Логистический каркас будущего

Логистический каркас будущего

В новых регионах России активно возводится транспортная инфраструктура, которая обеспечит их экономическую интеграцию в состав страны

Одним из ключевых государственных вызовов для России на ближайшие годы является экономическая интеграция четырех новых регионов — ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, которая невозможна без соответствующей транспортной инфраструктуры. Когда-то Российская империя, а затем и СССР приложили огромные усилия для строительства здесь широкой сети автомагистралей, мостов, портов и авиагаваней. Нынешнему поколению строителей предстоит решить тут целый ряд не менее масштабных задач.

Российское государство уделяло значительное внимание развитию транспортной инфраструктуры южных регионов на протяжении многих столетий. Северное Причерноморье было важным перевалочным пунктом не только для регионов Новороссии, но и всей европейской части страны: сюда для последующего вывоза за экспорт доставляли зерно, металл, ремесленную продукцию.

Неудивительно, что, например, одним из самых больших и технически оснащенных портов Российской империи, а затем и СССР был Мариуполь — одна из крупнейших морских гаваней империи. Огромные средства были вложены в железнодорожную и автодорожную инфраструктуру, которая была призвана обеспечить быстрое движение грузов, а также людей, в первую очередь по направлению к курортам Крыма. Регион Донбасса, исторически один из самых индустриально развитых на всем постсоветском пространстве, также обладал немалыми транспортными возможностями.

Период независимости в составе Украины ознаменовался значительным обветшанием логистики, когда новопровозглашенные власти старались по максимуму задействовать советское наследие, не особо вкладываясь даже в поддержание ее на технически приемлемом уровне. Поэтому нет ничего удивительного, что дороги и объекты дорожного хозяйства в новых регионах к моменту их возвращения в состав РФ находились в довольно жалком состоянии. Работа по исправлению ситуации кипит прямо сейчас.

Что нам стоит дорогу построить. Еще весной этого года Минстрой России подвел первые промежуточные итоги масштабного дорожного строительства, которое развернулось в новых регионах страны. Здесь стоит оговориться, что на большей части этой территории работы активно велись практически с самого начала СВО, то есть к тому моменту срок прошел более чем достаточный для того, чтобы «сверить часы». Итак, согласно данным, которые озвучил глава Минстроя Ирек Файзуллин, за год фактического пребывания в составе РФ в Донецкой Народной Республике было восстановлено 157 дорог и 10 мостов. В ЛНР введено в эксплуатацию 28 участков магистралей и 5 мостовых соединений. В Запорожской и Херсонской областях восстановлено 3 дороги и 1 мост.

«Восстановление и развитие дорожной сети — это одна из стратегических задач по восстановлению ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Мы не только строим дороги, но и восстанавливаем и возводим мостовые конструкции и дорожные развязки. Новые дороги — это артерии экономики. По ним в новые регионы беспрепятственно доставляются необходимые строительные и технические материалы, продукты питания и гуманитарная помощь. Новые дороги и развязки существенно сокращают время доставки и, главное, они открывают новые пути и связывают регионы. За 2022 год мы отремонтировали в новых субъектах 800 км дорог. В этом году 1039 км дорог получат статус федеральных трасс», — отмечал тогда Ирек Файзуллин.

Огромная работа проведена в крупнейших городах — им правительство закономерно отводит не только роль транспортных хабов, но и неких точек сборки инвестиционной и в целом экономической активности. Так, Мариуполь, лежавший в руинах еще весной 2022 года, стал настоящей «всесоюзной стройкой»: здесь работают сотни бригад со всей страны, развернуто несколько тысяч единиц техники. В этом году дорожники приступили к укладке внутриквартальных дорог. «У специалистов есть вся нужная спецтехника. Необходимым объемом асфальта обеспечивают специальные модульные асфальтовые заводы. Всего за прошлый год в ДНР уложено 310 км дорог, восстановлено 10 мостов. Дорожники не только укладывают асфальт, но и обустраивают пешеходные дорожки, закладывают остановочные карманы для безопасной остановки общественного транспорта и устанавливают энергосберегающее освещение», — сообщили в Минстрое РФ.

В этом году, согласно озвученным ранее планам, построят около 70 км дорог, общий объем восстановительных работ на дорожной сети, запланированных на этот год в ДНР, составляет порядка 370 км, сообщила пресс-служба Минтранса ДНР.

