Обновить дорожную одежду

Обновить дорожную одежду

Выполнение амбициозных планов по развитию транспортной инфраструктуры невозможно без применения инновационных технологий

В последние годы вопросу создания качественного дорожного полотна и комфортной, безопасной транспортной инфраструктуры уделяется колоссальное внимание. На реализацию масштабных планов автодорожного строительства направляются беспрецедентные суммы. Строительство новых федеральных трасс и расширение существующей транспортной сети способствуют созданию прочной основы для роста экономики и повышают темпы развития всей страны. Чтобы справляться с поставленными задачами по возведению современной инфраструктуры, в ход пускаются различные инструменты, зачастую новые и меняющие сам взгляд на качество дорожного строительства.

Основным инструментом на пути к созданию современной транспортной инфраструктуры на протяжении уже нескольких лет остается национальный проект «Безопасные качественные дороги». В его основе лежат приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», реализованный в 2017-2018 годах в 36 регионах России, и национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который в 2019 году стал продолжением совместной работы федеральных и региональных ведомств дорожного хозяйства.

В том виде, в котором «БКД» существует сегодня, он появился в 2021 году. Именно тогда его география была расширена: он охватил 84 субъекта-участника. Кроме того, пополнился список и федеральных проектов, вошедших в структуру нацпроекта: к четырем из них добавились еще два — «Развитие общественного транспорта» и «Развитие федеральной магистральной сети».

В 2021 году, как и в предыдущие два года, национальный проект показал хорошие результаты, продолжая преследовать основную свою цель, оставшуюся неизменной несмотря на трансформацию самого проекта, — повышение качества жизни россиян. В этот период по нацпроекту, по данным официального портала «Безопасные качественные дороги», комплексно обновили порядка 16,5 тыс. км дорог, установили более 172 тыс. дорожных знаков, свыше 2,5 тыс. светофоров, порядка 1,2 млн пог. метров барьерного ограждения, более 204 пог. метров пешеходного ограждения и около 848 тыс. пог. метров освещения.

Новации — в отрасль. В 2021 году более 66% всех контрактов по нацпроекту предусматривали использование современных технологий. Специалисты и год назад, и сегодня уверены, что для увеличения качества отечественных дорог необходимо отказаться от устаревших материалов и уделить особое внимание современным технологиям и решениям.

«Сейчас без использования современных материалов не обходится ни одно крупное дорожное строительство. Как результат — мы видим, что такой подход меняет в лучшую сторону и скорость выполнения строительных работ, и их качество, — отметил президент Ассоциации бетонных дорог, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» ФГБОУ ВО «МАДИ» Виктор Ушаков. — Сегодня изменились нормативные межремонтные сроки службы дорожных объектов, то есть если срок с момента строительства до момента капитального ремонта дороги раньше был 12 лет, то теперь он составляет 24 года. Однако соблюдение этого срока возможно только при условии, что качество дорожного строительства будет возрастать, а для этого необходимо менять подход и к проектированию дорог, и к их строительству, и к материалам, которые используются в процессе этого. В первую очередь сейчас особое внимание следует обращать на обеспечение прочности (несущей способности) земляного полотна. Для этого в последнее время широко стали применять стабилизацию и укрепление грунтов, используя для этих целей комплексные минеральные вяжущие. Это направление сегодня широко развивается ввиду того, что в нормативных документах впервые за последнее время повышены требования к модулю упругости рабочего слоя земляного полотна».

В свою очередь и заместитель директора филиала ФГБУ «Росдортехнология» в г. Чебоксары Ольга Воробьева, выступая на международном конгрессе «Транспорт и строительство», отметила, что в числе эффективных технологий, позволяющих сделать прочное основание и сохранить дороги для потомков, в первую очередь укрепление грунтов.

«Второе — это регенерация слоев дорожной одежды. Эта технология сейчас получила новое развитие, и она также у нас отвечает за то, чтобы основание нашей дороги было более прочным и более устойчивым, — отметила спикер. — Что касается технологий для покрытий, то единственное, наверное, правильное направление, по которому всем дорожникам нужно идти вперед, — это асфальтобетонные смеси, запроектированные объемно-функциональным методом».

