В условиях продолжающегося в мире энергетического кризиса у России есть все шансы реализовать дорогостоящие инфраструктурные проекты, которые определят ее развитие и место в мире на ближайшие десятилетия. Однако одних денег, которые страна сейчас зарабатывает на дефицитных природных ресурсах, будет мало — нужна хозяйская рука. И здесь на помощь должен прийти частный бизнес.
Законы макроэкономики смеются в лицо западным лидерам, которые надеялись разорвать Россию в клочья благодаря санкциям и ограничениям, планомерно вводящимся с 2014 года, но принявшим поистине титанический размах в 2022-м. Согласно данным авторитетного экономического издания The National Interest, по итогам второго квартала текущего года профицит внешней торговли РФ составил рекордные $70,1 млрд. Ранее Bloomberg подсчитал, что в течение 2022 года Россия только от продажи углеводородов будет получать порядка $ 1 млрд в день. Минфин РФ, в свою очередь, уточняет, что нефтегазовые доходы за прошедшие полгода составили более 6,37 трлн рублей, что превышает объем полученных бюджетом средств из отрасли за 2020 год и более 70% от объема 2021 года. В связи с тем, что западные товары в настоящее время для России практически недоступны, а накапливать золотовалютные резервы попросту негде (Запад их банально украдет), для российского правительства в полный рост встает один из главных вопросов на ближайшие годы — как потратить сверхдоходы, которые раньше от греха подальше складывали в кубышки вроде ФНБ, международный госдолг и т.д.
Ответ фактически уже дал президент России Владимир Путин, который призвал правительство ускорить создание в стране инфраструктуры опережающего развития, подчеркнув при этом, что это направление должно стать важнейшим локомотивом экономики. «На протяжении многих лет мы последовательно, системно наращиваем логистические возможности России, делаем это с расчетом на перспективу, на долгосрочный эффект для отечественного бизнеса, для наших граждан. В ближайшие годы нам нужно форсировать это направление работы. Мы уже увеличили прямые бюджетные расходы на развитие транспортной инфраструктуры, сформировали программу инфраструктурных бюджетных кредитов», — отметил Путин в ходе совещания с членами правительства в мае этого года.
По его словам, год за годом должны расти объемы строительства, обновления сети автомобильных и железных дорог, речной и морской инфраструктуры, транспортных артерий, «которые не только соединяют регионы России, служат основой для развития промышленности и сельского хозяйства, но и помогают нашим компаниям, предприятиям наращивать внешнюю торговлю, осваивать зарубежные рынки». При этом российский лидер не раз подчеркивал роль бизнеса в формировании такой современной инфраструктуры, причем речь не только об инвестициях, но в первую очередь о компетенциях — это касается как строительства, так и рачительного использования объектов.

Дороги и порты. Если посмотреть на разрез объектов, интересующих инвесторов, то это прежде всего дорожные автомагистрали (они привлекательны за счет возможности осуществлять сбор с проезжающих автомобилей) и морские порты, позволяющие зарабатывать на перевалке грузов. Согласно данным аналитического центра холдинга «ЕвроМедиа», сегодня в России реализуется несколько десятков инфраструктурных проектов c участием коммерческих компаний стоимостью свыше 10 млрд рублей. Некоторые из них можно смело назвать мегапроектами — это объекты государственной важности, масштаб и важность которых трудно переоценить.
К таким мегапроектам, например, относится строительство морского порта Индига — крайне важной точки развития Северного морского пути. Поселок Индига с его бухтой в Баренцевом море является идеальным местом для создания опорной точки логистической линии «Северный ледовитый океан — Коми — Урал», идея формирования которой появилась еще сто лет назад. И вот в 2018 году за проект взялась компания AEON, которая из различных источников готова инвестировать в него не менее 300 млрд рублей. Строительство Широтной магистрали скоростного движения в Санкт-Петербурге — яркий пример создания важнейшей для развивающегося мегаполиса транспортной артерии. ШМСД строится по схеме государственно-частного партнерства, где концессионером выступает Группа ВТБ. Ранее инициаторы проекта сообщили, что трасса с шестью полосами движения объединит Кировский, Фрунзенский, Московский, Красногвардейский и Невский районы Санкт-Петербурга. Магистраль позволит существенно перераспределить логистические потоки и снизить загруженность улично-дорожной сети городской агломерации в целом и ближайших к ней мостов через Неву — Александра Невского и Володарского. При этом широтная связь (16,7 км) между участками ЗСД и КАД, расположенными на противоположных концах города, позволит автомобилистам сэкономить значительное время в пути. Еще один проект в топ-3 транспортных проектов, которые строят частники, — порт Суходол. Угольный морской порт включает транспортно-перегрузочный комплекс и объекты внутренней и внешней инфраструктуры, в том числе терминал для обработки угля, объекты тепло- и электроснабжения, железнодорожную инфраструктуру, объекты федеральной собственности. Мощность терминала составит 12 млн тонн в год с возможным увеличением до 20 млн тонн. Инициатором проекта является группа «СДС-Уголь».

