиться и внести важное уточнение. Продлевается не срок выбора способа управления, а конкурсный период отбора управляющих и обслуживающих компаний, желающих попробовать свои силы в жилищно-коммунальной отрасли. Так что ни о какой отсрочке, расслаблении не может быть и речи, напротив, это время должно быть использовано для овладения передовыми, эффективными методами работы.

В области немало лидеров, которые могут служить другим образцом для подражания, например, многоотраслевое ОАО «Коммунальщик Дона», на базе которого был проведен всероссийский семинар. Пример коллегам показывает и фирма «Лидер», где на телефоне «горячей линии» с населением работает дипломированный психолог.

Строители также приходят в ЖКХ. Например, концерн «Единство» занимает одну из ведущих в Ростове позиций по вводу жилья, а его дочерняя структура ООО «Элита-сервис» берет на себя обслуживание этих домов, причем, выполняет свою работу с высоким качеством и, что немаловажно, на уровне муниципальных тарифов.

В то же время не секрет, что кое-где реформа пока сводится к простому переименованию вчерашних ЖЭКов и ЖЭУ в управляющие компании. Я, как руководитель отрасли, категорически заявляю, что такие «невинные хитрости» не пройдут!

Что же касается населения, то искусственно форсировать выбор им способа управления, ограничивать его строгими временными рамками, не стоит. Люди должны, что говорится, «дозреть» до принятия самостоятельного и ответственного решения. И в этом им должны помогать органы местного самоуправления, специалисты-коммунальщики, в большинстве своем еще не осознавшие важность работы с населением.

Хотя практика дает и другие примеры. Если в целом по области выбор сделали около 20% собственников жилья, то в Волгодонске таких — более 90%. Чем это можно объяснить? Да тем, что лично мэр города и его «команда» ведут широкую разъяснительную работу с жителями и учитывают их мнение при реализации положений Жилищного кодекса, привлекают общественность, председателей ТСЖ к разработке местных нормативно-правовых актов и т.д.

Товарищества собственников жилья вообще нуждаются во всемерной поддержке. На мой взгляд, неверно, когда с объединения людей, добровольно взваливших на себя нелегкую ношу по приведению в порядок и сохранению своих домов, взимают налоги, как с какой-нибудь бизнес-структуры. На мой взгляд, было бы целесообразно освободить ТСЖ от всех видов налоговых платежей, может быть, кроме тех случаев, когда они сдают часть своих площадей в коммерческую аренду.

Впрочем, в любом случае оставлять жильцов наедине с коммунальными проблемами было бы неверно. По подсчетам специалистов, затраты на капитальный ремонт 80-квартирного дома со степенью износа 45% (а таких большинство) составляют в среднем 7 млн. рублей. Чтобы накопить эту сумму, собственникам требуется около 15 лет при условии, что ежемесячно они будут отчислять на капремонт по 6 рублей за кв. метр общей площади своего жилья и своей доли общего имущества, что малореально.

Поэтому, воспользовавшись ст. 165 Жилищного кодекса, мы разработали проект закона «Об утверждении областной целевой программы создания условий для управления многоквартирными домами на территории Ростовской области в 2007-2009 годах», уже прошедший первое чтение в Законодательном собрании.

На его реализацию потребуется выделить из областного бюджета 2,951 млн. рублей, в том числе 756,9 млн. рублей уже в этом году. Они будут, в частности, направлены на предоставление субсидий на капитальный ремонт домов на принципах его софинансирования с собственниками жилья (затраты последних составят 10% от объема предоставляемых бюджетных средств), субсидирование процентной ставки по кредитам, выделяемым на капремонт управляющим компаниям и ТСЖ, оплату жильцам их доли в софинансировании, если она в совокупности с другими коммунальными платежами превысит максимально допустимую планку расходов семьи на услуги ЖКХ.