В ЛНР за прошлый год отремонтировали почти 500 км дорог и 5 мостовых конструкций. Дорожники ударными темпами восстанавливали в первую очередь основные магистрали и межрегиональные трассы для быстрой перевозки грузов и передвижения транспорта.

Автомобильную дорогу Знаменка — Луганск — Изварино уложили московские дорожники. Капитально отремонтирован участок от Михайловки до границ города Дебальцево общей протяженностью почти 39 км. За сутки укладывали до 800 метров. Ремонтные работы в том числе велись на мостовой конструкции через реку Айдар. «Этот важный транспортный узел ЛНР подорвали вооруженные формирования Украины при отступлении в феврале этого года. В результате были нарушены транспортные потоки в республике. Российские мостовики приступили к ремонтным работам в июне прошлого года», — уточнили в федеральном Минстрое. В этом году в республике будет восстановлено 180 км дорог и 14 искусственных сооружений. В частности, работы в летний период велись на магистралях от Орехова и Счастья до Луганска, от Первомайска до Михайловки, от Луганска до границы с Антрацитовским районом и участки трассы от столицы республики до автомобильного пункта пропуска «Красная Таловка». Большой объем работ выполнен по капитальному ремонту автодороги Н21. В дальнейшем дорога будет передана в федеральную собственность и носить нумерацию Р150 (Белгород — Старобельск — Луганск — Дебальцево — Донецк).

В Запорожской области в 2023 году планируется отремонтировать 365 км региональных дорог, также в регионе будут продолжать диагностировать, паспортизировать и обследовать мосты, эстакады и путепроводы, сообщается в официальном телеграм-канале запорожского Минтранса. Чиновники сообщили, что ГУП «Управление автомобильными дорогами Запорожской области» приведет в нормативное состояние обочины, дорожные знаки на протяжении 180 км автомобильных дорог регионального значения и 870 км автодорог межмуниципального значения. Как отмечают местные власти, нормального ремонта дороги здесь не видели около 30 лет — все время нахождения в составе независимой Украины.

В Херсонской области в настоящий момент продолжается ремонт дорог на 50 главных улицах семи городов и сел. Как сообщил председатель правительства региона Андрей Алексеенко, начали с тех улиц, которые нужнее всего людям, а также с магистральных, где находятся больницы, школы, рынки и автовокзалы. «Каждую улицу ремонтируем комплексно. Не просто укладывается новый асфальт, но делаем тротуары в плитке, остановки общественного транспорта. Чтобы вся улица становилась современной и комфортной», — прокомментировал Андрей Алексеенко. Всего в Херсонской области в этом году отремонтируют более 160 км областных дорог, уже сейчас специалисты ведут ремонт на участках общей протяженностью 70 км. Главная стройка региона прямо сейчас — автострада под рабочим названием «Таврида-2», которая свяжет между собой крымский Джанкой и Ростов-на-Дону. Ранее врио губернатора региона Владимир Сальдо отмечал, что новая автострада замкнет кольцо вокруг Азовского моря, которое с прошлого года является внутренним морем России. По словам Сальдо, автострада будет проходить через несколько городов: Джанкой, Чонгар, Геническ, Мелитополь, Мариуполь, Бердянск и Ростов-на-Дону. Трасса позволит пропускать более 30 тыс. автомобилей в сутки. В январе председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко сообщил, что реконструкция дороги от Ростовской области в Крым по новым регионам через Мариуполь и Мелитополь ведется госкомпанией «Автодор». Владимир Сальдо ранее говорил федеральным СМИ, что предварительно длина новой автомагистрали составит около 600 км, стоимость — 350-400 млрд рублей.

Портам поставят новые задачи. Исторически в южнороссийских регионах активно задействованы водные транспортные пути, здесь немало крупных морских и речных портов с развитой инфраструктурой, которую еще предстоит задействовать на полную мощность — разумеется, после оценки и соответствующей модернизации. Согласно предварительной информации Минтранса РФ, полноценное включение портов новых регионов России позволит на 30% уменьшить стоимость логистики и оптимизировать сроки доставки товаров, а также снизить нагрузку на автомобильные дороги и пункты пропуска.

