Как «рождаются» тарифы на водоснабжение?

Как «рождаются» тарифы на водоснабжение?

Незадолго до Нового года на водоводе в Зернограде произошла авария, о которой узнала вся страна

Незадолго до Нового года на водоводе в Зернограде произошла авария, о которой узнала вся страна. Без воды на несколько дней остался 28-тысячный город. Тогда же СМИ заговорили о катастрофическом состоянии водопроводных сетей области, износ которых составляет 70-90%. Понятно, что надо срочно заменять сети и оборудование. Но за какие средства? Каким образом формируется тариф на воду? Чем он обосновывается? Существуют ли специальные методики для расчета тарифа?

С этими вопросами «Вестник минстроя» обратился в Региональную службу по тарифам Ростовской области. Как объяснил руководитель РСТ Вадим Павлов, существуют «Временные методические указания по расчету тарифов на воду», разработанные их службой. А вот федерального документа, регламентирующего расчет тарифов на воду, к сожалению, нет. По установленному правилу все организации ВКХ обязаны до 1 мая сдать необходимые документы для утверждения тарифа на будущий год. Тарифы проходят обязательную юридическую, экономическую и технологическую экспертизу. До 2002 г. большая часть тарифов регулировалась на местном уровне. Затем регулировать все тарифы за исключением самых мелких водоканалов стала РСТ. С выходом ФЗ-210 «Об основах ценообразования» ряд крупных водоканалов вновь вернулся в ведение органов местного самоуправления.

— Вадим Алексеевич, не искусственно ли муниципалитетами сдерживаются тарифы на водоснабжение, чтобы не допустить социальной напряженности?

— Я бы сказал так: далеко не всегда принимаются экономически обоснованные решения.

— Можно ли, на ваш взгляд, при нынешних тарифах производить капитальный ремонт и замену сетей?

— В каждом случае по-разному закладываются средства на ремонт. Это регламентируется теми производственными программами, которые утверждаются министерством. Износ сетей действительно велик, и за счет тарифов его не поправить. Со своей стороны, мы всегда входим в положение предприятий, понимаем, что надо что-то делать, но на протяжении последних двух лет Федеральная служба по тарифам устанавливает верхний предел, выше которого мы не имеем права подниматься. Он и так в Ростовской области, между прочим, один из самых высоких в стране…

— Итак, законодательство не регламентирует вопросы тарифообразования по водоканалам. Они находятся в ведении органов местного самоуправления и Региональной службы по тарифам. Износ сетей — предельный и только за счет тарифов положение не исправить. Как же выживают в этих условиях водоканалы? Что делать для того, чтобы аварии, подобные зерноградской, не случались?

— Ответов на эти вопросы пока нет. Водоканалы в области выживают на пределе своих возможностей. Поэтому редакция решила узнать, как на местном уровне утверждаются тарифы? В ОАО «Региональный водоканал «Дон ВК Юг» пояснили, что существует общий пакет документов, который необходимо предоставить для того, чтобы защитить тариф. Но какими документами должен защищаться тот или иной пункт, до сих пор не ясно. Региональная служба по тарифам вправе отклонить любой документ, который посчитает недостаточно доказывающим те или иные затраты водоканала. Поскольку в 90-е годы при той инфляции тарифы поднимались незначительно, это привело к тому, что каждый последующий рост тарифов базируется на цифрах предыдущих годов.

На деле это выглядит так. Тариф на следующий год должен быть представлен до 1 мая текущего года. Поскольку текущий год еще не закончен (возьмем в качестве примера 2005-й), то берутся цифры полностью законченного финансового тарифного года, т.е. 2004-го. Эти цифры идут в основу тарифа 2006 года. А так как тариф 2004 года был зависим от тарифа 2002-го, а тариф 2002-гоот 2000-го и т.д., то получается, что экономически необоснованный тариф переходит из года в год на тарифы последующих периодов.

Один из чиновников Госстроя как-то заметил в Госдуме: чего вы хотите от водоснабжения, если тарифы водоканалов по всей России находятся на уровне 90-х годов? Увы, негативная преемственность экономически необоснованных тарифов, заведомо убыточных для водоканалов, существует до сих пор.

— Нашему водоканалу на 2007 год был проиндексирован тариф 2006 года, — заметила начальник отдела тарифообразования Водного холдинга «Дон ВК Юг» Ольга Шинкоренко. — Согласно нашим расчетам, тариф должен быть выше в несколько раз, но с учетом действующего законодательства нам в этом было отказано, и тариф был проиндексирован.