В то же время, с целью обеспечения контроля и целевого использования средств их предоставление оговаривается рядом условий. Во-первых, муниципалитеты должны иметь планы мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, а претендующие на господдержку жильцы — определиться со способом управления домом, оформив это соответствующими документами. И, во-вторых, общее собрание собственников жилья должно принять решение о проведении капитального ремонта, определив порядок и долю участия в нем жильцов, размер платы и способ накопления средств на капремонт…

В стадии разработки проект другого важного закона — «Об энергосбережении», цель которого — рациональное потребление энергоресурсов и, как следствие, не только более устойчивое обеспечение ими ЖКХ, но и снижение расходов населения на оплату коммунальных услуг.

— Думается, этот законопроект обязательно получит поддержку в ходе дальнейших депутатских чтений и скоро будет «делать погоду» в жилищно-коммунальном комплексе области. А теперь хотелось бы поговорить о той погоде, что сейчас за окном.

Зимние месяцы на Дону капризны, тихие солнечные деньки в одночасье сменяются хмарью, несущей снегопады, почему-то неожиданные для коммунальщиков. Создается впечатление, что если за приведение в порядок жилых домов, обеспечение их водой и теплом в области взялись по настоящему, то вопросы благоустройства, поддержания в надлежащем состоянии тротуаров и дорог, особенно в период ненастья, остаются на втором плане.

— Видимо, информация, которой вы владеете, устарела. Эта работа признана одним из приоритетов донского ЖКХ и получает растущую финансовую поддержку. Так, в 2006 году на капитальный ремонт тротуаров и благоустройство внутриквартальных проездов и дворов было выделено более 260 млн. рублей.

С данной суммой сопоставимы бюджетные расходы на оснащение муниципальных предприятий коммунальной техникой (272,8 млн. рублей). Всего же, начиная с 2004 года, из областного бюджета на эти цели было направлено 718 млн. рублей, что позволило довести уровень технической оснащенности в отрасли до 85,9%.

Другое дело, насколько эффективно используется эта техника. К сожалению, известны примеры, когда дорогостоящие машины стоят без дела, как бы в роли «выставочных образцов», а уборка улиц ведется по старинке, с помощью метелок и лопат. А ведь есть у кого учиться: в уже упомянутом мной ОАО «Коммунальщик Дона» механические помощники используются полный световой день, а при необходимости и в круглосуточном режиме.

К тем же, кто учиться не желает, будет предъявляться спрос по самым строгим меркам. Возможно, имеет смысл и пересмотреть порядок распределения новой коммунальной техники между муниципальными образованиями и предприятиями, направляя ее, в первую очередь, туда, где она дает максимальную отдачу…

Очень много зависит и от позиции населения. В 2006 году по инициативе областных властей прошел первый конкурс на лучший по уровню благоустройства райцентр и сельское поселение Дона. Мы, честно говоря, даже не ожидали такого отклика и подъема, с которым люди взялись помогать коммунальщикам наводить чистоту и порядок в своих городах и поселках. Неслучайно было решено сделать такие конкурсы ежегодными.

— Спасибо, Анатолий Борисович за состоявшийся разговор. В заключение хотелось бы, чтобы вы еще раз расставили акценты на приоритетных направлениях реформирования отрасли в наступившем году.

— Если вкратце, то это дальнейшее повышение ее инвестиционной привлекательности, развитие частно-государственного партнерства, создание условий для финансового оздоровления коммунальных предприятий, снижения издержек и повышения качества предоставляемых ими услуг, оказание государственной поддержки модернизации ЖКХ и общественному самоуправлению в жилищной сфере. Основная работа, конечно, еще впереди.

Но уже налицо положительные подвижки, которые успели заметить и отметить не только жители Ростовской области, но и на федеральном уровне. Напомню, что посетивший осенью Дон глава администрации президента России Сергей Собянин назвал ростовский жилищно-коммунальный комплекс в числе лучших в стране и рекомендовал распространить его опыт в других регионах.

— Буквально в двух словах основной «секрет» этого успеха…

— Просто мы никогда не занимались популизмом, предпочитая повседневную черновую работу со специалистами отрасли, инвесторами, населением. И общими усилиями добиваемся, чтобы большой и тяжелый корабль ЖКХ не дрейфовал по волнам, а уверенно двигался к цели.

Логотип Вестник Строительство