Деньги на «Чистую воду»

Деньги на «Чистую воду»

В 2011 году началась реализация ФЦП «Чистая вода»

В четвертом квартале минувшего года Правительство РФ утвердило ФЦП «Чистая вода». Программа рассчитана на период с 2011-го по 2017 год. На первые три года утверждено ее финансирование. Основная часть средств по замыслу разработчиков будет привлеченными частными инвестициями. Следовательно, главная задача предприятий ВКХ сегодня — стать инвестиционно привлекательными. Прецеденты удачной работы на условиях ГЧП в этой сфере есть, но для того чтобы инвестор массово пошел в ВКХ, необходимо несколько составляющих. В первую очередь это доработка законодательства и наличие внятных, грамотных инвестиционных программ.

ФЦП рассчитывает на деньги инвесторов

Сама ФЦП «Чистая вода» войдет в госпрограмму «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России». Это очень важный момент, поскольку начиная с бюджета 2012 года именно через госпрограммы Минфин планирует распределять до 90% всех годовых расходов. Таким образом, госпрограммы поглотят федеральные целевые программы (ФЦП), ведомственные целевые программы (ВЦП) и федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП). Запланированные в программе мероприятия позволят кардинальным образом изменить ситуацию в ВКХ России. Эксперты сравнивают факт принятия ФЦП в ВКХ с образованием Фонда содействия реформированию ЖКХ, который дал реальный стимул проведению реформы в отрасли. Однако существенное отличие состоит в том, что фонд распределял в регионы федеральные деньги с условием минимального софинансирования на местах, а ФЦП предполагает изыскать основной объем средств у частных инвесторов.

Комментируя программу, начальник управления общественных связей Российского водного общества Дмитрий Знаменский отметил, что она рассчитана на 2011-2017 годы, но бюджет планируется на три года, за это время предполагается освоить 330 млрд руб. Финансирование на период с 2011-го по 2013 г. составит 9 млрд рублей из федерального бюджета, по 3 млрд в год, и 9 млрд из региональных бюджетов, остальные 313 млрд руб. — средства инвесторов. Предполагается, что объемы и источники финансирования будут ежегодно уточняться при формировании бюджета. Но в любом случае основные средства будут вкладывать частные инвесторы. «По плану населенные пункты до 100 тыс. человек (малые города и сельские поселения) в силу их непривлекательности для частных инвесторов будут финансироваться из бюджетных источников. Остальные должны рассчитывать на привлечение частных средств», — поясняет Игорь Колесников, руководитель проектов направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города».

Инвестпрограммы по ремонту и модернизации ВКХ в регионах ЮФО (распределение функций)

Регион Частный инвестор Государство

Ростовская область

Комплексный инвестиционный проект «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» ОАО «Евразийский» — 24 542,5 млн руб. Инвестиционный фонд РФ, региональная и городская администрации — 12 582,95 млн руб.
Региональный инвестиционный проект «Чистый Дон», в т.ч. завод по сжиганию илового осадка очистных сооружений канализации в городе Ростове-на-Дону ОАО «Евразийский» — 2 250,38 млн руб. Инвестиционный фонд РФ, региональная и городская администрации — 2 143,62 млн руб.
Программа по строительству, реконструкции и капитальному ремонту водопроводных и канализационных сетей (более 300 мероприятий, куда входят различные виды работ: капитальный ремонт, реконструкция и строительство) ОАО «Донская Водная Компания» — общая сумма с учетом со-финансирования — более 5 млрд руб. Областной и федеральный бюджет

Краснодарский край

Долгосрочная программа капитальных вложений в систему водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город-курорт Сочи» на 2009-2019 годы ООО «Югводоканал» (ОАО «Евразийский») — 4,3 млрд руб. 1,5 млрд руб.
Реконструкция объектов ВКХ ейского, троицкого и таманского направлений, включая замену оборудования на более энергоэффективное ООО «Югводоканал» (ОАО «Евразийский») — 7,8 млрд руб. Нет данных
Инвестпроект «Строительство завода по сжиганию илового осадка на территории очистных сооружений канализации в Адлерском районе» ОАО «Евразийский» — 1 млрд руб. 0,5 млрд руб.

Волгоградская область

Расширение III очереди канализационных очистных сооружений г. Волжский ЕБРР — 360 млн руб. Администрация г. Волжского выступает гарантом по кредиту
Астраханская область Нет данных Нет данных
Республика Калмыкия Нет данных Нет данных
Республика Адыгея Нет данных Нет данных

Инвесторы есть — нет программ

Работа над реализацией ФЦП «Чистая вода» должна сопровождаться активной поддержкой на региональном уровне. Притом, что ситуация с состоянием ВКХ в большинстве регионов складывается далеко не блестящая. По информации директора департамента по связям с общественностью и СМИ ГК «Росводоканал» Николая Гудкова, водопроводно-канализационные сети, построенные еще в советское время, изношены почти на 70%. В результате, согласно статистике, на i0 км сетей водоснабжения приходится около семи аварий. Муниципальные предприятия, которые управляют 80% системы водопроводно-канализационного хозяйства, не имеют ни финансовой, ни технической возможности поддерживать водоводы в нормальном эксплуатационном состоянии. Средств муниципалитетов хватает на замену лишь 1% водопроводных и 0,5% канализационных сетей в год. Большинство предприятий ВКХ имеют долгосрочные программы развития систем водоснабжения и водоотведения, в которых отражены ближайшие, среднесрочные мероприятия и перспектива развития. Однако средств на их реализацию водоканалам катастрофически не хватает. При этом инвестиционных программ либо нет вообще, либо они составлены, но еще не утверждены.

