Как — это, конечно, и про безопасность. Но не только. Это про то, что объекты на данных пространствах дают людям. В данном случае — малышам и подросткам. Дети сами должны составлять варианты игры, отмечал в одной из своих работ эксперт игровой среды в городском контексте Юлиан Рихтер. С этим сложно поспорить.
«Салют» в парке Горького, г. Москва
Это была и, пожалуй, остается самой масштабной детской игровой площадкой в стране, в которой в том числе предусмотрены возможности для игры детей с ОВЗ. Территория лазанья — прыганья — тактильного познания и прочих развлечений занимает около 2 гектаров. Здесь девять индивидуально спроектированных пространств (компания «Александр Фронтов и архитекторы») с разными материями — песком, водой, акустическим и визуальным разнообразием, богатством форм и фактур. Громадные мегакачели из 29 элементов, водная станция для покорения и изучения водной стихии и лазательный комплекс. Тот самый пример ДИП, где интересно даже взрослым, а детям всех возрастов тем более.
Площадки в Новой Голландии, г. Санкт-Петербург
Во-первых, конечно, стоит внимания площадка для детей от 6 до 14 лет «Фрегат «Петр и Павел», спроектированная архбюро West 8: натуральные материалы (основная конструкция — древесина, песок в качестве покрытия на уличной площадке и т.п.), масштаб (26 м в длину и 6 м в высоту) и тематические базовые элементы (бочки, канаты, штурвал и т.д.), которые позволяют детям составлять свои варианты игры. Малышам же приглянется вторая детская площадка парка, там также доминируют натуральные материалы, а игровые элементы и физическими параметрами, и функционалом отвечают запросам детей более младшего возраста.

Площадка «Дракон» возле ТЦ «Мега», г. Уфа
На территорию бетона и торговых рядов архбюро «Чехарда» принесло сказку с сопутствующими этому жанру таинственностью и духом приключений. Доминанта — арт-объект дракон с чешуйками из бревен — не просто интересен на вид, но и функционально игровой. Часть его оголена — так удобнее родителям наблюдать за детьми. В чреве — лабиринты, гамаки, горка, качели. За пределами мифологического животного — конструкционно связанные с ним другие игровые познавательные элементы, по которым можно полазать. Площадка окружена искусственными холмами, которые также являются частью игрового приключения.
«Дюны» на территории МКД на Малой Ордынке, г. Москва
Как на небольшом участке, всего-то около 100 квадратных метров, создать увлекательную, объемную, эстетически привлекательную игровую локацию? Сложно, но для архитектурной мысли все возможно.
Несколько лет назад эту теорию вновь подтвердили проектировщики из архбюро «Дружба», соорудив дюны на отдельно взятой территории. Горки-кратеры, горки-холмики, слуховые трубки, перископы…
Занятно, совершенно не скучно. В ночное время и вовсе ощущение, что этот пейзаж космический, временно перемещенный откуда-то издалека в нашу стандартную бытовую галактику.
Инклюзивная детская площадка, г. Ухта
Детских игровых пространств, на которых интересно и комфортно было бы ребятам с физическими и ментальными расстройствами, в общественном пространстве российских городов очень мало, но появляется все больше. Причем тенденция движется от мегаполисов к более компактным городам. Как, например, Ухта в Республике Коми. Инклюзивная площадка (компания «Новые горизонты») открыта здесь в рамках работы благотворительного фонда «Дарим улыбки». На территории 1000 кв. м — десятки всевозможных модулей, интерактивов и игровых тренажеров, в том числе качели-балансир, развивающие панели, лабиринты и инклюзивная карусель для детей-колясочников.
Мнение эксперта
Таисия Василевская, член Детского совета при Общественном совете при Минстрое России:
— Я уже несколько лет наблюдаю за развитием городской среды, в том числе готовила исследование «Территория детства»: внимательно изучила пять детских игровых площадок (ДИП), расположенных в моем родном подмосковном городе Пушкино. Не скажу, что все меня порадовало. Я общаюсь со сверстниками и из других регионов. Ситуация часто схожая. Первое и ключевое: детские площадки в основном предназначены для малышей. А что же делать нам, 11-14-летним? Почему в таком множестве игровых пространств не интересно подросткам?! Как это исправить? Во-первых, разнообразить тематику. На мой взгляд, слабо или совершенно не реализована познавательная функция, а представьте, как бы было интересно играть и изучать какие-то физические, технические процессы. Почему бы при проектировании ДИП не создавать локации оздоровительного свойства, для развития мелкой и крупной моторики, почему бы не сформировать элементы с разными фактурами, полезными в плане, например, той же ортопедии? Это будет и увлекательно, и полезно. Конечно, для разработки таких площадок нужно привлекать специалистов, в том числе из медицинского, научного сообщества. Активно общаться с жителями всех возрастов, с детьми — безусловно. Также не стоит забывать: мы живем в современном мире, цифровом, так что важно еще разрабатывать и внедрять интерактивные карты ДИП города с описанием ее игровых возможностей. Про то, что площадки должны быть максимально продуманы с точки зрения безопасности, думаю, даже не стоит напоминать.
Дети в структуре населения
14,5 млн — количество детей в России в возрасте до 6 лет.
17,2 млн — количество детей в возрасте от 7 до 17 лет.