Алексей Ересько: «Мы создаем новые точки притяжения»

Алексей Ересько: «Мы создаем новые точки притяжения»

Согласно данным многочисленных опросов, большинство жителей нашей страны отмечают существенное улучшение качества городской среды

При этом недовольство вызывают периодически возникающие неполадки в работе инженерных систем. Об успехах и сложностях, с которыми приходится сталкиваться сегодня системе жилищно-коммунального хозяйства, в эксклюзивном интервью «Вестнику» рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько.

Алексей Васильевич, сфера ЖКХ по праву считается одной из самых сложных...

Знаете, как однажды сказал об этой отрасли президент России Владимир Владимирович Путин: «Давайте не будем говорить о грустном, поговорим о реформе ЖКХ»?

Поддерживаю позитивный настрой главы нашего государства и предлагаю поговорить о самой приятной стороне ЖКХ — проекте «Формирование комфортной городской среды». Эту программу называют самой народной. Согласны ли вы с данным определением?

Безусловно. Дело в том, что абсолютно все проекты, которые реализуются в рамках этой программы, учитывают мнение граждан. И объекты, которые становятся победителями Всероссийского конкурса лучших проектов формирования комфортной городской среды, зачастую исходят от запросов жителей малых городов, поэтому и получают такой большой отклик.

Мы четко видим динамику роста голосующих за последние три года. Если по итогам 2021 года проголосовало 9,7 млн человек, в 2022 году 10,7 млн человек, то уже в этом году в голосовании приняло участие 14,2 млн человек, притом что мы ожидали порядка 12 млн участников на всю страну. Как видите, желание людей принять участие в этом голосовании превысило наши прогнозы. Поэтому эта программа — самая народная из всех.

Какое число объектов благоустроено с начала старта проекта? Каковы планы на 2023 год?

Начиная с 2017 года благоустроено свыше 103 тыс. общественных и дворовых территорий, в этом году будет приведено в порядок еще порядка 8 тыс. объектов. К 2030 году планируем благоустроить более 62 тыс. общественных пространств, благодаря чему доля городов с благоприятной средой повысится до 80%.

Какие из реализованных проектов нравятся лично вам?

Таких объектов много. Выделять какой-то один проект не хотелось бы. Интересных и полезных очень много… Я хотел бы обратить внимание на то, что во многих населенных пунктах не нужны дорогостоящие, сложные в эксплуатации объекты. Часто людям нужен простой функционал. Есть такое понятие в урбанистике — «точка притяжения». И я, приезжая в регионы, радуюсь, что они появляются. Мы привыкли, что чаще всего в центре внимания людей иные объекты — поликлиника, МФЦ или магазин. Но благодаря проекту «Формирование комфортной городской среды» мы создаем общественные пространства — новые точки притяжения, куда люди ходят просто погулять, пообщаться. Эти места важны для них не потому, что им туда нужно, а потому что им туда хочется пойти. И, мне кажется, это прекрасно.

Расскажите о том, какие конкурсы в сфере благоустройства проводятся сегодня и как территории могут получить государственную поддержку на реализацию проектов благоустройства?

Важно, что масштабные преобразования городской среды мы наблюдаем не только в крупных центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, но и в малых городах. Это стало возможно благодаря тому, что в 2018 году президент объявил о начале масштабной поддержки малых городов и исторических поселений и запустил Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды. С того времени проведено уже 10 конкурсов: 8 всероссийских и 2 отдельных для субъектов ДФО.

Что касается конкурса среди малых городов и исторических поселений, то заявки для участия в разных категориях, в зависимости от количества жителей, подают в Минстрой РФ региональные министерства. К ним, в свою очередь, заявки стекаются из муниципалитетов после обсуждения проектов с жителями.

Должен заметить, что мы каждый год напоминаем регионам о конкурсе и помогаем с подготовкой заявок. Также очень важную роль в подготовке заявок играют региональные центры компетенций, которые созданы в каждом субъекте.

