Проблемы ЖКХ решать всем миром

Проблемы ЖКХ решать всем миром

Станица Староминская, одна из крупнейших станиц края, испытывает большие сложности с обеспечением водой

Станица Староминская, одна из крупнейших станиц края, испытывает большие сложности с обеспечением водой. О том, как станица планирует избавиться от этой проблемы и как справляется с другими трудностями в области ЖКХ, рассказывает глава поселения Владимир Литвинов.

— Сейчас мы участвуем как минимум в восьми программах по поддержке ЖКХ, федеральных и краевых. Без этих программ, если бы мы делали сами, мы бы ничего не сделали. Благодаря им мы привлекаем извне около 200 млн рублей в год — это два наших бюджета. Мы стараемся работать только с этими программами. Это и газ, и вода, и освещение, и ремонт жилья, и дороги… Нам приходится разрабатывать свои собственные программы по плановым реконструкциям примерно за год до их начала. Больше всего реконструкции у нас требуют сети — водопроводные, электрические, канализационные.

Большой проблемой остается водоснабжение. У нас вода сейчас самая дорогая в крае — 46 рублей. И из этих 46 рублей 42% — потери. Нам подает воду «Югводоканал-Ейск». Мы сейчас вынуждены заниматься собственной водой. Мы нашли подземное море, которое рассчитано на 42 года. Мы заказали проектную документацию на добычу воды, ее очистку, транспортировку. Это море находится в 12 км от станицы. К маю мы должны получить все документы. Оборудованием нас обеспечит белорусская компания. Сейчас уже по этой программе край пообещал нам и выделил 44 миллиона на станцию очистки воды. Мы планируем сделать свою организацию или объявить конкурс и передать наше водоснабжение сторонней организации.

Основной проблемой по износу жилья стало то, что износ водопроводных сетей у нас сегодня — до 70%. С жильем ситуация лучше. Но у нас только семь квартир не приватизированы, остальные все находятся в собственности жильцов. В Староминской у нас 88 многоквартирных домов. В прошлом году мы отремонтировали семь из них. В этом году мы уже вошли в программу по реконструкции жилья с 14 домами. На эти 14 домов 4,5 млн рублей должно собрать поселение, и 10% от 21,7 млн должны собрать жители. Сейчас мы решаем вопрос о том, чтобы войти в программу реконструкции 30 домов. То есть мы практически весь свой жилой фонд до конца действия этой программы можем перекрыть капитальным ремонтом. У нас очень редко жители отказываются собирать деньги на ремонт. Потому что все прекрасно понимают, что государство не может вечно субсидировать собственников. В прошлом году у нас был всего один такой случай, когда жилец отказался участвовать в ремонте. Однако дело до суда не дошло, он передумал и внес свою лепту.

Еще одна проблема поселения — из 190 км дорог только примерно половина имеет твердое покрытие. Зато мы гордимся нашим уличным освещением. Я работаю с 2005 года, и когда пришел, сразу посмотрел, сколько выделено на освещение — строительство, обслуживание, ремонт. Это было всего 350 тыс. рублей в год. Сегодня мы выделяем только на уличное освещение более 5 млн. Это не считая ремонта, строительства новых сетей освещения. Потому что мы участвуем в программах, и только благодаря им нам удается это сделать. В прошлом году мы 2 млн получили и столько же вложили собственных средств. Сейчас у нас освещен каждый третий километр в станице. И мы их освещаем по ГОСТу, как требуется: через каждые 25 метров фонарь, и сила освещения в люксах — стандартная. Когда мы провели соцопрос, мы спрашивали: устраивает ли вас освещение в станице? Оказалось, что не устраивает. Мы долго ломали голову и не могли понять почему. Мы в десятки раз сделали больше, чем по любой другой программе или по другой инфраструктуре, которая у нас есть. Может быть, население не устраивало качество подаваемого электричества.