По словам Виктора Ушакова, в тренде сегодня — использование при капитальном ремонте холодной регенерации дорожных одежд (ресайклинга). Также, по его данным, ввиду повышения интенсивности нагрузки на дорожное полотно, которые дают ТС, и увеличения нормативных сроков эксплуатации дорог по всей стране активно начинают использовать цементно-бетонные основания.

«Необходимо применять прочные основания: щебеночно-песчаные смеси, укрепленные цементом, цементобетонные основания, — убежден Виктор Ушаков. — Что касается асфальтобетонных покрытий, то ведется работа по улучшению качества битумов. Кроме того, сегодня активно применяются геосинтетические материалы, к которым раньше относились с большой осторожностью: армирование и оснований, и земляного полотна, и покрытий».

Эксперт добавил, что перспективным для отрасли является применение композитных материалов, однако наши дорожники находятся только в начале этого пути. «Речь идет о легких, прочных, коррозионностойких и морозостойких материалах. Всеми этими свойствами обладают композитные материалы. И поэтому они должны широко внедряться в дорожную отрасль, что позволит нам строить долговечные и качественные автомобильные дороги», — уверен Виктор Ушаков.

На местах. Новые материалы и технологии в дорожном хозяйстве внедряются в разных регионах страны. Один из передовиков — Архангельская область, где в числе прочих используется технология устройства слоев покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона ЩМА 16 по ГОСТ Р 58406.1-2020. По словам министра транспорта Архангельской области Cергея Роднева, применение ЩМА повышает износостойкость дорожного полотна и увеличивает срок его эксплуатации. Покрытие остается стабильным при механических воздействиях, кроме того, оно характеризуется повышенным коэффициентом сцепления шин с поверхностью дороги.

Еще одна новинка, активно используемая в дорожном строительстве на территории региона, — технология применения металлических гофрированных водопропускных труб, которая значительно повышает экономическую эффективность проекта за счет сокращения сроков монтажа спиральновитых труб, увеличения периода эксплуатации и надежности водопропускной конструкции. Кроме того, по словам Сергея Роднева, хорошо зарекомендовало себя применение атмосферостойких сталей в конструкции мостов. В 2020 году при капитальном ремонте моста через реку Юбра на км 65+783 автомобильной дороги «Пинега (Кулогоры) — Чакола — Пиримень» в Пинежском районе Архангельской области регион одним из первых в России выполнил устройство пролетного строения из стали 14 ХГНДЦ, отличающейся повышенной стойкостью к атмосферному воздействию. В среднем за период эксплуатации мостов затраты на антикоррозионную защиту в 4-5 раз перекрывают стоимость самих конструкций.

Технология холодной регенерации дорожных одежд (ресайклинга) является основной среди тех, которые используются при ремонте дорог в Саратовской области.

«В результате получается новое дорожное основание с более длительным сроком эксплуатации. Большинство наших объектов именно по этой технологии и делались. Это и автомобильная дорога «Степное — Мечетное — Любимово» в Советском районе, и автомобильная дорога «Хвалынск — Ивановка — Алексеевка», и автомобильная дорога Р-228 «Сызрань — Саратов — Волгоград» в Хвалынском районе, и многие другие», — отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Алексей Петаев.

А в Вологодской области с 2021 года на всех дорогах, ремонтируемых в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», применяется технология устройства слоев дорожной одежды из асфальтобетона по новым ГОСТам. «Кроме того, на таких объектах, как подъезд к г. Красавино (северный), Избоищи — Наумовское — Кабожа (гр. Новгородской области), Сергиев Посад — Калязин — Рыбинск — Череповец и Новинка-Нестерово в Череповецком районе, подъезд к с. Верховажью, Новое — Виктово в Вологодском районе, М-8 «Батово — Вараксино и Грязовец — Чернецкое» в Грязовецком районе использована технология применения геосинтетических материалов в конструктивных элементах дорожной одежды и земляном полотне», — рассказал начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области Андрей Накрошаев.