— Приведу такой пример. Изначально сумма за электроэнергию, заложенная в тарифе по Гуково, составляла 34,5 млн рублей, — включился в разговор начальник юридического отдела ОАО «Региональный водоканал «Дон ВК Юг» Алексей Кандыбка. — А по факту на подачу электроэнергии затрачено 59 млн рублей. Заведомо убыточная составляющая в тарифе привела к тому, что предприятие задолжало 25 млн руб. Поскольку тариф поднять нельзя, получить их неоткуда. То же самое касается других предприятий. Индексация удобна для водоканалов при условии, что в предыдущем периоде все было благополучно. А если наращивались убытки, то любая индексация приводит к очередному росту убытков. Нам не просто не хватает тарифных денег, которые утверждают местные администрации и РСТ, а зачастую мы терпим колоссальные убытки…

Иногда водоканалы упрекают в бездействии. Мол, если бы они обосновывали необходимость роста тарифов, то им бы не отказали. Так ли это? Обратимся к фактам. По гуковскому предприятию в тарифе на 2004 г. показатели на электроэнергию были 59,4 млн кВт/ч. В тарифе 2005 они снижены до 34,2 млн кВт/ч. А в тарифе на 2007-й — это уже 24,9 млн кВт/ч. В рублевом эквиваленте это выглядит так. Если в тарифе 2003 г. была заложена сумма около 50 млн руб., то в тарифе 2007-го — 35 млн. Почему? Сети и энергооборудование прежние, город не уменьшился. Как объяснить такое снижение? Логику тарифов понять трудно.

Если сети изношены на 70-90%, а в многоквартирных домах по 30-40 лет не менялись стояки, то водоканалы вынуждены подавать воду под давлением, превышающим нормативное в несколько раз. Непрерывное водоснабжение обеспечивается за счет повышения энергозатрат на оборудование. Надо учитывать и то, что труба, изношенная на 90%, нормативное давление не выдерживает, начинаются порывы. Нужна модернизация сетей. Но как показывает составляющая в тарифе на ремонт, за эти деньги можно заменить лишь 1-2 м трубы в год.

— Тарифообразование зависит от утверждения производственной программы местными органами самоуправления. Производственные программы, которые представляет водоканал на ремонт, замену сетей и оборудования, ведут к росту тарифа. А это нежелательно для местной власти, так как тогда население будет ею недовольно, — считает Алексей Кандыбка.

Возникает вопрос, кому выгоден заведомо убыточный тариф водоканала? Если эту ситуацию сегодня не изменить и не предпринять мер по установлению экономически обоснованных тарифов, то через 10 лет даже это водоснабжение, которое сейчас критикуют, во многих населенных пунктах может быть прекращено.

— Когда мы обращаемся к местным органам власти с просьбой профинансировать сверх тарифа какие-то мероприятия, они ссылаются на то, что в их ведение это не входит. Хотя по законодательству о местном самоуправлении в обязанности любого органа власти входит организация водоснабжения и водоотведения муниципального образования. Но мы слышим, что на эти цели в бюджете не предусмотрены денежные средства. Водоканал другой деятельностью заниматься не может. Тариф для него — это закон. Получается тупик. А в итоге водоканал несет многомиллионные убытки.

— Собирается ли «Дон ВК Юг» привлекать инвестиции в отрасль, чтобы уменьшить энергоемкость?

— Безусловно, хотя все не так просто. Если предприятие в результате технического перевооружения уменьшает затраты, то соответственно тариф ему должен быть уменьшен. Каким образом предприятие тогда окупит свои вложения? Окупаемость составит несколько десятков лет. Какой инвестор в таких условиях будет вкладывать свои средства в такое долгоприбыльное предприятие? Тем не менее, мы намерены решать эту проблему совместно с привлечением федеральных средств, которые должны выделяться в связи с реформой водно-канализационного хозяйства. Тесно сотрудничаем с администрацией Ростовской области и правительством РФ. Вместе с евразийским водным партнерством мы включены в программу ЮФО.

…По количеству и протяженности сетей весь комплекс предприятия, которое обслуживает ОАО «Региональный водоканал «Дон ВК Юг», сопоставим с количеством сетей Ростовского водоканала. Но если Водному холдингу на капремонт в тарифе установлено 35 млн рублей, то Ростовскому водоканалу — 375 млн. При этом надо учесть расстояния, которые отделяют объекты водоканалов, принадлежащих холдингу, а также — сравнить платежеспособность населения Ростова и, например, шахтерского поселения.

В г. Зверево на протяжении ряда лет вода подавалась один раз в сутки, поскольку в тарифе было заложено определенное количество потребляемой электроэнергии и подаваемой воды. К счастью, есть положительные подвижки. В Шахтах после многочисленных совещаний было признано, что количество воды, которое подается по факту, почти в два раза превосходит норматив, заложенный в тарифе. Это означает, что водоснабжающая организация ежегодно несла убытки свыше 100 млн рублей. В этом году принято решение о выделении из бюджета области 110 млн рублей и около 40 млн рублей из местного в качестве компенсации водоснабжающей организации. Но и это не решает проблемы. Долг шахтинского муниципального водоканала перед «Дон ВК Юг» уже превысил 40 млн. рублей.

Гордиев узел, разрубленный администрацией области, — пример самого правильного и грамотного подхода. Последуют ли подобные решения по другим водоканалам? Проблемы, увы, формировались годами. Пока же политика тарифообразования, по мнению работников Водного холдинга, направлена на то, чтобы усугубить бедственное положение водоканалов…

Логотип Вестник Строительство