Новая ответственность по новому закону

Новая ответственность по новому закону

Правила содержания зеленых насаждений не переиздавались более 10 лет

Правила содержания зеленых насаждений не переиздавались более 10 лет. Нормативно-правовая база в области озеленения изменилась с принятием решения городской думы №123 от 25 апреля 2006 года «Об утверждении Правил создания, содержания, охраны зеленых насаждений на территории Ростова-на-Дону». Сейчас согласование на производство работ и разрешение на вырубку зеленых насаждений не будет получено до тех пор, пока не будут посажены новые зеленые насаждения или же внесена плата за вырубку в размере компенсационной стоимости. Ужесточение меры наказания за снос зеленых насаждений уже позволило собрать дополнительные средства в городскую казну – 13,372 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2007 года).

При организации стройплощадки по новым правилам застройщик обязан принять меры по сбережению и минимальному повреждению всех растений, отмеченных в проекте как сохраняемые, а при наличии на территории хорошего травостоя не только нарезать и складировать дернину, но и принять меры по ее сохранению для последующего устройства новых газонов. Также он обязан снять и сохранить плодородный слой почвы для использования его в зеленом строительстве и восстановить прилегающие земельные участки и зеленые насаждения, нарушенные при производстве строительных работ.

При проведении работ застройщики обязаны ограждать деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами двухметровой высоты, расположив их треугольником на расстоянии не менее полуметра от ствола дерева и устроив вокруг последнего деревянный с таким же точно радиусом. Кроме того, запрещено складировать строительные материалы, устраивать стоянки техники и автомобилей на газонах и на расстоянии ближе двух с половиной метров от деревьев и полутора метров от кустарников, а также устраивать подъездные пути и места для установки подъемных кранов на территории насаждений, нарушая установленные ограждения деревьев.

Правила определяют не только порядок содержания, но и капитального ремонта зеленых насаждений. А это восстановление и ремонт садовых дорожек, установка ограждений, устройство, восстановление и ремонт оград, перекладка и установка нового бордюрного камня, ремонт тротуаров, установка и ремонт детских и спортивных площадок.

Кроме того, правила становятся основой для создания правовой базы привлечения инвестиций. Рассматривать городской бюджет как единственный источник средств для нужд озеленения сегодня уже нельзя. Новый документ вводит ответственность за создание, содержание, сохранность зеленых насаждений со стороны конкретных собственников; определяет озеленение как объект потребления, эксплуатации, за пользование которым необходимо платить наравне с такими общепризнанными ресурсами, как вода, тепло, электроэнергия.

Экологические преступления и наказания

Проблема заключается не только в недостатке зелени, но и в процессах урбанизации. С каждым годом растущий город все больше нуждается в новых бизнес-центрах и спальных районах, расширении сети маршрутов общественного транспорта.

В 1918 г. промышленные зоны занимали менее 10% территории города, и в начале 90-х их доля возросла до 35%, в том числе за счет снижения площади зеленых насаждений. В настоящее время из 3440 га лесов Ростова-на-Дону 226,7 га уже застроены различными объектами, и этот процесс продолжается.

Сейчас разработана методика расчета ущерба за снос, пересадку или повреждение зеленых насаждений на территории города. И размер ущерба за одно дерево заметно увеличился. Если раньше ущерб за снос тополя диаметром 30 см составлял около 1000 рублей, то теперь это 10-12 тыс. рублей, в зависимости от района города. Также был введен специальный коэффициент, который позволяет увеличить оценку ущерба – «социально-экологическая значимость с учетом уровня озелененности территорий». Если это Ворошиловский, Октябрьский район (окраина), то этот коэффициент минимальный — 1, а если это Кировский, Ленинский районы, коэффициент будет 2,5.

И конечно, имеет значение, какое это было дерево, лиственное или хвойное. Более ценные в экологическом отношении деревья имеют больший коэффициент. Самыми ценными считаются хвойные.

Наказание за несанкционированный снос зеленых насаждений ужесточилось — возмещение ущерба в десятикратном размере. То есть тот же тополь обойдется нарушителю в 120 тыс. рублей. Составляется протокол за административное нарушение, производится оплата административного штрафа и ущерба.

Посадить новое дерево в центральных районах (с учетом тесного коридора инженерных сетей) возможности практически нет, поэтому ценность для города представляет любое дерево.

Принятые меры должны способствовать тому, чтобы застройщики работали в правовом поле, искали свободные территории, а не просто рубили деревья в центре города. А если уже на это город и идет, то средства должны позволить реконструировать объекты озеленения, строить новые объекты, такие, как парк «Дружба» в Ворошиловском районе.

Что изменится в этом году?

Администрация Ростова-на-Дону каждый год вкладывает немалые деньги в озеленение города. В 2006 г. было посажено рекордное количество деревьев — 10,5 тыс. штук. В этом году было выделено свыше 90 млн. руб., в том числе на разработку дендропроектов, на реконструкцию объектов озеленения.

В планах — реконструкция ул. Б.Садовой со всеми прилегающими мемориалами («Мать и дитя», «Крепостная стена») и Буденновского сквера, сквера им. Ломоносова, сквера гимназии №5. А также сквера Пионерского слета (возле гостиницы «Ростов»).

В связи с реконструкцией автомобильной дороги по пр. Шолохова и оформлением Новочеркасского выезда изменилась конфигурация въезда в город. На ул. Таганрогской и ул. Мадояна тоже появятся новые зеленые насаждения.

Ждут изменения и набережную реки Дон: на территории от речного вокзала до хладокомбината, от пер. Университетского до пр. Кировского и от пр. Буденновского до пер. Соборного (территория бывшего выставочного зала) будет бульвар — с обустроенными цветниками, дорожно-тропиночной сетью, освещением.

