Виталий Савельев: «Бюджет транспортной отрасли вырос в шесть раз»

Виталий Савельев: «Бюджет транспортной отрасли вырос в шесть раз»

От показателей работы транспортной отрасли зависит здоровье всего экономического механизма страны

Эта мысль стала ключевой в рамках правительственного часа в Госдуме, где министр транспорта РФ Виталий Савельев подвел итоги развития отрасли. Сюда в последние годы направляются беспрецедентно высокие суммы. Так, по итогам прошлого года Минтрансом России обеспечено кассовое исполнение бюджета в рекордном объеме 2,58 трлн рублей,
что составляет 99,91%. Эта цифра в шесть раз больше бюджета пятнадцатилетней давности.

Почти 100 процентов

— Последние три года мы показываем высокий уровень кассового исполнения — более 99% — и сделаем все возможное, чтобы сохранить этот рекордный показатель и в текущем году. Так, по итогам прошлого года Минтрансом РФ обеспечено кассовое исполнение бюджета в рекордном объеме 2,58 трлн рублей, что составляет 99,91%. Эта цифра в шесть раз больше бюджета пятнадцатилетней давности. Это построенные мосты, тоннели, эстакады, железные дороги, средства на субсидирование перевозок детей, молодежи, пенсионеров, расходы на транспортную безопасность и многие другие цели. Уже по итогам первого полугодия текущего года доля кассового исполнения превысила соответствующие значения 2022 года на 6,3 процентных пункта, и исполнено почти 660 млрд рублей из 1,449 трлн рублей.

Растущий объем бюджетных средств накладывает особые обязательства по повышению качества их использования. Хочу отметить, что по результатам проведенной Счетной палатой проверки исполнения бюджета за 2022 год у нас отмечается значительное снижение количества замечаний по сравнению с проверкой 2021 года — с 13 против 22. Критических замечаний и фактов неэффективного использования бюджетных средств не выявлено.

Обширное дорожное хозяйство

— Протяженность автомобильных дорог Российской Федерации — 1,575 млн км, из которых федеральных дорог — 64,5 тыс. км, региональных дорог — более 500 тыс. км и местных дорог — более 1 млн км.

В 2022 году всего построено и реконструировано 1,6 тыс. км дорог (рост на 15% к уровню 2021 года). В текущем году мы планируем построить и реконструировать более 2 тыс. км автодорог. В 2022 году площадь верхнего слоя покрытия из асфальтобетона на автомобильных дорогах, в том числе в новых субъектах РФ, составила 250 млн кв. м (это на 5,5% больше, чем мы сделали в 2021 году). Правительством ежегодно увеличивается объем финансирования дорожной сети за счет дорожных фондов. За 5 лет рост финансирования составил 100% — с 1,6 трлн рублей в 2018 году до 3,2 трлн в 2022 году, при этом 1,5 трлн направлено на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание из федерального бюджета, 1,7 трлн рублей из региональных и местных бюджетов.

В 2022 году открыто много значимых объектов, таких как движение на 107-м километре М-12 «Москва — Казань», Архангельский мост через реку Шексну, движение по автомобильному переходу через реку Амур. В июне 2023 года введены в эксплуатацию обходы Аксая и Краснодара на автомобильной дороге М-4 «Дон» протяженностью 87 км.

Строительство новых автодорог, в том числе платных, осуществляется в рамках пятилетнего плана дорожной деятельности на период 2023-2027 годов, утвержденного Правительством РФ. В числе наиболее знаковых объектов, планируемых к запуску в эксплуатацию в 2023 году на платной основе, отмечу строительство автомобильной дороги М-12 Москва — Казань, дороги Казань — Екатеринбург на участке Дюртюли — Ачит, строительство дальнего западного обхода Краснодара, а также обходов городов Тверь и Аксай.

Первым делом самолеты

— В 2022 году воздушным транспортом перевезено 95,2 млн пассажиров. В этом году мы планируем перевезти более 100 млн пассажиров. Это наш официально утвержденный план — 101,2 млн пассажиров, и, несмотря на продолжающееся закрытие 11 аэропортов юга, авиация перестроила свои маршруты, и мы полагаем выполнить план в этом году.

Общий пассажиропоток, по оперативным данным на 16 июля, составил порядка 53 млн пассажиров. Перевыполнен план по реконструкции региональных аэропортов, в том числе досрочно сданы четыре объекта на Дальнем Востоке.

Кроме того, введены в эксплуатацию новые пассажирские терминалы аэропорта Новый Уренгой, новый терминал авиалинии аэропорта Владикавказ и другие объекты. В 2023 году мы планируем ввести в эксплуатацию после реконструкции десять взлетно-посадочных полос и восемь вспомогательных объектов аэропортовой инфраструктуры.

