Зимник на Ямале

Зимник на Ямале

Дорожники ЯНАО прокладывают автотрассы через тундру

Почти полвека на Севере. АО «Ямалавто­дор», ведущее государственное дорожно-эксплуатационное предприятие ЯНАО, было создано 23 декабря 1978 года в составе «Тюменьавтодора» в качестве Салехардского дорожного ремонтно-строительного участка. Нынешнее название «Ямалавтодор» получил в 2003 году уже как государственное унитарное предприятие.

Сегодня основной задачей АО является обеспечение нормативного содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения ЯНАО, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту отдельных участков этих дорог и искусственных сооружений.

«Ямалавтодор» работает в территориально крупном регионе с низкой густотой сети автодорог и в сложных климатических условиях. На содержании предприятия более половины всей протяженности окружных дорог (883,42 км). Кроме того, ежегодно строится и в дальнейшем поддерживается в эксплуатационном состоянии два из трех региональных автозимников (481,4 км): Лабытнанги — Мужи — Азовы — Теги преимущественно проходит по тундре, но есть и ряд переправ через реки, озера, протоки; Аксарка — Салемал — Панаевск — Яр-Сале проходит по руслам рек, в связи с чем затруднено начало устройства автозимника, так как необходимо дождаться минимально допустимого естественного промерзания льда (не менее 30 см) для возможности безопасного проезда строительной техники. Для этого в прошлом сезоне использовали гусеничные ратраки. Большой объем работ в сложных климатических условиях требует широкого применения разнообразного парка дорожно-строительной техники, а также его периодической модернизации в целях поддержания в постоянном работоспособном состоянии.В 2021 году новое руководство АО начало процесс преобразования всей системы управления и учета с целью повышения конкурентоспособности и улучшения финансового благополучия компании. В том числе активизировались техническая модернизация, переоснащение и цифровизация производственных процессов. Началось активное внедрение передовых технологий ремонта и содержания автодорог. «Ямалавтодор» первым в округе стал применять уже широко распространенные в разных регионах России метод холодного ресайклинга (использование вторичного материала существующих дорожных одежд) — с 2021 года и по настоящее время; метод струйно-инъекционной ликвидации локальных разрушений покрытий — с 2022 года; устройство горизонтальной дорожной разметки с использованием толстослойного холодного пластика машинного нанесения — с 2023 года. В октябре 2021 года Правительством ЯНАО была утверждена концепция развития АО «Ямалавтодор» и создание на его базе единого регионального дорожного оператора. В 2022 году с использованием субсидий из окружного бюджета предприятием были приобретены 116 единиц новой техники и оборудования (комбинированные дорожные машины, автогрейдеры, шнекороторные снегоочистители, экскаваторы, автокраны, погрузчики и др.).

С 2021 года осуществляется модернизация асфальтобетонных заводов (Муравленко, Салехард, Лабытнанги) — по одному в год. Построена и оснащена дорожно-строительная лаборатория. Приобретена установка для приготовления битумных эмульсий.

«Модернизация асфальтобетонных заводов — это и производственная необходимость (современные требования к качеству становятся все более серьезными), и здравый смысл. Репутация предприятия напрямую зависит от качества результатов нашего труда», — считает генеральный директор АО «Ямалавтодор» Виктор Шапаускас.Столь крупные инвестиции в собственное развитие стали возможны благодаря улучшающимся финансово-­экономическим показателям предприятия. По данным бухгалтерской отчетности, по сравнению с 2020 годом выручка АО выросла на 81,7% и составила 2,918 млрд рублей.

Люди изо льда и стали. В структуре «Ямалавтодора» три филиала — Салехар­д­ский, Муравленковский и Новоуренгойский — общей штатной численностью более 650 человек. Значительное количество сотрудников выполняют большой объем работ по круглогодичному содержанию дорожной сети. Одновременно осуществляется много различных по функционалу и применяемым инструментам мероприятий, требующих специальных знаний и навыков. Водители и машинисты зимой, летом и в межсезонье всегда на дороге: очистка дорог и обочин от снега и льда зимой, от песка и наносов летом, вывоз снега и завоз стройматериалов, подвоз асфальтобетонной смеси, устройство автозимников и укладка асфальта, скашивание травы и вырубка кустарников на обочинах...

При этом именно кадровый вопрос сегодня представляет для руководства АО, как и для остальных участников дорожного рынка, наибольшие затруднения. Специализированных высших учебных заведений в регионе нет, специалистов привлекают из других регионов.

«Мы с коллегами-партнерами заключили своеобразное джентльменское соглашение о том, что не переманиваем профессионалов друг у друга и не принимаем к себе на работу тех, кто только что уволился из соседней организации, — признался Виктор Шапаускас. — Решив частично проблему круговорота постоянно мигрирующих специалистов, пришли к следующему выводу: необходимо приглашать кадры из других субъектов и растить своих профессионалов. В настоящее время начали работать с вузами из четырех регионов. Традиционно ямальские дорожники выходят из Омского и Тюменского университетов, но в прошлом году мы начали привлекать студентов из Саратова и Воронежа. В частности, я тружусь над научной работой в Воронежском техническом университете, не раз по просьбе декана дорожного факультета встречался с выпускниками и старшекурсниками, рассказывал о прелестях и сложностях работы дорожника на Севере. Вот уже второй год к нам едут эти ребята. Причем, если мы принимаем ребят на стажировку, то это не формальные 2 недели, а полноценный сезон — все лето на дороге. Оформляем срочный трудовой договор, и в результате ребята получают максимальный симбиоз приятного с полезным — глубокое погружение в специальность и в рабочие коллективы плюс неплохой заработок для студента. Нам постоянно требуются специалисты-дорожники, геодезисты-марк­шейдеры, инженеры производственного отдела и контроля качества, мастера и производители работ, машинисты и водители, специалисты по ремонту техники и прочие дорожные и технические работники.

Для создания нормальных условий труда руководство «Ямалавтодора» не только увеличило заработную плату рабочим и водителям в среднем на 40%, присваивает при трудоустройстве сразу все северные коэффициенты, но и прорабатывает с Правительством ЯНАО вопрос обеспечения их пусть и служебным, но достойным жильем. Необходимость такой меры обусловлена тем, что стоимость аренды в округе сегодня сопоставима со столичной. Согласовываются условия строительства общежитий для приезжающих из регионов работников и вахтовиков на базе каждого из филиалов. Хорошее жилье и достойная зарплата станут залогом эффективной и качественной работы ямальских дорожников, а значит, комфортных и безопасных дорог на долгие годы.

На правах рекламы, АО "ЯмалАвтодор" ИНН 8901033694 ИНН 8901033694, erid: 2VtzqwmAAQo

Логотип Вестник Строительство