Разворот на Восток

Разворот на Восток

В ответ на глобальные вызовы Россия успешно решает вопрос поиска новых партнеров

Опыт подсказывает: если событие отображено на уровне власти, значит оно с далеко идущими последствиями. Отраслевой журнал «Вестник» провел обзор ключевых новостей о развитии международного сотрудничества в сфере ТЭК и строительства. Главное заметно сразу: Россия стала активнее наращивать сотрудничество с дружественными странами, когда западный мир сбросил маски партнеров и ввел абсолютно нерыночные санкции.

В ответ на глобальные вызовы представители власти России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Турции, Ирана, ведущие эксперты предложили на мероприятиях I Международного конгресса «Транспорт и строительство» новые решения и практики. Оценку ситуации дал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин: «Действительно, санкционные действия в какой-то части корректируют все наши программы. В большей степени это связано с необходимым импортозамещением. Реализация наших проектов так или иначе была связана с импортным оборудованием, его обслуживанием, деталями. И мы научились решать эти вопросы даже чуть заранее: были подготовлены пандемией». 


Сместили акценты. В беседе с журналистом Отраслевого журнала «Вестник» представитель крупного бизнеса — глава Ассоциации девелоперов Краснодарского края Елена Сошникова вспоминала: «Наиболее остро в первом полугодии встал вопрос поиска новых партнеров. Но для нас это не стало полной неожиданностью: курс на импортозамещение был взят с 2014 года. Девелоперы постепенно диверсифицировали базу поставщиков, налаживали связи с Азией, Китаем, Турцией».

Сходную оценку дал Евгений Клейнатовский, учредитель алтайской компании «ГазТеплоСнаб»: «По большому счету в России сегодня производится все необходимое оборудование и материалы, без которых нельзя построить ни жилой дом, ни любое общественное здание. Можно сказать, что строительная отрасль у нас самообеспеченная, обходится без внешних рынков. Импорт касается только отдельных образцов техники и оборудования и некоторых отделочных материалов. Но и эту продукцию при необходимости можно приобрести в Китае».

Интенсификация высоких контактов РФ и КНР по линии строительства была замечена с началом осени. Возможности взаимодействия обсуждались в ходе Восточного экономического форума-2022. Его ключевые темы — инвестиции в Россию, привлечение китайских строительных компаний к созданию инфраструктурных объектов, наращивание поставок стройматериалов и оборудования.

Состоялись первые мероприятия в рамках российско-китайской подкомиссии по строительству и городскому развитию. Помимо развития рынка арендного жилья в России, реализации государственной политики в сфере ипотеки, насущной задачей назвали создание инфраструктуры.

Ведущие эксперты предложили на мероприятиях I Международного конгресса «Транспорт и строительство» новые решения и практики. Оценку ситуации дал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин: «Действительно, санкционные действия в какой-то части корректируют все наши программы. В большей степени это связано с необходимым импортозамещением. Реализация наших проектов так или иначе была связана с импортным оборудованием, его обслуживанием, деталями. И мы научились решать эти вопросы даже чуть заранее: были подготовлены пандемией».

Китай наращивает присутствие на российском рынке. Опыт КНР по этой части заслуживает пристального внимания. Для снижения издержек логистики китайских производителей созданы портовые мощности, новые аэропорты, сухопутные дороги всех видов. Российской властью на пятилетний период также заявлены масштабные изменения инфраструктуры. Привлекают и возможности индустрии домостроения КНР, когда поточная застройка и отделка жилья идет буквально микрорайонами.

В свою очередь о росте интереса китайских строителей к российскому рынку заявил в интервью «Российской газете» вице-президент Ассоциации содействия развитию деловых связей «Китайский деловой центр» Чжиган Чэнь. По его словам, внимание продиктовано избыточными мощностями в самом Китае. В частности, жилье построено для 3,7 млрд человек, тогда как население КНР составляет 1,4 млрд. Сложности входа на российский рынок Чжиган Чэнь увидел в специфике наших регионов и климата, наличии монополистов, непредсказуемых сроках проектирования и согласования проектов — вдвое больше, чем в Китае. В числе минусов также была названа организация труда, которая требует пересмотра для повышения производительности.

Спустя три месяца после этого интервью стало известно о намерении крупнейшей китайской строительной компании CSCEC нарастить свое присутствие на российском рынке. Ранее данная организация участвовала в строительстве крупнейшего делового центра в Москве — башни «Федерация». РИА «Недвижимость» сообщила со ссылкой на Чжао Сяоцзяо, гендиректора «Китайстроя» — российского подразделения компании, о поиске заказчиков и подходящих участков для строительства объектов в Москве и Санкт-Петербурге. Во Владивостоке проекты с участием компании реализуются с 2021 года. Заключено соглашение о партнерстве с Минстроем РФ. Оно предусматривает, в частности, выход CSCEC на маркетплейс стройматериалов и строительной техники.

