Всегда в дороге

Всегда в дороге

Национальный проект «Безопасные качественные дороги» — один из самых масштабных и востребованных в России

Стартовавший в 2019-м, с каждым годом он набирает обороты и становится все более обсуждаемым не только среди представителей власти и отраслевого сообщества, но и среди населения: рядовые граждане видят реальные результаты работы, которая напрямую влияет на повышение качества жизни. Дополнительный импульс реализуемым мероприятиям придало утверждение плана дорожного строительства на предстоящую пятилетку. С 2023-го по 2027 год намечается построить и реконструировать свыше 100 тыс. км автодорог во всех 89 субъектах Федерации, потратив на это 13,2 трлн рублей. 

Беспрецедентные масштабы. С момента запуска национального проекта «Безопасные качественные дороги» 2022 год оказался самым результативным в его реализации. Были выполнены работы на 5,9 тыс. объектов, в нормативное состояние приведено 16,8 тыс. км дорог. Фактическая площадь укладки верхних слоев покрытия превысила 135 млн кв. м. На развитие региональных и местных магистралей из бюджетов всех уровней израсходовано порядка 420 млрд рублей. Кроме того, в программу прошлого года было включено более 430 мостов, расположенных на региональной и местной дорожной сети. К нормативу приведено 30 тыс. п. м вместо запланированных 16,3 тыс. п. м — почти вдвое больше. По линии нацпроекта также ведутся строительство и реконструкция участков федеральных трасс. В прошлом году такие работы выполнялись на 229 км дорог Росавтодора и на 60,3 км платных дорог ГК «Автодор». На эти цели потрачено около 300 млрд рублей.

Отдельное важное направление — участки, ведущие к социально значимым объектам. В минувшем году обновлено свыше 1 тыс. дорожных объектов (3,2 тыс. км), ведущих к образовательным и детским досуговым учреждениям, 181 объект (725,2 км) — к физкультурно-оздоровительным центрам, 726 объектов (3,6 тыс. км) — к медицинским учреждениям, а также 422 туристических маршрута протяженностью 2,1 тыс. км.

«В 2022 году выполнен беспрецедентный по масштабам объем работ. При федеральной поддержке удалось отремонтировать, реконструировать и построить более 21 тыс. км дорог, из них 16,8 тыс. км — по линии национального проекта «Безопасные качественные дороги». Он стал самым упоминаемым в СМИ и самым узнаваемым среди всех нацпроектов благодаря своей эффективности и открытости: люди не только видят результат своими глазами, но и могут принимать участие в выборе участков ремонта. Главная цель нацпроекта — повышение качества жизни россиян, поэтому дороги обновляют к самым нужным и важным для населения объектам: больницам, школам, детским садам, стадионам и достопримечательностям. Он объединяет людей и регионы, а также способствует экономическому развитию территорий», — прокомментировал заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.

Крупные объекты — досрочно. 2023 год обещает стать еще более результативным. Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» на региональной и местной сети российских магистралей планируется ввести в эксплуатацию более 6,4 тыс. транспортных, социальных, туристических и прочих объектов, общая площадь покрытия которых превысит 145 млн кв. м.

Согласно данным на конец сентября, в целом по стране дорожные работы завершены на 73,2 %. Мероприятия, запланированные на текущий год, уже завершены в Белгородской и Пензенской областях, Республике Ингушетия и Чеченской Республике. Еще в 27 субъектах укладка покрытия выполнена более чем на 80 %.

Так, в Пермском крае уложено 97 % покрытия, в эксплуатацию введено 47 объектов. Всего в регионе намечено привести к нормативам 55 участков дорожной сети общей протяженностью более 70 км, а также 19 искусственных сооружений протяженностью 1,6 тыс. п. м.

Во Владимирской области общий процент укладки верхних слоев дорожного покрытия составляет 92 %. Во Владимире полностью завершен ремонт объектов, основная часть которых ведет к достопримечательностям. Также закончен ремонт объектов в городах Судогда, Суздаль, Камешково, Собинка и Лакинск, пгт Ставрово, Гусь-Хрустальном, Судогодском и Муромском районах.

В Дагестане укладка дорожного покрытия выполнена на 83 %. Одним из самых значимых объектов стал ремонт трассы Урма — Губден на участке 14-й км — 30-й км. Дорога является одним из основных маршрутов транспортно-логистического комплекса республики, соединяет горные районы с Махачкалой, имеет ключевое значение для социально-экономического развития региона.

