Ставка — на промзоны

Ставка — на промзоны

Донские власти нашли способ решить проблему инфраструктурных ограничений и привлечь в регион дополнительные инвестиции

Еще в прошлом году Ростовская область представила на суд правительственной комиссии проект Красносулинской особой экономической зоны (ОЭЗ) производственно-промышленного типа. Предлагалось, используя средства бюджета, создать для потенциальных резидентов необходимую инженерную инфраструктуру, обеспечить им налоговые льготы и свободный таможенный режим. А взамен получить 15 тысяч дополнительных рабочих мест, стимул к развитию малого бизнеса, крупного платежеспособного потребителя услуг ЖКХ и т.д.

Однако Центр сделал выбор в пользу других ОЭЗ…

— На Дону было 65 шахт, а осталось 15. Это большая проблема, — комментировал губернатор Владимир Чуб. – Мы говорим правительству: давайте создавать здесь. А нам отвечают: сначала покажите, с кем будете работать… Моя точка зрения: ОЭЗ нужны не на Кремлевской площади, а там, где нет рабочих мест и есть избыток рабочей силы. Зачем обеспечивать льготные условия в территориях, в которые инвесторы и так дружно придут?..

К настоящему моменту Москва не сказала ни «да», ни «нет». Донские власти рассчитывают услышать все-таки «да». Но время – золото. Параллельно в области началась масштабная работа по созданию «малых» промышленных зон.

Начальник отдела инвестиционной и инновационной политики Министерства экономики Ростовской области Игорь Дергилев рассказал, что уже подготовлен проект соответствующего регионального закона. В работе над ним принимали участие все основные министерства и ведомства во главе с первым заместителем губернатора Иваном Станиславовым. Во внимание принимались собственное инвестиционное законодательство и опыт работы с инвесторами других регионов, требования Градостроительного и Земельного кодексов…

Целями формирования промышленных зон провозглашены: обеспечение комплексного решения значимых социально-экономических вопросов Ростовской области, повышение уровня жизни местного населения, сглаживание дифференциации в уровнях развития муниципальных образований Дона посредством улучшения инвестиционного климата и создания условий для развития конкурентоспособных производств.

Задачи формирования промышленных зон: рациональное размещение производительных сил; создание развитой сети инвестиционных площадок, готовых к размещению объектов промышленности, логистики и сопутствующего им сервиса, а также объектов инновационной сферы; оптимальное использование территориальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов; увеличение темпов промышленного роста и объемов выпускаемой продукции; обеспечение занятости населения и создание новых рабочих мест; повышение качества и конкурентоспособности продукции; наращивание налогооблагаемой базы и доходов бюджетов всех уровней.

Резидент надежды нашей…

По словам заместителя губернатора Юрия Андриади, в Ростовской области будет создано минимум семь промышленных зон: Кулешовская, Самарская, Азовская, Южно-Батайская, Красносулинская, Мясниковская и Заречная. Ставка делается на якорных резидентов, способных «подсказать» вектор и географию развития бизнеса другим компаниям.

Пока наиболее активно разрабатывается Кулешовская промзона в Азовском районе. Уже известно, что в ней разместятся несколько крупнейших в масштабах не только Ростовской области, но и Юга России предприятий: молочный комбинат компаний «Юнимилк» и «Астон» мощностью до 600 тонн в сутки, завод безалкогольных напитков «Coca-Cola» мощностью 300 млн литров на первом этапе и 500 млн литров на втором. Ранее здесь «прописался» комбинат детского питания, поэтому исполнительный директор Агентства инвестиционного развития (АИР) Игорь Бураков указывает на формирование в Кулешовке промзоны «пищевой» направленности.

Еще одна промзона на территории Азовского района — Самарская. Она включает в себя проекты технопарка, переработки сельхозпродукции, компьютерных и строительных технологий. По информации главы района Валерия Бевзюка, планируется привлечение финансов из различных источников, в том числе от компаний Малайзии и Сингапура.

В юго-восточной промзоне Азова будет построен завод по выпуску чипсов «Lays». Резидентом выступит компания «PepsiCo» — международный производитель напитков и закусок, владеющий в России пятью заводами и заработавший в прошлом году$4 млрд чистой прибыли. По оценке заместителя мэра Азова Николая Балбуцкого, стоимость проекта — свыше $100 млн. Завод будет перерабатывать до 350 тыс. т картофеля в год, что в денежном выражении составляет около $200 млн.

В Южно-Батайской промзоне якорным арендатором может стать ГК «Агроком», собирающийся построить здесь крупный мясокомбинат.

Красносулинская промзона состоится вне зависимости от того, одобрит правительство идею одноименной ОЭЗ или нет. «Шахтерские территории мы предлагаем потенциальным резидентам в первую очередь. Но пока этим территориям не хватает инвестиционной привлекательности, — делится генеральный директор АИРа Вадим Викулов. — За 2005 год наше агентство зачло в свой актив только один проект в Восточном Донбассе, за 2006-й — ни одного…» Но компании, желающие работать в горняцком регионе, все же есть. Сейчас АИР ведет переговоры с одним из крупнейших производителей стекла, который, возможно, реализует свой проект стоимостью порядка 250 млн евро в окрестностях Шахт.