Из китайских стройматериалов в зоне интересов российских строителей — сухие смеси, штукатурка, шпатлевки; лакокрасочные материалы, клеи, грунтовки, пропитки, пены и герметики; кровельные материалы; напольные покрытия; облицовочные материалы; тепло-, звуко- и гидроизоляционные материалы; строительный инструмент; сантехника, трубы и прочее. Но объемы этих поставок в целом незначительны в общей структуре импортируемых товаров. В ней, например, в 2021 году доля изделий из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды, керамических изделий и стекла составляла 1,61%. Другое дело — строительная техника китайской сборки и производства.

Заметим, она стала набирать популярность в России гораздо раньше ухода западных брендов из нашей страны. Андрей Ловков, директор аналитической компании ID-Marketing, в рамках онлайн-конференции «Экскаватор Ру» привел статистику. В январе — марте 2022 года доля вывоза из Китая в структуре импорта спецмашин составила 52%. По оценке Андрея Ловкова, в натуральном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, техники китайской сборки было импортировано в Россию на 90% больше.

Караван идет. Импортно-экспортные отношения — отдельная интересная тема. РИА «Новости» со ссылкой на главное таможенное управление КНР, сообщило, что за 11 месяцев текущего года товарооборот между Россией и Китаем вырос на 32% и составил рекордные 172,406 млрд долларов.

Взлет российско-китайского сотрудничества не связан со СВО и последовавшими санкциями. Это «караван идет», по меткому выражению главы нашего государства, который еще в начале февраля вместе с лидером КНР подтвердили договоренность о наращивании товарооборота стран. План до 2024-го — свыше 200 млрд долларов в год. Он, похоже, будет перевыполнен.

Рекорд во многом обеспечен наращиванием экспорта энергоресурсов, которые из-за санкций были перенаправлены с потребителей Запада на партнеров по Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Как отметил заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак на IV Российско-Китайском энергетическом бизнес-форуме, «сегодня мы видим стремительное развитие экспортной инфраструктуры в этом направлении. В частности, реализованы такие масштабные проекты, как газопровод «Сила Сибири», нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан, завод «Ямал СПГ» и многие другие». В разработке — заключение межправительственного соглашения по реализации Амурского газохимического комплекса, ряд перспективных проектов в энергетике и химической промышленности. По словам Александра Новака, рассматриваются возможности в сфере альтернативных источников энергии, включая гидроэнергетику, продолжается сооружение энергоблоков российского дизайна на Тяньваньской атомной электростанции, АЭС «Сюйдапу».

Напомним, в мае этого года началась новая масштабная российско-китайская стройка четырех атомных блоков на двух АЭС Китая. Старт строительству дали Владимир Путин и Си Цзиньпин. Ранее с участием россиян были построены первые четыре блока АЭС «Тяньвань». По планам китайских властей, в ближайшие 15 лет в развитие атомной энергетики будет вложено 440 млрд долларов. Это интересные перспективы для сотрудничества.

На открытии новой совместной стройки Владимир Путин заявил, что рассматривается вопрос участия Китая в международном консорциуме по созданию многоцелевого научно-исследовательского реактора на быстрых нейтронах в Димитровграде, в планах также совместные исследования в сфере создания замкнутого ядерного топливного цикла.

Добавим, что строительство объектов атомной энергетики — традиционное направление сотрудничества РФ со многими странами Ближнего Востока, включая Турцию и Египет, а также Азии, включая Индию, Бангладеш и Китай. В целом портфель зарубежных заказов «Росатома» на разной стадии реализации — 34 блока. Основное оборудование реакторных установок для АЭС изготавливается на флагмане атомного энергетического машиностроения — донском предприятии «Атоммаш». Наши специалисты сейчас сооружают 27 энергоблоков АЭС в России и 9 в зарубежных странах.

В сфере взаимодействия РФ со странами Азии еще один масштабный проект по линии ТЭК — «Сила Сибири-2». Он предусматривает строительство до 2030 года 2,6 тыс. км магистрального газопровода в Китай, в том числе 963 км — через территорию Монголии. Мощность нового газопровода будет на треть больше действующей с 2019 года «Силы Сибири». Как сообщает ТАСС, в январе нынешнего года «Газпром» и Правительство Монголии подписали протокол рассмотрения ТЭО проекта, в феврале — договор на выполнение ПИР и план совместной деятельности до 2024 года, когда будет начата прокладка магистрали «Союз Восток» как части «Сила Сибири-2».