У нас в прошлом году введена подстанция, которая обслуживает 5 районов, в том числе и наш. Мощность подстанции — 250 мВт. Для сравнения: предыдущая подстанция давала всего 125 мВт. То есть у нас теперь есть запас электроэнергии. Но здесь теперь другая сторона: электросети и трансформаторы установлены 30-50 лет назад. Сегодня настолько все электрифицированы, что 15 кВт — маловато для многоквартирных домов. Поэтому опасность у нас в другом: трансформаторы не выдерживают, провода отгорают. Но мы стараемся сейчас модернизировать, менять старые сети на современные. Стараемся экономить, вешать натриевые лампы. Они потребляют в 2 раза меньше электроэнергии, чем обычные. Но за счет их увеличившегося числа на экономии бюджета это несильно сказалось: 350 тысяч в месяц платим только за потребление энергии для уличного освещения. Сравните: раньше мы в год выделяли столько из бюджета на все освещение. Поэтому с инфраструктурой ситуация у нас непростая. Пережили февральские морозы, были и отключения, и выгорания автоматов, но мы старались это все вовремя менять. Наши теплосети справились на отлично. Мы постоянно, каждый день ведем мониторинг, обзваниваем выборочно квартиры и интересуемся, какая температура воздуха у них сегодня в доме. Самая низкая температура, которая была зафиксирована, — это 18 градусов. Наши специалисты выехали в ту квартиру, осмотрели, дали рекомендации — температура поднялась.

У нас двусторонняя связь с населением по поводу инфраструктуры и ЖКХ налажена. Есть контактные телефоны, телефоны доверия, проводим мониторинги, соцопросы. Для того чтобы предупредить жалобы, которые назревают, проще провести мониторинг и заранее знать, в каком направлении двигаться. Мы проводим мониторинги по жилью, по детским садам. Мы регулярно проводим встречи с населением, отвечаем на вопросы и сами спрашиваем, каким отраслям нам надо уделить внимание. Много обращений по ремонту и строительству тротуаров, дорог. В прошлом году мы участвовали в программе и перекрыли асфальтом 6 км дорог и столько же покрыли гравием. В этом году планируем уложить асфальт в новом микрорайоне, который только что построили — это 22 многоквартирных дома. Обращаются по спилу старых деревьев. Каждый год мы тратим 200-300 тысяч на спил старых деревьев и столько же идет на высадку новых.

Любые вопросы мы стараемся решать с помощью и жителей, и руководителей крупных организаций. Например, делаем отсыпку дорог, освещаем улицы. То есть мы попадаем в программу по освещению улицы, набираем какую-то сумму на эту цель и обращаемся к населению за софинансированием. Мы достигаем сразу нескольких целей: во-первых, люди следят за имуществом, за которое хотя и частично, но заплатили. По дорогам мы привлекали и СПК «Большевик». Допустим, есть желание у жителей провести гравийную дорогу. Не вопрос. Мы выделяем технику, часть финансирует СПК «Большевик». Директор Александр Кривошеев пошел нам навстречу, и мы выделили деньги, технику. Сделали им улицу, подняли ее. Точно так же делаем водопровод, точно так же делаем освещение. Мы собираем, объясняем, жители согласны поучаствовать в благоустройстве. Их доля бывает 5%, бывает меньше. Для нас важно, чтобы они приняли участие чисто символически. Вот, например, на уличное освещение на условиях софинансирования жители сдали 200 тыс. рублей. Мы вложили 4 млн. В качестве УК у нас работает только компания «Стройдизайн». Она берет за обслуживание дома всего 2 рубля за квадратный метр, этого хватает только на аварийные выезды. Как управляющая компания они нас полностью устраивают. Если бы не было ее и ее директора Александра Костенко, нам бы было намного хуже. Он нас просто выручает во всем. Любые аварийные ситуации он помогает решать. На управлении этой компании — примерно 40 домов.

Логотип Вестник Строительство