Одни начнут, другие продолжат

Результативность нынешних действий команды губернатора можно оценить на примере Кулешовской промзоны.

— Мы решили строить именно в Ростовской области, потому что убедились в ее инвестиционном потенциале, — поделился генеральный директор «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» по России, Армении и Беларуси Кит Сандерс. — Производство продуктов питания перспективно и разовьет бизнес в Азовском районе. Приходящие сюда компании окажутся в выигрыше.

Coca-Cola рассматривала несколько площадок в России и Украине. Но самой лучшей оказалась наша: она расположена недалеко от Ростова, рядом с автомобильной и железной дорогами, — гордится Валерий Бевзюк. — С приходом американцев жители района получат до тысячи новых рабочих мест, а администрация района – возможность проводить более эффективную инвестиционную политику.

— Данная площадка перспективна для нас с точки зрения комплексного развития. Мы будем софинансировать проект по нескольким направлениям развития инфраструктуры: строительство новых водовода и канализационной станции, рассчитанных на обслуживание Кулешовки и близлежащих населенных пунктов, а также завершение строительства автодороги на Азов, — перечислил Владимир Чуб. — За ту часть объектов, которые будут использоваться для нужд населения, мы заплатим сами. Из 288 млн рублей, потраченных областью на коммуникации, 233 млн рублей возместит в течение пяти лет на условиях соинвестирования «Coca-Cola».

— Проект «Coca-Cola» будет подтягивать дополнительные производства, — полагает Вадим Викулов. — Вырастет число логистических операторов, увеличатся объемы поставок комплектующих. Кроме того, здесь могло бы разместиться производство алюминиевой банки, обеспечивавшее бы потребности не только самой «Coca-Cola», но и компаний «Балтика», «Эфес». А планируемое потребление предприятием 20 тысяч тонн сахара в год делает реальным строительство на Дону собственного сахарного завода.

В областном Министерстве территориального развития архитектуры и градостроительства сообщили, что сейчас законопроект о промышленных зонах передан на согласование заинтересованным структурам. Ожидается, что он будет принят Донским парламентом уже на летней сессии.

Комментарий

Алексей Полянский, начальник отдела Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области:

«Инфраструктура должна строиться опережающими темпами»

— Сейчас в СМИ говорят о создании на Дону шести-семи промышленных зон, но, думаю, со временем их будет больше. По сути, речь идет о воплощении старой идеи – формирования промышленных узлов — только в новых экономических условиях. Промышленный узел — это группа предприятий, объединенных инженерно-транспортной инфраструктурой и развивающихся по единому плану.

Существует понятие «производственная зона», а мы вводим понятие «промышленная зона». Они не всегда совпадают в границах. «Промышленная зона» – это не только территория, на которой возможно размещение объектов промышленно-коммунального назначения. Она объединяет инвестиционно привлекательные предприятия, которым оказывается поддержка в рамках областного закона «Об инвестициях».

Закон о промышленных зонах разработан для того, чтобы управлять процессом. Инвесторы должны размещаться в Ростовской области не стихийно, а с учетом планов ее территориально-экономического развития. Учитывая, что не все территории обеспечены инженерной инфраструктурой в достаточной степени, не хотелось бы распылять средства, выделяемые на ее создание. Резиденты должны концентрироваться в тех местах, которые мы считаем перспективными.

Чтобы инфраструктура строилась опережающими темпами, предполагается, что при отсутствии в промзоне резидентов деньги на инфраструктуру выделяются из областного бюджета. Когда резиденты появляются, то рассчитывается их доля в общем объеме затрат и заключается инвестиционное соглашение. Если внести единовременно всю сумму для резидента — дорого, ему может быть предоставлена рассрочка сроком до пяти лет. Компании, приходящие позднее «на готовое», платят за подключение к инфраструктуре, и за счет этого компенсируются затраты бюджета.

Будут просчитываться потребности конкретных промышленных зон во всей инфраструктуре и создаваться для них территориальный задел. Затраты зависят не от абсолютной стоимости, а от относительной. Если на создание 1 га промзоны требуются очень крупные деньги, следует искать возможности для расширения ее границ: есть ли рядом резервные территории, которые можно было бы со временем включить в состав этой зоны; имеются ли другие резиденты, которых можно было бы привлечь сюда и сократить расходы?..

«Легких» промышленных зон не ожидается — все требуют серьезных административных, инженерно-интеллектуальных, организационных и финансовых усилий. Но будущий эффект стоит того, чтобы мобилизовать их. Наличие территорий, которые готовы к приему инвестора, существенно сократит для него срок размещения и реализации проекта. А это, в свою очередь, значительно улучшит инвестиционную привлекательность Ростовской области.

Логотип Вестник Строительство