Мы отмечаем, что субъекты, где центры компетенций насыщены квалифицированными специалистами, как правило, чаще побеждают в конкурсах и реализовывают более целостные, наполненные проекты. И здесь, конечно, очень важна роль региональной власти, которая сама должна быть заинтересована в развитии муниципалитетов. Да и руководители муниципальных образований очень позитивно реагируют на возможность получить грант.

Судить о значимости победы можно, в частности, на форумах малых городов и исторических поселений. Последний из них прошел совсем недавно во Владивостоке. Когда вы сами своими глазами видите, как мэры городов-победителей, услышав название своего города, радуются победе в конкурсе, это, поверьте, незабываемое ощущение. И это происходит на глазах у тысячи человек, потому что на подведение итогов съезжается вся страна, все муниципальные образования, чьи заявки участвовали в конкурсе. Чувства патриотизма и гордости за свои города переполняют зал. Так что это очень знаковое событие и для Минстроя России, и для глав городов-участников, а для тех, кто не решился поучаствовать в конкурсе, это стимул подготовить проект и получить средства на него. Напомню, что грант из федерального бюджета на реализацию конкурсного проекта составляет от 60 до 100 млн рублей.

Хочу отметить, что в этом году для нас оказалось крайне сложной задача определить победителей конкурса. Уровень заявок с каждым годом растет. И если раньше все было достаточно очевидно, то сейчас сильнейших из сильных выбирать становится все сложнее…

Насколько я знаю, в прошлом году расширили перечень категорий муниципалитетов, которые могут принять участие в конкурсе малых городов. И вы упомянули о том, что появился отдельный конкурс для дальневосточных городов. Расскажите, пожалуйста, об этих изменениях.

Действительно, в июне 2022 года по итогам Санкт-Петербургского форума нам поступило поручение президента об увеличении финансирования всероссийского конкурса в 2 раза — с 10 до 20 млрд рублей в год. В итоге количество победителей увеличилось до 240 проектов. А к участию в конкурсе допустили города с численностью населения от 100 до 200 тыс. человек включительно. Я хочу поблагодарить заместителя председателя Правительства РФ Марата Шакирзяновича Хуснуллина, который поддержал нас в этом вопросе и сказал, что нужно развивать города численностью до 200 тыс. жителей. Тем более что под эту категорию попадают некоторые областные центры. А региональные столицы, безусловно, должны выглядеть достойно.

Что касается ДФО, то половину из дополнительно выделенных 10 млрд рублей глава нашего государства поручил направлять именно на благоустройство городов Дальнего Востока. Поэтому мы сделали отдельный конкурс для этих территорий. Победителям предусмотрены увеличенные размеры грантов. В этом году мы провели уже второй конкурс по ДФО. Такое внимание этому региону мы уделяем в силу его транспортной отдаленности и понимания необходимости его усиленного развития. Отдельный конкурс позволяет развивать дальневосточные города более динамичными темпами. Уверен, что меры, которые принимаются правительством и которые на постоянном контроле держит президент, в итоге сыграют положительную роль. Там и так очень интересно и красиво — природа сама много чего сделала. А когда мы ей немножко поможем, будет вообще замечательно!

Возвращаясь к вопросу о проводимых конкурсах в сфере благоустройства, где еще могут поучаствовать муниципалитеты?

Еще одно мероприятие, проводимое Минстроем, по итогам которого можно получить поддержку из федерального бюджета, — это Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика». Минстрой России координирует в нем две номинации — «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства» и «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений (умный город)».

Оценка заявок конкурса «Лучшая муниципальная практика» отличается от Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений. Здесь рассматриваются уже реализованные практики. Во главу угла выносятся такие критерии, как выстраивание системы благоустройства, синхронизация мероприятий различных проектов, механизмов ГЧП и другие.

В этом году размер денежной премии победителям составит от 2,25 до 42,5 млн рублей в зависимости от категории участников.