Масштабные дорожные работы продолжаются сегодня в 84 субъектах — участниках национального проекта. Общая площадь укладки асфальтобетона и других типов дорожного покрытия на региональной и местной сети дорог превышает 106,3 млн кв. м.

Благодаря нацпроекту в стране также продолжают возводить масштабные транспортные развязки, реконструировать и строить искусственные сооружения, магистральные улицы. В 2023 году на федеральных, региональных и местных дорогах планируется ввести в эксплуатацию более 200 капиталоемких дорожных объектов в 65 субъектах РФ.

Так, в Ивановской области завершается строительство путепровода через железнодорожный переезд на трассе Иваново — Родники в районе местечка Горино. Это самый крупный из возводимых объектов в регионе. Его общая длина с подходами составит 1,3 км. Конструкция путепровода будет состоять из 16 опор и 15 пролетов.

«Магистраль в направлении Родников, Вичуги, Кинешмы и малых волжских городов — одна из самых загруженных в области: по ней люди ежедневно добираются на работу, совершают деловые и туристические поездки, доставляется значительный объем грузов. Интенсивность движения транспорта на кинешемской трассе достигает 14 тыс. автомобилей в сутки. После запуска новой маршрутной сети пригородного сообщения здесь проходит более 50 поездов в день. Строящийся путепровод решит проблему транспортных заторов», — рассказал начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Дмитрий Вавринчук.

В Башкортостане в нынешнем году введут крупнейший на территории Приволжского федерального округа инфраструктурный объект — Восточный выезд из Уфы. Как уточнил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Александр Клебанов, этот объект представляет собой тоннельный участок протяженностью 1,2 км, мостовой переход с эстакадой через реку Уфу длиной 2,7 км и 10 км скоростной автомобильной дороги с выездом на федеральную трассу М-5. Сейчас здесь задействовано более 2400 человек и 300 единиц техники.

Финишируют работы и на масштабном объекте в Красноярском крае — строители завершают возведение Высокогорского моста и подходов к нему. Искусственное сооружение уже прошло успешное испытание на прочность многотонными грузовиками.

«Профессионализм дорожников и мостостроителей, грамотная работа по организации производственного процесса и бесперебойное выделение средств позволяют сдавать масштабные капиталоемкие объекты зачастую раньше срока. В частности, по программе казначейских кредитов регионы уже сейчас получают опережающее финансирование на реализацию крупных проектов. В 2023 году в 70 субъектов будут направлены средства в размере 120,5 млрд рублей. Это позволит ускоренными темпами проводить работы на ключевых объектах дорожной инфраструктуры», — подчеркнул заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.

Уникальная в новейшей истории программа. В июне прошлого года после одобрения президентом России Владимиром Путиным правительство утвердило план дорожного строительства на 2023–2027 годы с общим бюджетом 13,2 трлн рублей, из них 5,4 трлн — средства Федерального дорожного фонда, 7,2 трлн — деньги регионов.

«Современные дороги, более удобная логистика — это новые перспективы для бизнеса, для укрепления связей между регионами, наращивания экспорта. Будет создана прочная основа для роста экономики и успешного решения задач в социальной сфере, для повышения темпов развития всей страны», — заявил Владимир Путин.

Согласно плану, за пять лет в России построят и реконструируют более 4 тыс. км автомобильных дорог, до четырех полос расширят еще 3 тыс. км. Всего запланировано отремонтировать 110 тыс. км трасс, включая 650 мостовых сооружений (около 125 тыс. п. м). В результате национальная цель привести в нормативное состояние не менее 85 % дорог опорной сети до 2030 года будет достигнута на три года раньше.

Важная составляющая программы — строительство 46 обходов городов и населенных пунктов. Среди крупных федеральных — обходы Твери, Волгограда, Гудермеса, Владикавказа, Набережных Челнов, Саратова. Среди региональных — обходы Кемерова, Калуги, Липецка, Лобни, Пскова, Калининграда, Астрахани, Майкопа, Тольятти, Перми. Завершение этих проектов откроет дополнительные возможности для повышения качества жизни граждан, увеличения объемов строительства жилья, создания новых рабочих мест.