Помочь инвестору законодательно

Причин, по которым частный капитал весьма неохотно идет в сферу ВКХ, эксперты называют несколько. Серьезным препятствием для бизнеса, желающего «пустить свои деньги на воду», специалисты «Росводоканала» считают тарифы. Крупнейшие финансовые инвесторы, такие как Европейский банк реконструкции и развития, Внешэкономбанк, российские и зарубежные пенсионные фонды, готовы предоставлять необходимое финансирование на срок 15-20 лет. Но из-за необоснованно низкого тарифа и срока его утверждения только на один год инвесторам не гарантируется возврат инвестиций. Поэтому чаще всего привлекаются краткосрочные кредиты сроком на 3-5 лет. «Внебюджетным источникам, инвесторам нужны гарантии, что их вложения вернутся. Это могут быть тарифные гарантии и договорные (с муниципалитетами), — согласен Игорь Колесников. — Сегодня для привлечения инвесторов в ВКХ необходимо создать инвестиционную привлекательность отрасли, то есть прежде всего необходим долгосрочный договор инвестора с собственником и гарантии, что методы регулирования тарифов позволят инвестору возместить затраты. У нас эти методы еще недостаточно проработаны. Метод установления долгосрочных тарифов применяется в некоторых территориях, но он, скорее, не экономически обоснованный, а существует в порядке эксперимента, апробируется муниципальными администрациями». «Необходимо определить принципы формирования двуставочных тарифов, — добавляет Николай Гудков. — Двуставочный тариф состоит из ставки платы за ресурс, который включает объем потребления холодной воды, водоотведения и очистки сточных вод. Другая его часть включает плату за содержание самих мощностей системы водоснабжения. Это фонд заработной платы, фискальная нагрузка, иные платежи, эксплуатационные расходы и т.д.». Специалисты ВКХ связывают свои надежды в разрешении этой ситуации с новым законом «О водоснабжении и канализовании». По информации Николая Гудкова, закон, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, четко прописывает все условия привлечения инвестиций и предусматривает механизм их возврата. Наконец, для того чтобы инвестор поверил в будущее проекта, необходимы грамотная инвестпрограмма, финансовая прозрачность и достаточная степень информационной открытости. Наличием всех вышеперечисленных составляющих могут похвастаться далеко не все предприятия ВКХ.

ТОП-15 водоканалов Юга России (по объемам поставляемой питьевой воды)

№ п/п Водоканал Форма собственности Количество поставляемой питьевой воды в год (млн м3)

Протяженность сетей





Водопроводных (км) Канализационных (км)
1 «Горводоканал», г. Волгоград МУП 314,6* 1835 1054
2 «ПО Водоканал», г. Ростов-на-Дону ОАО 101,7 2651,7 1266,6
3 «Краснодар Водоканал», г. Краснодар ООО 90,9 1148 833
4 «Водоканал», г. Волжский МУП 58,4 * 525,6 417,6
5 «ЮгВодоканал» — филиал «НовороссийскВодоканал», г. Новороссийск ООО 45,5 680 221
6 «ЮгВодоканал» — филиал «СочиВодоканал», г. Сочи ООО 44,9 1022 514,7
7 «Ставрополькрайводоканал» Пятигорский «Водоканал», г. Пятигорск ГУП СК 39,8 921,6 275,3
8 «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства», г. Камышин МУП 21,9* 282 183
9 «Водоканал», г. Таганрог МУП 18,7 797,9 324,2
10 «ЮгВодоканал» — филиал «Ейский групповой водопровод» ООО 17,5 2196 149
11 «Азов-Водоканал», г. Азов МП 10,1 362,8 168,8
12 «Водоканал», г. Новочеркасск МУП 8,4* 348,7 160,8
13 «ЮгВодоканал» — филиал «КрымскВодоканал», г. Крымск ООО 7,5 592 н/д
14 «Водоканал», г. Новошахтинск МП 5,5 453 129,7
15 «Исток», г. Белая Калитва ООО 2,03 100,1 70,6

* компания предоставила данные за сутки (годовой объем поставленного ресурса высчитан путем умножения среднего суточного количества на количество дней в году)

В рейтинг вошли крупнейшие компании четырех регионов Юга (Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской и Волгоградской областей), основная деятельность которых — очистка и подача воды. Основание для ранжирования — совокупный объем поставляемой питьевой воды в 2010 году. В рейтинге участвовали как коммерческие, так и муниципальные компании. Данные предоставлены компаниями либо взяты с их официальных сайтов, а также департаментами ЖКХ указанных регионов и городов. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.

Логотип Вестник Строительство