Ленинградская же область, по словам председателя регионального комитета по дорожному хозяйству Дениса Седова, стала одной из первых в России, кто стал использовать асфальт, разработанный по методу объемного проектирования. «Такая смесь разрабатывается индивидуально под каждую дорогу с учетом ее нагрузок и климатических особенностей. Она лучше противостоит образованию колеи и в целом менее склонна к износу, так как щебень и вяжущий компонент подбираются по особо определенным параметрам, — пояснил глава дорожного комитета. — Кроме того, мы используем литой асфальт, который незаменим для путепроводов и мостов. Даже пошли дальше: на новом путепроводе во Всеволожске литой асфальт стал цветным. Пешеходные дорожки были сделаны из красного и синего асфальтобетона под цвет герба города. Литой асфальт отлично защищает элементы пролетного строения от коррозии».

Дорогам — цифру. Эксперты отмечают, что в дорожном строительстве, как и во многих других отраслях, сегодня очень активно используются цифровые инструменты.

«Без цифровизации мы сейчас уже не можем представить себе работу всей нашей дорожной отрасли: оцифровку дорог, внедрение каких-то новых инструментов — об этом говорится не только на городском и региональном уровнях, но и на федеральном уровне», — подчеркнул в своем приветственном слове на международном конгрессе «Транспорт и строительство» руководитель государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Центр организации дорожного движения» Мансаф Низакаев.

А Виктор Ушаков, в свою очередь, поделился мнением о том, что цифровизация в дорожной отрасли сегодня развивается очень активно, причем цифровые технологии используются на всех этапах выполнения дорожных работ, начиная от проектирования объектов с применением БИМ-технологий, применения беспилотных летательных аппаратов и заканчивая использованием 3D-систем при выполнении дорожно-строительных работ.

«Сотрудники кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» ФГБОУ ВО «МАДИ», которую я возглавляю, сейчас занимаются разработкой цифровых технологий по оценке транспортно-эксплуатационного состояния автодорог и оптимального назначения ремонтных мероприятий. Такая разработка, касающаяся именно этого аспекта, для нашей страны уникальна. Она базируется на создании цифровой базы данных, на основе которой можно прогнозировать дальнейшие изменения состояния дорог и разрабатывать технологии восстановления транспортно-эксплуатационного состояния дорог», — поделился Виктор Ушаков. В пресс-службе Росавтодора отметили, что вопросу модернизации и технологического развития отечественной дорожной отрасли, а также поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сегодня уделяется большое внимание. Так, в целях инновационного развития отрасли в системе Федерального дорожного агентства принята Стратегия, которая определяет вектор развития инновационной деятельности на период до 2025 года. Между Росавтодором и ППК «Российский экологический оператор» заключен меморандум о взаимодействии, направленном на устойчивое развитие и эффективное использование вторичных материальных ресурсов при осуществлении дорожной деятельности с соблюдением требований ТР ТС 014/2011. В пресс-службе организации отметили, что в планах на ближайшее будущее — дальнейшее исследование возможности многократного возврата RAP в составы горячих асфальтобетонных и щебеночно-мастичных смесей, а также применения составов асфальтобетонных смесей с содержанием RAP более 50%.

Планирование как залог успеха. Важной вехой в истории отрасли стало утверждение Правительством РФ в июне 2022 года плана дорожного строительства на ближайшие пять лет, или, как его еще называют, дорожной пятилетки. В него вошли более 250 мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту дорог, которые будут реализованы в 2023-2027 годах.

«Главная задача нашего пятилетнего плана — увязать все имеющиеся дороги в одну удобную для жителей сеть. При этом большую часть дорог мы планируем довести до нормативного состояния. Для этого будем проводить ремонт федеральных и региональных дорог, будем расширять трассы с двух до четырех полос, чтобы увеличить их пропускную способность и, соответственно, сократить время в пути. Построим 46 обходов крупных городов, чтобы обеспечить комфорт для их жителей и для проезжающих водителей», — отметил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

Виктор Ушаков уверен, что сильная сторона такого решения прежде всего состоит в том, что впервые за долгие годы было определено именно пятилетнее планирование, которое подразумевает четкие объемы выполняемых работ.

