Александр Герасименко: «Наша задача — довести долю дорог в регионе в нормативе до 45%, улично-дорожной сети — до 85%»

Александр Герасименко: «Наша задача — довести долю дорог в регионе в нормативе до 45%, улично-дорожной сети — до 85%»

С опережением графика завершился 2021 год для дорожно-транспортной отрасли Республики Марий Эл.

21.01.2022
За три года в регионе построены и отремонтированы километры региональных и муниципальных дорог, мостов, путепроводов. Набранные темпы в решении задач позволят республике уже в ближайшей перспективе войти в число лидеров среди субъектов РФ в развитии дорожно-транспортной сферы. В этом уверен министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Александр Герасименко.
Александр Герасименко.
Александр Анатольевич, чем сегодня может гордиться региональная транспортная отрасль?
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» реализуется в республике третий год. В дорожной отрасли у нас за этот период произошли глобальные перемены. Масштабные ремонтные работы ведутся не только на федеральных, но и на региональных автодорогах.

Улично-дорожная сеть республики — это более 8,6 тыс. км дорог: 5,3 тыс. км — местного, 2,8 тыс. км — регионального и 390 км федерального значения. Несмотря на то что республика не участвовала в приоритетном проекте и стартовала не с самыми лучшими показателями, а доля дорог в нормативе тогда составляла всего 1,19 %, мы уже в начале реализации проекта набрали опережающие темпы. За три года увеличили долю дорог регионального значения, находящихся в нормативе до 19,5 % (594,9 км) при плановом показателе на конец 2021 года — 16,7 % (509 км). За трехлетку планы по ремонту дорог перевыполнены на 149 км. За успешный старт и ускоренные темпы, набранные регионом в достижении целевых показателей, в 2021 году было выделено из средств федерального бюджета дополнительно 1,5 млрд рублей.

В будущем мы будем стараться увеличивать темпы и завершить объемы дорожного строительства 2024 года в 2023 году. Ведь перед республикой стоит задача в достижении доли дорог регионального значения в нормативе не менее 45 %, а улично-дорожной сети — не менее 85 %. У нас уже отремонтированы основные региональные дороги: Йошкар-Ола — Санчурск, Кокшайск — Красногорский, с начала старта проекта ведутся работы на а/д Йошкар-Ола — Уржум (Сернурский тракт), Звенигово — Шелангер — Морки, Оршанка — Пектубаево — Новый Торъял, Звенигово — Помары, Елеево — Мари — Турек — Лопово, Одобеляк — Куженер — Параньга, Сернур — Казанское — Кукнур и др.

Благодаря нацпроекту отремонтированы главные артерии нашей столицы: Ленинский проспект и улица Советская. Это старейшие улицы Йошкар-Олы. И здесь тоже выполнили работы с опережением. Уже отремонтированы 10 улиц, планируемые к реализации в 2021 году, завершили ремонт на улицах Машиностроителей, Панфилова, реализация которых была запланирована в 2022 году.

Особое внимание повышению безопасности движения: устанавливаются камеры фотовидеофиксации, светофоры, искусственные неровности.
В 2021 году из средств республиканского дорожного фонда направлено 384 млн рублей, чтобы привести в порядок 16 мостов на автодорогах. По итогам 2021 года все цели и задачи выполнены. В 2021-м введено в эксплуатацию 268,8 км дорог регионального значения и 23,2 км дорог Йошкар-Олинской городской агломерации. На решение этих задач в 2021 году направлено 5,4 млрд рублей.

Какие проекты имеют особую важность?
На самом деле важен каждый проект. Например, строительство магистральной артерии в створе улицы Кирова и улицы Строителей. Строительство магистральной улицы в Йошкар-Оле — ключевое стратегическое изменение дорожной обстановки и города, и всей республики. Трасса позволит разгрузить дороги столицы от транзитного транспорта: Ленинский проспект, улицы Карла Маркса, Вознесенская. Проблема существует давно. И строительство объекта улучшит транспортную доступность для 80 тыс. человек, даст дополнительный импульс социально-экономическому развитию микрорайона Ширяйково. Магистраль протянется на 4 км и будет насчитывать четыре полосы для движения. Через Малую Кокшагу построят 200-метровый мост, а над железной дорогой возведут путепровод. Стоимость работ по I этапу составит 2,4 млрд рублей. Первый этап завершится в 2023 году. Второй этап предусматривает строительство 2,4 км автодороги и 429 м путепровода. Сегодня прорабатывается вопрос реализации второго этапа с ФДА «Росавтодор», готовится ПСД. После получения положительного заключения госэкспертизы будут определены стоимость объекта и сроки его реализации. Планируем закончить работу на объекте к 2025 году.
дороги
Каковы перспективы развития современной дорожной сети?
Наша республика стала одной из первых, где был проработан вопрос о формировании опорной сети страны, в том числе на нашей территории. Проделана огромная работа по ее формированию и дальнейшему согласованию. В опорную сеть включено 253 км шести автодорог регионального значения. Перечень региональных дорог, входящих в опорную сеть России, сформирован на базе автодорог, обеспечивающих межрегиональные связи с соседними субъектами и связи с районными центрами РМЭ, а также дорог, обеспечивающих доступ к речным портам. К 2024 году в республике должно соответствовать нормативным требованиям не менее 85 % дорог регионального значения, входящих в состав опорной сети России. За три года уже отремонтировано 136,8 км региональных дорог опорной сети (54 %).
В планах по развитию современной дорожной сети — проведение ремонтных работ на дорогах, развитие транспортной инфраструктуры города, строительство путепроводов, двухуровневых развязок, увеличение полосности, строительство велодорожек. Правительством республики совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства РМЭ в рамках реализации нацпроекта проработан вопрос реконструкции автодороги «Подъезд к городу Йошкар-Ола на участке км 4+914 — км 10+414». Проект одобрил и президент РФ Владимир Путин.

Какие шаги предпринимаются в плане обеспечения качества дорожного покрытия?
Вопрос крайне актуальный сегодня. В рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в регионе используется многоступенчатая система контроля дорожных работ, начиная с заключения контракта, анализа проектной документации, готовности асфальтобетонных заводов к началу сезона и операционного контроля дорожных работ и заканчивая комиссионной приемкой уже готового объекта. Результат — высокое качество отремонтированных объектов, а значит, и долговечность покрытия.
С 2020 года на всех объектах ремонта используются асфальтобетонные смеси, производимые согласно требованиям стандартов, составляющих доказательную базу ТР ТС 014/2011, установлены более жесткие требования к гранулометрическому составу минеральной части смеси. А на некоторых объектах с целью улучшения физико-механических характеристик нового покрытия применяется метод холодной регенерации, что увеличивает срок службы дорожной одежды.

Республика сегодня занимает лидирующие позиции по доле объектов, реализуемых с применением передовых технологий. К тому же у нас внедрено очень важное звено многоступенчатого контроля — общественный контроль, привлекаемый на объекты ремонта. Это помогает добиться высокого качества ремонтных работ, что немаловажно.

Какими предприятиями сегодня гордится отрасль?
Да, действительно, есть чем и кем гордиться. Это подрядные организации АО «Марий Эл Дорстрой» и ООО «Тиса». В Йошкар-Оле строительство капиталоемкого объекта проводит АО «Марийскавтодор». С 2022 года в нацпроект «Безопасные качественные дороги» включены работы по приведению в нормативное состояние искусственных сооружений. ГУКП РМЭ «Мостремстрой» уже в 2021 году капитально отремонтировало два моста из запланированных. 
Авторы: Валерия Якимова   
Теги: Марий Эл