Производство кирпича в России после довольно серьезного падения немного выросло в 2017 году, таким образом обозначив новый долгосрочный тренд: как отмечают аналитики, уже в этом году стагнация на рынке кирпича должна закончиться, и до 2022 года он будет расти темпами примерно 4-5% в год. Тем не менее в ближайшие годы рынок вряд ли достигнет пиковых показателей 2013-2014 годов, что вынуждает крупнейших производителей играть на опережение и искать альтернативу — новые стеновые материалы, возведение зданий из которых обходятся дешевле, а сам процесс идет быстрее.
Несмотря на появляющиеся в огромном количестве новые стройматериалы, российский строительный сектор, особенно в части индивидуального строительства, по-прежнему в большинстве случаев отдает предпочтение проверенному столетиями кирпичу.
Так, по мнению директора Ассоциации производителей керамических стройматериалов Альберта Попова, даже самые совершенные с технической точки зрения инновационные строительные материалы по многим параметрам не могут составить достойной конкуренции кирпичу. «Если, к примеру, говорить о таком набирающем популярность материале, как газосиликатный бетон, то по сравнению с кирпичом он вроде бы легче, дешевле, умеет держать тепло. Но все равно не может сравниться ни по теплопроводности, ни по экологичности, ни по долговечности с проверенным кирпичом. Кроме того, газосиликатный бетон не выдерживает незащищенной кладки — оставленный недострой из газосиликатного бетона через год-два нуждается в повторной экспертизе», — отмечает Альберт Попов.
Тем не менее рынок кирпича в ретроспективе последних пяти лет выглядит стагнирующим, что, впрочем, легко объясняется общим спадом в строительной отрасли. Что касается силикатного кирпича, то, как отмечают аналитики ABARUS Market Research, объемы его производства падают, а в отдельные годы (например, в 2016-м) падают катастрофически. «Почти в каждом федеральном округе закрываются заводы — хотя бы один в два года, а то и ежегодно. Новые заводы при этом практически не появляются, после кризиса можно рассчитывать лишь на разморозку ряда ранее остановленных производственных линий. Загрузка имеющихся производственных мощностей (без учета выбывших) не превышает 50%», — комментирует директор по исследованиям ABARUS Вера Никольская.
Ситуация с керамическим кирпичом выглядит менее драматично, но кризис и здесь ярко выражен. В 2013-2016 гг. производство керамического кирпича значительно сократилось. Спад выпуска готовой продукции за исследуемый период составил 23,5% — производство в натуральном выражении сократилось с 7,23 млрд до 5,53 млрд усл. кирпичей. Отечественные производители сократили объем производства в связи со снижением спроса на керамический кирпич со стороны потребителей. В условиях кризиса в стране наблюдалось уменьшение объемов строительства, что повлекло за собой спад спроса и, как следствие, уменьшение продаж керамического кирпича.
Реализация продукции на внутреннем рынке снижалась в период 2015-2017 гг. По итогам 2017 г. объем продаж керамического кирпича составил 5,54 млрд усл. кирпичей, что на 23,9% меньше уровня продаж в 2013 г. По оценкам BusinesStat, с 2018 г. начнется постепенное восстановление реализации керамического кирпича на внутреннем рынке. В 2022 г. ожидаемый объем продаж готовой продукции в России составит порядка 6 млрд усл. кирпичей. Ежегодный рост натуральных продаж будет в первую очередь связан с восстановлением темпов строительства в стране.
Вера Никольская отмечает, что традиционный кирпич чувствует на себе довольно серьезное конкурентное давление со стороны новых материалов, которые обходятся дешевле, хотя зачастую и проигрывают в качестве и экологичности. «Главный конкурент для любого вида кирпича — это, конечно, газобетон. И хотя в последние два года газобетонный рынок тоже переживает не лучшие времена, еще совсем недавно на фоне падения кирпичного производства газобетон развивался беспрецедентными темпами: заводы строились, производство росло. В целом заметно переключение рынка на крупногабаритные стеновые материалы. Кроме газобетона, это силикатные и керамические блоки — так называемый строительный камень. Все эти материалы в конечном итоге обходятся дешевле, и строить из них быстрее», — говорит Никольская.
Как отмечают эксперты, как такового единого общероссийского рынка кирпича не существует, поскольку его целесообразно перевозить не дальше чем на 600-800 км. Из-за этого на рынке работает достаточно много производителей, которые могут считаться лидерами, но только на отдельном локальном рынке. Исключением может считаться безоговорочный лидер рынка — Группа ЛСР, однако ее кирпичное производство интегрировано с крупным застройщиком, и этот пример нехарактерен для отрасли. В целом же из-за особенностей логистики лидирующее положение на рынке давно и прочно заняли предприятия, находящиеся на стыке локальных рынков — Московского и Петербургского, Центра и Поволжья, Центра и Черноземья, что и отражено в рейтинге, подготовленном аналитическим центром ИД «ЕвроМедиа».
Топ-10 производителей кирпича за 2017 год
Место | Производитель | Регион | Производство в 2017 году, в млн шт. усл. кирпича |
1 | Группа ЛСР | Ленинградская область | 290 |
2 | ЗАО «Воронежский комбинат строительных материалов» | Воронежская область | 144 |
3 | ООО «Силикат» | Ульяновская область | 135 |
4 | ООО «Липецкий силикатный завод» | Липецкая область | 130 |
5 | ООО «Михайловский завод силикатного кирпича» | Волгоградская область | 122 |
6 | ООО «Казанский завод силикатных стеновых материалов» | Республика Татарстан | 120 |
7 | ООО «Инвест-силикат-стройсервис» | Тюменская область | 109 |
8 | ООО «Силикатстрой» (Дзержинский силикатный завод) | Нижегородская область | 104 |
9 | ООО «Ярославский завод силикатного кирпича» | Ярославская область | 100 |
10 | АО «Глубокинский кирпичный завод» | Ростовская область | 70 |
Как мы считали
В рейтинг вошли производители кирпича, которые выпустили наибольшее количество продукции по итогам 2017 года. Основанием для ранжирования является объем производства в миллионах штук условного кирпича. Информация для составления рейтинга была взята из отчетов Росстата, а также предоставлена самими компаниями. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.