«Это колоссальная программа, в которой расписан каждый объект: когда он будет начат и закончен. Такой формат планирования значительно облегчит и сделает более качественной работу подрядных организаций, ведь теперь они смогут планировать свою работу, заранее приобретая оборудование и увеличивая производственные мощности, — объяснил эксперт. — Очень важно, что в программе уделяется большое внимание региональной сети. Этого катастрофически не хватало прежде. Радует, что часть региональной сети будет переведена в опорную сеть и будет приводиться в нормативное состояние. Главная задача пятилетнего плана дорожного строительства, на мой взгляд, — обеспечить комфортное, скоростное и безопасное движение по территории страны, обеспечить эффективную перевозку грузов и создать сеть скоростных дорог, в отношении которых планы действительно грандиозные. Это и М-12 «Москва — Казань — Екатеринбург», и дорога «Меридиан» от границы Казахстана до границы Республики Беларусь, и многие другие проекты».

В свою очередь генеральный директор АО «Донаэродорстрой» Владимир Иванов уверен, что пятилетний план представляет собой взвешенный и прагматичный подход к развитию дорожной сети в стране.

«Главная задача, которую озвучили в федеральном правительстве, — увязать все имеющиеся дороги в единую и удобную сеть. Это, в свою очередь, позволит нашей экономике за счет мультипликативного эффекта лучше адаптироваться к внешнему санкционному давлению. Даст бизнесу возможность перестроить логистику, быстрее и дешевле доставлять грузы, создаст новые рабочие места в регионах, повысит качество жизни миллионов людей, — уверен эксперт. — Объекты, указанные в пятилетнем плане, важны для того региона, в котором они будут реализовываться, в частности и для дорожной сети Российской Федерации в целом. Они все по-своему масштабны, значимы и будут играть свою индивидуальную роль в общей инфраструктуре страны. В их числе есть и объекты, которые возводит АО «Донаэродорстрой». Например, Дальний западный обход Краснодара — серьезнейшая автодорожная стройка. Объект спроектирован таким образом, чтобы 51,2 км автомагистрали не проходили в городской черте столицы Краснодарского края, не затронули зону других населенных пунктов Кубани. Тем самым ДЗОК возьмет на себя транзитный трафик, который сейчас идет по существующему участку М-4 и в черте города Краснодара. Это улучшит экологическую ситуацию, существенно увеличит пропускную способность и сократит время в пути к Черному морю и будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию ЮФО».

Реализация пятилетнего плана запланирована в Брянской, Владимирской, Ярославской, Архангельской, Вологодской, Саратовской областях и других субъектах РФ. Например, реализация пятилетнего плана дорожного строительства в Архангельской области включает в себя реконструкцию моста через Никольское устье Северной Двины и реконструкцию автодороги М-8 «Холмогоры» Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск на подъезде к городу Северодвинску на участке км 0+700 — км 13+000.

«Цель реализации проекта по реконструкции моста через Никольское устье Северной Двины — обеспечение транспортной доступностью острова Ягры в Северодвинске. Существующий двухполосный мост расположен в северо-западной части города, пересекает Никольское устье Северной Двины, соединяя материк с островом. Данное мостовое сооружение эксплуатируется более 60 лет без капитального ремонта и является единственным объектом транспортной инфраструктуры острова Ягры с материковой частью города. На островной территории проживает порядка 30 тыс. человек, здесь расположены и производственные мощности градообразующих предприятий», — отметил Сергей Роднев.

Объект включает в себя строительство автомобильного моста через Никольское устье и реконструкцию Ягринского шоссе на участке от улицы Октябрьской до улицы Транспортной. Предусматривается расширение проезжей части до четырех полос движения, устройство тротуаров, велодорожки, ливневой канализации, наружного освещения и перекладка существующих инженерных сетей. Строительная длина объекта составляет 2,9 км, в том числе мост 185,8 м. Осенью 2022 года по двум полосам нового моста будет открыто техническое движение, и подрядчик приступит к работам по демонтажу старого моста, а в сентябре 2023 года новый мост будет введен в эксплуатацию. В Саратовской области пятилетним планом предусмотрено строительство обхода региональной столицы с мостовым переходом через реку Волгу.