При этом эксперты отмечают, что новые порты сейчас активно интегрируются в экономику России, каждый из них ранее имел свою логистическую нишу, так что сегодня есть возможность использовать их согласно привычной номенклатуре отгружаемых товаров. Так, порт Мариуполя специализировался на металле, а Бердянска — на зерне, вокруг них была выстроена соответствующая инфраструктура, которую предстоит воссоздать с учетом имеющихся мощностей. Порт Мариуполя, в апреле 2022 ставший местом ожесточенных боев, сегодня активно восстанавливается, ежедневно принимая сотни тонн грузов, в основном стройматериалов, которые прибывают сюда для обеспечения восстановления города.

«Ключевые объекты морского порта Мариуполь нуждаются в восстановлении. Среди них железнодорожные депо и разъезды, электроподстанции и мастерские, склады и автодороги. На эти цели направим в текущем году около миллиарда рублей. Такое решение позволит увеличить пропускную способность порта, повысить устойчивость и связанность транспортного комплекса юга России, что имеет первостепенное значение для строительства жилья, работы промышленных предприятий и обеспечения снабжения людей всем необходимым», — говорил ранее на профильном совещании премьер-министр Михаил Мишустин.

Сегодня можно говорить о том, что порт планируется обустраивать на перспективу — под имеющиеся на Донбассе промышленные мощности, которые будут активно задействованы по мере затухания боевых действий. Есть планы по развитию и других портов на новых территориях. Так, по данным Росморречфлота, рассматривается план модернизации порта Бердянска. Ранее городские власти сообщали, что в порту Бердянска после перехода города под контроль Минобороны РФ восстановили работу семи из девяти причалов. В настоящее время порт полностью разминирован, но прилегающие к нему территории еще предстоит обследовать специалистам на наличие неразорвавшихся боеприпасов. Разминирование Бердянского морского порта проведено в начале июня силами инженерной службы Черноморского флота России. Вместе с тем, по словам мэра Бердянска Александра Сауленко, городской порт работает на 15-20% от своей мощности по причине неисправного оборудования.

Еще одно важнейшее направление транспортного строительства — железные дороги. Марат

Хуснуллин ранее отмечал, что модернизация и ремонт железнодорожной инфраструктуры новых регионов позволит втрое увеличить грузопоток. «Общая протяженность железнодорожных путей на территории новых субъектов составляет почти 6,4 тыс. км. Планируется провести ремонт энергетических, локомотивных, вагонных, путевых комплексов, что, по данным Минтранса РФ, позволит перевозить в три раза больше грузов», — говорил вице-премьер на одном из совещаний в начале этого года.

Ключевой проект на этом направлении — железнодорожная ветка из Ростовской области в Крым через ДНР и Запорожскую область. Новая магистраль пройдет вдоль Азовского моря, впервые напрямую связав Таганрог, Мариуполь, Бердянск, Мелитополь и Джанкой. В Минстрое подчеркивается, что новый сухопутный коридор в Крым станет альтернативой действующей автомобильной трассе. Как отмечают в администрации Запорожской области, сегодня на территории региона нет организованного и постоянного железнодорожного сообщения.

Существующая с советских времен железнодорожная ветка, ведущая из Ростовской области в Крым, проходит по неудобному маршруту через город Токмак, который находится в непосредственной близости от передовой. К тому же техническое состояние этого маршрута специалисты оценивают как невысокое. Именно поэтому было принято решение строить новую железнодорожную ветку вдоль Азовского побережья, который будет дублировать сухопутный коридор в Крым (вышеупомянутая трасса «Таврида-2»).

В сентябре в интервью ТАСС министр экономического развития Запорожской области Юрий Гуськов заявил, что проектирование этой ветки уже началось. Строительство дорожного кольца планировали завершить до конца 2024 года, но в августе вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что эту дорогу, длина которой составит 1,4 тыс. км, достроят через пять лет.

Ранее стало известно, что строить новые и обслуживать действующие железнодорожные магистрали будет новое предприятие — ФГУП «Железные дороги Новороссии», структурно подчиненное не РЖД, а «Росжелдору». В его задачи будет также входить создание единой логистики в этих четырех регионах и обновление парка вагонов и локомотивов.

Логотип Вестник Строительство