Остается добавить, что создание сопутствующей инфраструктуры по территории России позволит обеспечить голубым топливом свыше 2 млн человек в Красноярском крае, а источником поставки газа в Китай будут те же месторождения, из которых он поставлялся в Европу до марта.

После вывода из строя «Северного потока» в воздухе носилась идея о турецком газовом хабе. По трубопроводам «Голубой поток» и «Турецкий поток» в 2021 году поставки газа были увеличены на 63%. Данных по итогам этого года пока нет, но за первое полугодие 2022 года импорт российского газа в Турцию составил 14,65 млрд. куб. метров. С 2017 года это наибольший объем за полугодие. Поэтому, наверное, не случайно в октябре Москва сделала Анкаре предложение, от которого трудно отказаться: создать международный газовый хаб на своей территории. Предложение публично озвучил Владимир Путин. В середине декабря лидеры России и Турции обсудили проект в ходе телефонного общения. Перспективы проекта сейчас оцениваются на всех уровнях — от президентского до отраслевого.

Заинтересованность сторон в сотрудничестве по линии ТЭК позволяет решать вопросы других сфер деятельности. Еще в августе в ходе многочасовой встречи президентов двух стран было достигнуто соглашение по банковскому блоку, о частичном переводе оплаты за газ в рубли, о наращивании взаимодействия по ряду направлений, включая строительство. Было намечено довести ежегодный товарооборот до 100 млрд долларов. Очевидно, что турецкий хаб позволит не только одолеть эту планку, но и поднять ее выше.

Проекты мирового масштаба. Возвращаясь к теме российско-китайского сотрудничества, стоит отметить важную роль транспорта и логистики. Транзит через нашу страну грузов из «мастерской мира» в Европу актуализирует наращивание мощностей существующего железнодорожного сообщения — БАМа и Транссиба, а также автодорожной инфраструктуры.

Весной этого года стало известно, что Главгосэкспертиза начала оценку документации по строительству скоростной дороги «Дюртюли — Ачит». Она станет продолжением федеральной трассы М-12 «Москва — Нижний Новгород — Казань» до Екатеринбурга. К 2024 году госкомпанией «Автодор», реализующей проект, намечено создание 811 км от Казани до Москвы, а также продление дороги от Казани до Екатеринбурга за счет платного 270-километрового участка «Дюртюли — Ачит». Плюс предстоит реконструкция участков существующей трассы. В целом проект рассматривается как составная часть развития международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай».

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин в ежегодном отчете перед Госдумой РФ заявил, что начата реализация крупного — более 1600 км — проекта «Восток — Запад», который предусматривает строительство двух магистралей. Поэтапный запуск первых участков трассы «Москва — Казань» намечен в 2022-2023 годах. В нынешнем году будет начато строительство дороги «Москва — Екатеринбург».

Чуть больше о перспективных планах власти относительно создания транснационального коридора «Восток — Запад» и международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» стало известно в ходе совещания президента России по развитию дорожного строительства. Как доложил Владимиру Путину вице-премьер Марат Хуснуллин, за 3,5 года реализуются беспрецедентные даже по мировым масштабам проекты. В частности, планируется расширить существующие дороги с выходами на границу Казахстана с дальнейшим выходом на Китай. В рамках пятилетней программы власти планируют продление трасс до Омска, Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, Читы с выходом на Монголию и Китай.

Очевидно, что федеральные власти рассматривают дорожное строительство, в том числе по направлению к странам Азии, как действенную антикризисную меру. Причем через внедрение «инфраструктурного меню» и концессий в регионах.

Так, на строительство обхода города Тольятти с мостовым переходом через реку Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» инфраструктурный бюджетный кредит в 9 млрд рублей одобрен Самарской области. Проект включен в Стратегию пространственного развития и Транспортную стратегию РФ.

На условиях уникальной концессии построен мост через реку Амур между российским городом Благовещенск и китайским городом Хэйхэ. Открытие километрового моста с подходами почти в 20 км завершилось в июне 2022 года. Ранее введен в строй железнодорожный переход «Нижнеленинское — Тунцзян».

Положительное влияние новой инфраструктуры на трансграничную логистику оценил Юрий Трутнев, заместитель председателя Правительства РФ — полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе: «Мы создаем условия для развития экономики обеих стран, совместного использования преимуществ, способствуем улучшению жизни граждан Российской Федерации и Китайской Народной Республики». И это, пожалуй, главный посыл двухсторонних отношений. Стройкам быть!

Логотип Вестник Строительство