«В Саратове через Волгу есть два моста, но один постройки 1965 года, и он, конечно, уже не справляется с тем интенсивным автомобильным движением, которое сложилось за последние годы. Второй построен на достаточном удалении от Саратова и Энгельса — главных городов, составляющих основной поток автомобилистов. Поэтому третий мост и обход Саратова — это, пожалуй, необходимость, — объяснил Алексей Петаев. — В настоящее время проект строительства третьего этапа Южного обхода г. Саратова, включающий строительство мостового перехода протяженностью 11 км, проходит процедуру экспертизы».

В рамках пятилетнего плана дорожного строительства была предусмотрена реализация еще одного значимого проекта — завершение строительства самого длинного искусственного сооружения в Вологодской области — моста через Шексну в Череповце. Объект был сдан досрочно.

«Для города Череповца — ядра Череповецкой городской агломерации — строительство Архангельского моста через реку Шексну стало ключевым инфраструктурным проектом в дорожной сфере. Новое искусственное сооружение сняло ту транспортную напряженность, которая приходилась на единственный в городе Октябрьский мост. В свою очередь Архангельский мост способствует созданию дублирующего маршрута, перераспределению транспортных потоков автотранспорта, выводу их за пределы центральных улиц Череповца, а также в перспективе он позволит реализовать крупные транспортные проекты на Волго-Балтийском водном пути, на Северной железной дороге в районе станции Череповец II, — пояснил Андрей Накрошаев. — Новый мост завершил создание транспортного кольца города Череповца, связав между собой четыре крупных микрорайона, и обеспечил создание условий для кольцевого движения общественного транспорта.

Также он значительно упростил транспортную доступность работников к производственным площадкам ПАО «Северсталь» и АО «Апатит». Таким образом, Архангельский мост стал частью инфраструктурного каркаса Северо-Западного и Центрального федеральных округов и позволил расширить транспортно-логистический коридор в южном направлении, увеличить транзитные перевозки и укрепить связь Вологодской области в целом и Череповецкой городской агломерации в частности с центральными регионами страны».

Задел на будущее. «Принятые сегодня решения совсем скоро дадут результаты. Но важно смотреть и в будущее, уже сейчас задумываться над тем, что может усовершенствовать работу дорожной отрасли в перспективе, — уверен Виктор Ушаков. — Мое мнение — необходимо в разумных пределах развивать строительство как асфальтобетонных, так и цементобетонных покрытий, ведь они позволят нам создать дороги, срок службы которых будет превышать 30 лет. Эта технология нам знакома, но, увы, сейчас забыта. Сегодня мы имеем большую востребованность битума, дефицит которого вызвал значительное его удорожание, а вслед за этим — рост цены и дорожного строительства в целом. Однако почти в каждом регионе нашей страны довольно хорошо развита цементная промышленность».

Специалист отметил и то, что важно создать основательную нормативную базу, которая позволит внедрять новые технологии в процесс дорожного строительства, а также необходимо актуализировать стоимостные расценки материалов. В свою очередь в пресс-службе Росавтодора пояснили, что этому направлению уделяется большое внимание. По их словам, пятилетний план дорожной деятельности еще на этапе своего создания и согласования подразумевал системную работу по нормативному регулированию, и к настоящему моменту уже приняты около 50 законов и 300 различных поправок для дорожной отрасли, в том числе с учетом текущих экономических реалий и необходимости принятия масштабных антикризисных мер. В ближайшую же пятилетку работа над совершенствованием нормативно-технической базы продолжится.

10 говорящих цифр

84 субъекта РФ участвовали в реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2021 году.

6 федеральных проектов входят в структуру нацпроекта.

6 тыс. объектов вошло в программу федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в прошлом году.

250 км федеральных трасс вошло в программу федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети» в 2021 году.

66% всех контрактов в прошлом году предусматривали использование современных технологий.

5833 — общее количество строящихся, реконструируемых, ремонтируемых объектов в 2022 году.

132,26 млн м2— укладка верхнего слоя дорожного покрытия в этом году.

145,28 млрд рублей — освоение ИМБТ в 2022 году.

35 млрд рублей выделено дополнительно на строительство федеральных трасс в этом году.

Логотип Вестник Строительство