Планируется разработка проектов для пл. Энергетиков, сквера автовокзала, пл. Октябрьской и частично для сквера Фрунзе. Если к сентябрю проекты будут готовы, в этом году их частично удастся реализовать. Но создание новых объектов напрямую зависит от генплана города, согласно которому должны быть зарезервированы новые территории для озеленения.

Мнения экспертов:

Мария Мартынова, к.г.н., доцент кафедры физической географии, экологии и охраны природы РГУ:

— Возле каждого крупного города должна быть линейная или концентрическая система зеленых насаждений — своеобразный фильтр, через который воздух приходит к населению уже насыщенным кислородом и фитонцидами. В Ростове — островная форма зеленых насаждений, прерывистая, в идеале в ней должно быть меньше «окон». В пределах города существует множество ландшафтов: промышленные, селитебные (жилые кварталы), дорожная сеть, водные, лесные… Когда эти земли равномерно и рационально размещены по отношению к розе ветров, особенностям рельефа города, когда преобладание лесных и водных ландшафтов очевидно, ландшафт считается более оптимальным, то есть способным исполнять свои экологические и экономические функции. К сожалению, Ростов пока далек от таких показателей.

Ольга Пелипенко, к.б.н., зам. заведующего кафедрой экологии РГУ:

— Больное место в озеленении Ростова — это посадочный материал. Он дорог и зачастую поступает из питомников, расположенных на территориях с другими климатическими условиями. Эти изнеженные саженцы, естественно, не приживаются. Их надо в большем количестве выращивать в Ростовской области. Для нашего города было бы рациональнее отказаться от дорогостоящего материала, который нам привозят даже из-за рубежа, а пользоваться своим и обеспечить разницу в ценах.

Уход за старыми деревьями в черте города ведется, но это часто приносит вред. Например, придорожные насаждения требуют постоянной обрезки, чтобы не повредить коммуникации (линии электропередач). Растения опиливают просто варварски! Старые деревья в очень плохом состоянии в силу своего возраста, потому что обрезка проводится не всегда грамотно. И опиленные ветви диаметром сорок сантиметров — это огромная рана, такие не зарастают. А через эти раны возможно внедрение паразитов, грибов и других возбудителей болезней.

Татьяна Родионова, председатель комитета по охране окружающей среды и экологическому контролю Ростова:

— Сейчас закончена разработка целевой экологической программы «Оздоровление воздушного бассейна Ростова-на-Дону», реализация которой позволит к 2010 году значительно улучшить состояние воздушного бассейна города. Для этого научными работниками РГСУ создана экологическая карта Ростова-на-Дону по загрязнению воздуха, которая основана на последних данных, в нескольких вариантах (суммарное загрязнение и по отдельным веществам).

Это не просто распечатка, это специальная программа (экологическая карта в большом масштабе), которая позволяет оценивать ситуацию на каждом конкретном участке, настоящий рабочий инструмент. То есть при решении вопроса строительства, допустим, создании нового микрорайона, квартала, можно посмотреть, какая там ситуация с загрязнением атмосферного воздуха. И уже решать вопрос, строить или нет, какие мероприятия нужно провести, чтобы люди жили в более или менее благоприятной ситуации.

Сергей Тяглов, к.э.н., зав. кафедрой региональной экономики и природопользования РИНХ:

— Конечно, нужно прогнозировать потребность в зеленых насаждениях для разных районов и использовать стимулирующие меры (привлекать частные инвестиции за счет субсидирования процентной ставки по кредиту, проводить конкурсы среди подрядчиков по размещению муниципального заказа на выполнение озеленительных работ). На мой взгляд, нужно совершенствовать имеющуюся инфраструктуру территориальных природоохранных органов и привлекать общественность к активному участию в эколого-экономической политике города через СМИ.

Юрий Гончаров, к.м.н., доцент кафедры общей биологии и генетики РостГМУ:

— Ежегодно в городе увеличивается число автомобилей, растет и загазованность. Испорченный воздух города содержит высокие концентрации канцерогенов, в том числе бензпирена (вызывает рак легких) и тетраэтилсвинца, который добавляется в бензин, чтобы повысить октановое число. В результате свинец обнаруживается в женском молоке в количествах, пропорциональных числу автомобилей в городе. Свинец оказывает губительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую системы. Какое может вырасти поколение при таком вскармливании? Решать проблему нужно комплексно. И начинать с экологической культуры населения.

Татьяна Прилипа, начальник отдела благоустройства города МУ «Департамент ЖКХ и энергетики»:

— Новыми документами в области контроля состояния озелененных территорий обоснована необходимость проведения инвентаризации зеленых насаждений и ее порядок. Паспортизация зеленых объектов позволит определить четкие границы объектов озеленения, провести межевание объектов, иметь на каждый объект паспорт, где будет четко отражен породный и возрастной состав, состояние насаждений, их балансовая стоимость. Эта работа займет два-три года.

Паспортизация зеленых объектов даст возможность проводить мониторинг состояния зеленого фонда города и прогнозировать потребность средств на содержание объектов и их развитие.

Людмила Коробова, к.б.н., руководитель экологического клуба «Эклайн»:

— Нужно признать эколого-правовую неграмотность населения, которая, с одной стороны, оборачивается невежеством горожан, допускающим вырубку зеленых насаждений, а с другой — экологическим нигилизмом, когда, зная законы, люди все равно уничтожают деревья, оправдывая это нелепыми, с точки зрения экологии, причинами — «корни дерева разрушают фундамент» или «тополя закрывают обзор».

Логотип Вестник Строительство