Коммунальный платеж. Размах проектов с участием бизнеса в ЖКХ гораздо скромнее, но в масштабе отдельно взятого города такие проекты не менее важны, а для комфортной жизни населения на определенной территории — даже более. Например, самый масштабный проект реализует «Газпром», его вложения в развитие газоснабжающей инфраструктуры Санкт-Петербурга составят за пять лет 11,247 млрд руб. Согласно обнародованному инвестиционному плану, компания построит три новые газораспределительные станции (ГРС). Самая мощная из них — «Санкт-Петербург» — будет располагаться к югу от города. Ее проектная производительность составит 1,2 млн куб. метров газа в час с возможностью дальнейшего увеличения до 1,8 млн куб. метров. Она заменит три ГРС, находящиеся в черте города, — «Южная ТЭЦ», «Шоссейная» и «Московская Славянка».
В интересах Северной столицы реализуется еще один проект — строительство мусороперерабатывающего завода холдингом «Созвездие Водолея», мощность которого составит до 1 млн тонн в год. Объем инвестиций в проект, по оценке руководства компании, составит до 10 млрд рублей, в зависимости от реализованной на предприятии технологии мусоропереработки. Сейчас инвестор рассматривает систему, при которой доля неперерабатываемых отходов, проходящих через завод, составит 30%. Очистные сооружения в селе Красный Яр в Заволжье — сложный и важный для Ульяновска объект. Именно здесь очищают все стоки, которые идут с территории всего района. Все это попадает в Волгу, а значит, от эффективной работы очистных зависит экологическая обстановка и состояние огромной водной артерии. Сейчас, как сообщают местные СМИ, реконструкция этого объекта находится в самом разгаре и даже ведется с опережением графика: до конца июля здесь должны выполнить весь демонтаж, а до наступления морозов — завершить уличные работы, чтобы потом поэтапно запускать очистные сооружения на полную мощность. Полностью обновить объект планируется в 2024 году.
15 крупнейших проектов инженерной инфраструктуры
Место | Название проекта | Инициатор проекта/Инвестор | Регион | Сроки реализации | Объем инвестиций, млн руб. |
1 | Модернизация системы газоснабжения
г. Санкт-Петербурга | ПАО «Газпром» | Санкт-Петербург | 2021-2025 | 11 247 |
2 | Строительство мусороперерабатывающего
завода в Новгородской области | ХК «Созвездие Водолея» | Новгородская область | 2021-2024 | 10 000 |
3 | Строительство очистных сооружений
в селе Красный Яр в Заволжье | ООО «Тандем», УМУП «Ульяновскводоканал» | Ульяновская область | 2022-2024 | 5 338 |
4 | Модернизация ОСК-2 г. Краснодара | ООО «Краснодар Водоканал» | Краснодарский край | 2022-2025 | 3 600 |
5 | Строительство Мясниковского МЭОК
(Мясниковский р-н РО) | ООО «ГК «Чистый город» | Ростовская область | 2020-2022 | 3 500 |
6 | Строительство производственного комплекса
по утилизации отходов мощностью 480 тыс. тонн в г. Туле | «Регион-Комфорт» | Тульская область | 2021-2022 | 3 500 |
7 | Строительство и реконструкция 25 объектов питьевого водоснабжения г. Красноярска | ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» | Красноярский край | 2020-2024 | 2 900 |
8 | Строительство канализационной насосной
станции N°1 производительностью 150 тыс. кубометров в сутки г. Краснодара | ООО «Краснодар Водоканал» | Краснодарский край | 2023-2025 | 2 800 |
9 | Развитие и модернизация системы
теплоснабжения муниципального образования «Город Салехард» на 2016-2022 годы | АО «Салехардэнерго» | Ямало-Ненецкий автономный округ | 2016-2022 | 1 106 |
10 | Реконструкция объекта по обращению
с твердыми коммунальными отходами в городе Первоуральске | ТБО «Экосервис» | Свердловская область | 2020-2022 | 1 000 |
11 | Модернизация электросетей в Шелеховском районе Иркутской области | Иркутская электросетевая компания | Иркутская область | 2022-2029 | 1 000 |
12 | Реконструкция главной канализационной
насосной станции ГКНС-1 г. Краснодара | ООО «Краснодар Водоканал» | Краснодарский край | 2017-2025 | 795 |
13 | Перекладка 4,2 км теплосети в Московском микрорайоне города Иваново | «Т Плюс» | Ивановская область | 2022-2023 | 468 |
14 | Реконструкция теплосетей в г. Казани | АО «Татэнерго» | Республика Татарстан | 2022 | 348 |
15 | Модернизация главного фекального коллектора на улице Калинина от главного корпуса КубГАУ до ОСК-1 г. Краснодара | ООО «Краснодар Водоканал» | Краснодарский край | 2021-2023 | 301 |
Как мы считали.