Большое внимание уделено стратегическим транспортным коридорам. Так, продолжится активная реализация проекта «Запад — Восток», который объединяет Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Челябинск и Тюмень. За три с половиной года предстоит построить 1600 км новых трасс. Еще 1900 км возведут на подходе к скоростной автодороге М-12: будут расширены существующие трассы с выходами к границе Казахстана, а затем — на Китай. Результатом станет почти двукратное сокращение времени движения из Санкт-Петербурга до Екатеринбурга — с 30 до 17,5 часа.

Работы на М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань протяженностью более 810 км планируется полностью завершить к 2024 году. С открытием этой магистрали время в пути из Москвы до Казани уменьшится с 12 до 6,5 часа.

Масштабная работа ведется на одном из самых загруженных транспортных узлов России — Московском: по отдельным его участкам проезжает до 120 тыс. автомобилей в сутки. Всего намечается модернизировать 355 км дорог. В частности, будут расширены участки трассы М-8 «Холмогоры», причем на территории не только Московской, но и Ярославской области с последующим движением на север. Аналогичные работы предусмотрены на трассах М-3 «Украина» и М-1 «Беларусь».

Продолжается модернизация транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В программу включено 30 федеральных и региональных объектов строительства и реконструкции: Широтная магистраль в Северной столице, второй участок второй Кольцевой автомобильной дороги КАД- 2, участки трасс А-181 «Скандинавия», А-121 «Сортавала», А-114 Вологда — Новая Ладога, А-180 «Нарва», Р-21 «Кола», М-10 «Россия».

В Калужской области один из важнейших проектов — строительство Северного обхода регионального центра. Его реализация позволит ввести в эксплуатацию Калужскую кольцевую автодорогу общей протяженностью 83,7 км и решить проблему перегруженности участков федеральных трасс М-3 «Украина», Р-132 и Р-92, находящихся в районе тяготения Калуги. За счет перераспределения потоков транзитного грузового автотранспорта будет обеспечен поперечный транзитный коридор между этими федеральными трассами с дальнейшим выходом на панъевропейские транспортные коридоры N°2 и N°9, а также на международный транспортный маршрут «Европа — Западный Китай».

В Вологодской области продолжается строительство самого длинного искусственного сооружения в регионе — моста через Шексну в Череповце. Его протяженность составит 1,1 км, а вместе с подходами — 8,9 км. Этот объект позволит реализовать промышленный потенциал города, укрепить транспортные и экономические связи внутри всего региона, а также завершить создание городского транспортного кольца и вывести транспортные потоки из центра.

Большие надежды связаны с развитием транспортного коридора «Север — Юг». Проводятся капитальный ремонт и расширение до четырех полос участков трассы Р-22 «Каспий» в Волгоградской и Астраханской областях. Аналогичные работы предстоит выполнить на автодороге Р-215 Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала в Астраханской области и Республике Дагестан. До конца 2027 года планируется открыть движение по транспортному коридору Абхазия — Новороссийск — Крым. Его общая протяженность составит 480 км.

Продолжается проработка перспективных маршрутов «Меридиан» и «Юго-Западная хорда». В рамках первого из них к 2030 году предполагается построить более 1,3 тыс. км новых автодорог.

В Калининградской области предусмотрено завершение Южного обхода Калининграда, включая Приморское кольцо. С его вводом регион получит дополнительный импульс к развитию жилищного строительства и туризма.

Отдельный блок — модернизация транспортной инфраструктуры Дальнего Востока. Основной акцент сделан на обеспечение круглогодичной связи для жителей всех субъектов ДФО. Будет реконструировано 675 км автодорог, из которых 245 км — федерального, а 430 км — регионального значения. Модернизация затронет участки трасс Р-297 «Амур», А-360 «Лена», А-370 «Уссури», Р-504 «Колыма». Кроме того, должны быть отремонтированы искусственные сооружения через БАМ и Транссиб.

«В рамках программы будут охвачены все субъекты России. Пятилетний план сбалансирован, и в части лимитов на содержание дорог с регионами подписаны рамочные соглашения о приведении в нормативное состояние их опорной сети. Данная программа является уникальной для новейшей истории страны — мы никогда пообъектно не расписывали пятилетку. Это стало возможным в том числе благодаря системной работе по нормативному регулированию: принято около 50 законов и 300 знаковых для отрасли поправок с учетом антикризисных мер», — прокомментировал Марат Хуснуллин.

Логотип Вестник Строительство