Алексей Васильевич, я предлагаю перейти к другой теме, которая тоже является очень важным для сферы ЖКХ вопросом. Это модернизация инженерной инфраструктуры. Сюда инвестируются большие суммы, но ситуация с  аварийностью не сильно изменилась за последние годы. Есть ли у Минстроя России план действий, как можно изменить ситуацию?

У нас план не только есть, он уже начал реализовываться. Прежде всего, чтобы оценить ситуацию, три года назад была создана система мониторинга коммунальных аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве (МКА ЖКХ). В этой системе собраны все инциденты, происходящие на объектах тепловодоснабжения во всех регионах России.

Вторым шагом стало проведение инвентаризации сетевого хозяйства, которое показало, что из 900 тыс. километров сетей в стране почти 400 тыс. находится в состоянии, которое требует модернизации, замены или капитального ремонта.

Третьим шагом стал запуск программ с использованием различных инструментов, в том числе «Инфраструктурного меню». С этого года запущена программа модернизации коммунальной инфраструктуры, формирование объектов в которую происходило по информации из системы МКА ЖКХ. Мы проанализировали вместе с субъектами, какие сети наиболее аварийные, сколько произошло там инцидентов за этот период. Выявили самые критичные места, поняли, что надо менять в первую очередь, потому что зима у нас во многих субъектах суровая, и там нельзя допустить отключений в отопительный сезон.

В рамках подготовки к осенне-зимнему периоду работа, безусловно, проводится, но она локальная: где-то кусочек трубы поменять, где-то латку положить, где-то задвижку заменить. А когда говорится о модернизации коммунальной инфраструктуры, то в первую очередь речь идет о замене участков трубопроводов. Например, мы видим в системе МКА ЖКХ, что в каком-то городе 5 октября произошла авария по улице Ленина 8, 10-го — по улице Ленина, 12, 16-го числа — по улице Ленина, 20. Мы понимаем, что вся трасса, которая проходит по улице Ленина, дырявая, и ее надо менять целиком. Вот как раз эта идеология заложена в программу модернизации коммунальной инфраструктуры. В принципе, мы уже начали эту работу.

Следующий шаг — сбор данных по замене сетей и площадных объектов, будь то насосные станции, котельные, центральные тепловые пункты, водозаборы. Собираем для того, чтобы сформировать программу до 2030 года.

И все это должно быть увязано в логике развития городов и корректировки схем тепло- и водоснабжения муниципалитетов. Например, на Дальнем Востоке разрабатываются мастер-планы, под них создаются новые схемы теплоснабжения городов. И в итоге смысла нет сегодня менять какую-то трубу теплоснабжения, если в соответствии с новым мастер-планом и, соответственно, с новой схемой теплоснабжения эта труба завтра будет не нужна. Поэтому мы объясняем субъектам, что все программы должны быть увязаны по срокам. Не должно быть такого, что сначала в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» отремонтировали дорожное полотно, а в следующем году по программе модернизации коммунальной инфраструктуры начали под ним менять трубу.

Как вы считаете, когда мы сможем увидеть результаты реализации этой программы?

Хотелось бы, конечно, увидеть их как можно быстрее, но поскольку я уже сказал, что из 900 тыс. километров сетей нужно заменить почти 400, вы понимаете масштаб предстоящей работы. Вот если бы их за один год заменить, тогда эффект бы был виден сразу. Но это колоссальные деньги — более 3 трлн рублей только на приведение линейных сетевых объектов в нормативное состояние… Вспомните старт федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»: не все сразу понимали, что происходит. Построили в одном городке детскую площадку, где-то парк привели в порядок... Думали, что это разовая акция, но посмотрите, какое отношение к этому проекту сейчас.

Как и любая другая программа, программа модернизации коммунальной инфраструктуры только набирает обороты. Я не хочу называть какие-то сроки, но уверен, что при достаточном финансировании со временем результаты ее будут заметны всем.

Логотип Вестник Строительство