Мыслить системно — действовать грамотно

Мыслить системно — действовать грамотно

Три года назад в Кирове организован единый гарантирующий поставщик услуг по водоснабжению и водоотведению

Примерно год потребовался МУП «Водоканал» на настройку работы в новых условиях — после слияния четырех предприятий у единого оператора объем сетей водоснабжения с 297 км вырос до 1103 км, водоотведения — с 225 км до 925 км. С чем пришлось стартовать и за счет чего удалось оперативно улучшить производственные показатели, рассказывает директор МУП «Водоканал» г. Кирова Дмитрий Ухин. 


Дмитрий Игоревич, с какими проблемами пришлось столкнуться в начале деятельности?

Было непросто. Нам достались долги от предыдущих предприятий, у всех были разные системы оплаты труда, разные тарифные ставки, не было хорошей техники — мы закупали в лизинг на выгодных для нас условиях. Кроме того, нам не передали базу абонентов. За полгода мы собрали ее заново. Сейчас она намного полнее прежней.

Как удалось оптимизировать затраты, в частности, по расходу электроэнергии (водоотведение) и существенно снизить аварийность канализационных систем?

Действительно, расход электроэнергии сократился с 29,8 в 2019 году до 27,1 тыс. кВт-ч сегодня. Этому способствовала проводимая нами оптимизация работы сетей, меняли насосное оборудование, автоматизацию.

С 1 января 2022 года покупаем электроэнергию на оптовом рынке. Полтора года вели подготовительную работу, проходили согласования, создавали систему учета, чтобы получить такое право. Эффект огромный: экономия предприятия только за первые четыре месяца превысила 3,3 млн рублей. По итогу года прогнозируется сэкономить более 10,7 млн рублей. По факту цена снизилась на 21 коп. за кВт-час, то есть на 4,5%. Мы сегодня приобретаем электро- энергию по цене 2020 года.

Что касается аварийности на сетях, то к решению и этого вопроса мы подошли организационно грамотно и системно. Занялись перекладкой именно проблемных сетей: основную экономию дает перекладка 5-7% сетей. Остальные — перекладка ради перекладки. До 2019 года работали только дневные аварийные бригады, мы вернули ночные. Начиная с 10 мая и до конца сентября планово промываем системы канализации — после первого раза аварийность сократилась на 24%. Начали мыть водоводы. Раньше никто этого не делал. В итоге аварийность снизилась практически без финансовых затрат.

База всего, конечно, грамотные кадры. Мы обучаем работников новым профессиям, повышаем квалификацию. Эффективность рабочей силы выросла в 4 раза. Удельные трудозатраты на обслуживание 1 км сетей сократились с 0,9 до 0,39 чел./км: у лучших водоканалов России этот показатель — 0,25. Мы к этой цели двигаемся.

Без цифровизации современное развитие тоже невозможно...

И это направление в приоритете для нас. На основных станциях города уже установили ПАК «Акватория». Это инновационное решение в автоматизации процессов водоснабжения и водоотведения дает высокий экономический эффект за счет энерго- и ресурсосбережения, снижает затраты на обслуживание. Запускаем свою геоинформационную систему ZuluGIS. Это управляемая визуализация всей системы водоснабжения и водоотведения, которая интегрирована в другие программы и системы. Одного нажатия кнопки достаточно, чтобы понять, где существует проблема, рассчитать временную и затратную часть для ее устранения. Все цифровые проекты и сервисы МУПа легко масштабируются — аналогичные можно запустить на любой другой территории за пределами Кирова.

В довольно короткие сроки, за три года, МУП «Водоканал» г. Кирова доказал правильность и эффективность выработанной производственной стратегии, которая уже сегодня дает положительные результаты в целом для коммунальной системы города и конечного потребителя ресурсов.

Логотип Вестник Строительство