В рейтинг вошли крупнейшие инвестиционные проекты инженерной инфраструктуры, реализуемые при участии частных инвесторов в настоящее время. Основанием для ранжирования послужила сумма инвестиций в рублях. Информация для составления рейтинга взята со специализированных инвестиционных порталов и публикаций в СМИ.
Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
15 крупнейших инвестпроектов транспортной инфраструктуры
Место | Название проекта | Инициатор проекта/Инвестор | Регион | Сроки реализации | Объем инвестиций, млрд руб. |
1 | Строительство глубоководного морского порта Индига | AEON | Ненецкий автономный округ | 2018-2028 | 300 |
2 | Строительство Широтной магистрали скоростного движения | ВТБ | Ленинградская область | 2021-2030 | 182,8 |
3 | Строительство морского порта Суходол с угольным перегрузочным комплексом мощностью перевалки до 20 млн тонн в год | Сибирский деловой союз | Приморский край | 2021-2030 | 180 |
4 | Строительство глубоководного района морского порта Архангельск | АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» | Архангельская область | 2022-2039 | 166 |
5 | Строительство автомобильной дороги «Северный обход» | АО «Газпромбанк», ГК «БТС-МОСТ» | Пермский край | 2023-2027 | 92,7 |
6 | Модернизация морского порта Шахтерск с увеличением мощности перевалки до 20 млн тонн угля в год | Восточная горнорудная компания | Сахалинская область | 2017-2025 | 50 |
7 | Реконструкция аэропорта Домодедово | ООО «Домодедово констракшн менеджмент» | Москва | 2016-2024 | 47,6 |
8 | Создание универсального торгового терминала «Усть-Луга» | «Новотранс», «Еврохим» | Ленинградская область | 2019-2024 | 46,5 |
9 | Строительство угольного терминала мощностью до 24 млн тонн | «Колмар груп» | Хабаровский край | 2018-2023 | 42,7 |
10 | Развитие аэропорта Пулково | АО «Аэропорт «Пулково», «ВВСС» | Санкт-Петербург | 2022-2026 | 40 |
11 | Строительство угольного терминала «Лавна» в морском порту Мурманск | ГТЛК | Мурманская область | 2021-2023 | 36 |
12 | Строительство морского терминала по перевалке угля грузооборотом до 15 млн тонн в год в порту Высоцк | «Лукойл» | Ленинградская область | 2021-2023 | 24,3 |
13 | Строительство терминала по перегрузке СУГ | ООО «Компания Ремсталь» | Хабаровский край | 2016-2024 | 21,3 |
14 | Реконструкция аэровокзального комплекса международного аэропорта | «Новапорт Холдинг» | Новосибирская область | 2019-2025 | 20 |
15 | Увеличение мощности терминала по перевалке угля до 40 млн тонн в год в порту Ванино. 1-й этап | Сибирская угольная энергетическая компания | Хабаровский край | 2017-2024 | 12 |
Как мы считали.
В рейтинг вошли крупнейшие инвестиционные проекты транспортной инфраструктуры, которые реализуются частными компаниями в настоящее время. Основанием для ранжирования послужила сумма инвестиций в рублях. Информация для составления рейтинга взята со специализированных инвестиционных порталов и публикаций в СМИ.
Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.