Катится голубой вагон

— Общая эксплуатационная длина железнодорожных дорог на конец 2022 года составила порядка 88 тыс. км. Значительно выросли перевозки железной дорогой — в 2022 году перевезено более 1,142 млрд пассажиров, что на 8% выше показателей 2021 года. В январе — мае 2023 года перевезено почти 470 млн пассажиров, что выше показателя января — мая прошлого года на 9%.

За прошлый год в целом по стране построено и введено в эксплуатацию порядка 415 км новых, дополнительных и станционных железнодорожных путей. Обновлена контактная сеть на 370 км, дополнительно электрифицировано почти 260 км и построено 110 искусственных сооружений. Восточный полигон сегодня обеспечивает 158 млн тонн провозной способности. И в текущем году мы планируем выйти на цифру 173 млн тонн в соответствии с указом президента. В следующем году планируем обеспечить провозную способность 180 млн тонн.

Мы сдали немало объектов в прошлом году, среди которых запуск движения по железнодорожной линии к северному терминальному комплексу аэропорта Шереметьево, завершение сбойки нового Керакского тоннеля на Забайкальской железной дороге, а также открытие двухпутного движения на перегоне «Аносовская — Пурикан» на БАМе.

Уходят в море корабли

— Внутренним водным транспортом в 2022 году перевезено 116 млн тонн грузов (рост на 5,3% к уровню 2021 года). В январе — июне текущего года перевозка грузов снизилась на 1,6% к соответствующему периоду прошлого года и составила 37,7 млн тонн.

Перевозки пассажиров по внутренним водным путям в 2022 году составили более 9 млн человек — это рост более чем на 6% по отношению к 2021 году. В январе — июне текущего года перевезено более 3,5 млн пассажиров, что на 15% выше аналогичного периода прошлого года.

Морской транспорт показал рост перевозки грузов под флагом Российской Федерации в 2022 году до 27,5 млн тонн, что на 17,5% выше показателя 2021 года. В январе — июне текущего года объем перевозки составил 16,5 млн тонн, что почти на 35% выше аналогичного показателя предыдущего года.

Объем перевалки грузов в морских портах в 2022 году составил более 840 млн тонн, что примерно на 1% больше, чем годом ранее. Хочу сказать, что в Российской Федерации находится 63 морских порта, и перевалка была осуществлена в объеме 840 млн тонн, а мощность портов 1,286 млрд тонн, то есть запас мощности достаточный.

Грузооборот портов в первом полугодии 2023 года составил 453 млн тонн, что на 10,5% выше аналогичного показателя прошлого года. Перевозки пассажиров морским транспортом в 2022 году составили порядка 3,5 млн человек, что ниже показателя 2021 года на 24%. Вместе с тем в январе — июне текущего года объем перевозки составил 1,8 млн человек, что более чем на 20% превосходит показатели аналогичного периода прошлого года. В 2022 году введены дополнительные мощности в портах в объеме свыше 36 млн тонн, построены важнейшие объекты, такие как специализированный угольный перегрузочный комплекс общего пользования в районе мыса Открытый (Приморский край) и Таманский терминал навалочных грузов в морском порту Тамань. Кроме того, введены мощности морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае.

В 2023 году планируется обеспечить прирост производственной мощности морских портов на 59 млн тонн, прирост пропускной способности внутренних водных путей почти на 3 млн тонн.

Международные транспортные коридоры

— В настоящее время ускоренными темпами происходит приоритизация перевозок основным видом транспорта экспортных грузов на восточном и южном направлениях.

В декабре 2002 года издано распоряжение правительства, которым утверждены планы мероприятий, или дорожные карты, международного транспортного коридора «Север — Юг» и транспортно-логистических коридоров Азово-Черноморского и восточного направлений.

Дорожная карта включает в себя мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры этих коридоров. При этом на данный момент коридор «Север — Юг» уже действует, и, к примеру, на восточном участке МТК «Север — Юг», который затрагивает транспортную инфраструктуру Казахстана и Туркменистана, а также переход в Иран, организованы регулярные контейнерные перевозки. Цель РЖД в этом году — перевезти более 1 млн контейнеров.

В рамках развития западного маршрута МТК «Север — Юг» в мае 2023 года подписано межправительственное соглашение, которое является итогом почти 20-летнего обсуждения вопроса строительства на территории Ирана недостающего участка железнодорожной линии Решт — Астара — всего 162 км. Ожидаемое выполнение в полном объеме строительства — к 2028 году.

Продолжается работа по достижению и фиксации договоренностей с заинтересованными странами, направленных как на создание инфраструктуры, так и на развитие перевозок. Соответствующие межведомственные меморандумы подписаны с Ираном, Туркменистаном и Казахстаном.

Логотип Вестник Строительство