На территориях, проголосовавших на референдуме за вхождение в состав РФ ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, уже несколько месяцев активно работает строительная техника — некоторые важные для населения этих регионов объекты восстанавливаются, а некоторые возводятся с нуля. Больше всего таких проектов в Мариуполе.
В свое время в составе Российской империи и позднее Советского Союза Донецкая, Луганская, Херсонская и Запорожская области были стратегическими территориями страны, важнейшими промышленными, металлургическими, сельскохозяйственными, энергетическими районами, важными логистическими узлами с выходом к морю и одной из крупнейших рек Европы — Днепру. Для того чтобы вернуть этот статус, в новые российские регионы потребуется вложить значительные финансовые и кадровые инвестиции, однако совершенно понятно, что на ближайшие годы именно восстановление потенциала этих территорий будет главным проектом Российского государства, а значит, все необходимые решения для этого будут приняты, а ресурсы — изысканы.

Строить — не ломать. По оценке курирующего строительную отрасль вице-премьера Марата Хуснуллина, территории Донбасса будут полностью восстановлены за 2-3 года, для этого потребуется задействовать около 60 тыс. строителей — это силы как специализированных подрядчиков Минобороны, так и компаний, курирующих регионы, за каждым из которых закреплен тот или иной район новых российских территорий. В комментарии для РИА Новости политолог, доцент НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев оценил стоимость полного восстановления ЛНР и ДНР минимум в триллион рублей. «Киевские власти за время существования независимой Украины лишь изымали ресурсы из Донецкой и Луганской областей, а не вкладывали в эти территории, поэтому восстанавливать их после вхождения Луганской и Донецких народных республик в состав РФ нужно будет практически с нуля», — пояснил Андрей Суздальцев.
При этом аналитики подчеркивают, что сегодняшние прогнозы — предварительные и крайне расплывчатые хотя бы потому, что боевые действия далеки от завершения, Россия контролирует только около двух третей территории той же Донецкой Народной Республики, а это значит, что ее еще предстоит освободить, и новых масштабных разрушений не избежать. Кроме того, нужно опираться и на возможности самой России: сегодня, когда в условиях стабильно высоких цен на основные экспортные группы (продовольствие, углеводороды) бюджет наполняется исправно, есть возможность тратить значительные суммы на стройки в новых регионах. Однако как повернется ситуация на горизонте хотя бы через 3-5 лет, особенно с учетом все ужесточающихся санкций Запада, говорить даже с определенной степенью уверенности не приходится.
Размах стройки в новых регионах сегодня впечатляет, федеральное правительство и регионы работают, строители трудятся с максимально возможным напряжением сил, чтобы восстановить пострадавшие от боевых действий территории. Как отмечает источник «Вестника», сегодня в этой части страны востребованы строители всех специальностей почти в неограниченных количествах. Заработок — существенно выше, чем в других регионах, и именно за счет этого удается держать очень высокие темпы возведения и восстановления объектов.
У самого Азовского моря. Лидером по числу масштабных строек сегодня является Мариуполь, который сильно пострадал в ходе боев с февраля по май этого года. Один из крупнейших на территории бывшего СССР металлургический завод «Азовсталь» был практически полностью разгромлен, Марат Хуснуллин по результатам тщательной проверки заявил, что восстановлению по профилю он не подлежит. «Рассматриваем различные варианты его будущего. Эта зона в дальнейшем может продолжить работу как промышленный парк или место отдыха, но, конечно, уже не как металлургический комплекс», — написал чиновник в соцсетях. Одна из идей заключалась в создании на огромной территории завода некоего общественного пространства, которое будет органично вписываться в концепцию Мариуполя как нового рекреационного центра в Северном Приазовье. Однако впоследствии было принято решение разместить здесь промышленный парк, причем это уже оформлено в документах. «В концепции мастер-плана развития Мариуполя предусматривается, что до 2035 года мы преобразуем территорию завода в индустриальный парк. То есть мы не выводим данные площади и объекты из промышленной зоны. Там будут люди работать по профильной специальности», — прокомментировал донецким СМИ премьер ДНР Виталий Хоценко.
А вот другой промышленный гигант Мариуполя — металлургический комбинат имени Ильича — пострадал значительно меньше и будет перезапущен. До этого, правда, его необходимо расчистить от завалов и взрывоопасных предметов. Работы саперов уже завершены, на данный момент здесь трудятся рабочие комбината — всего около 2 тыс. человек. «Уже сегодня известно, что комбинат ожидает несколько этапов модернизации. Наша главная цель — в самые сжатые сроки закончить необходимые работы и начать пробный запуск производства. Уверен, что комбинат имени Ильича станет одним из флагманов металлургической отрасли республики. По крайней мере мы ставим себе именно такую амбициозную задачу», — говорил в сентябре глава мариупольской администрации Константин Иващенко.

Важное направление — строительство нового жилья, которые пострадавшие мариупольчане смогут получить взамен разрушенного. Сейчас быстрыми темпами возводится сразу несколько многоквартирных домов, в сентябре первые жильцы получили ключи от своих новых квартир. По оценке Марата Хуснуллина, до конца года в Мариуполе сдадут в строй не менее тысячи новых квартир, всего — около 100 тыс. квадратных метров. Крупнейший проект — строительство жилого комплекса из 12 многоквартирных домов по улице Куприна (ЖК «Невский»). Параллельно идет восстановление коммунальной инфраструктуры. Кроме того, заверил вице-премьер, будут выполнены планы по ремонту 500 км дорог и восстановлению не менее четырех мостов.
В числе крупнейших проектов на территории четырех новых российских регионов — строительство многофункциональных медицинских центров, ремонт и модернизация Луганской ТЭЦ, строительство газопровода «Бердянск — Мелитополь» протяженностью более 100 км. Развернуто в этом регионе и масштабное дорожное строительство. С этого года Россия получила альтернативный маршрут в Крым, который значительно упрощает логистику для снабжения полуострова, да и людской трафик, особенно возрастающий в период летних отпусков, частично будет приходиться на новые регионы. Сейчас здесь ремонтируются и строятся сотни километров новых дорог, десятки объектов дорожной инфраструктуры. Самые масштабные проекты — восстановление автотрассы Н-20 «Славянск — Донецк — Мариуполь» и ремонт автотрассы «Мелитополь — Джанкой» протяженностью 120 км.
10 строек на территории новых регионов РФ (ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области)
Место | Название проекта | Регион | Стоимость, млн руб. |
1 | Создание промышленного парка на территории бывшего завода «Азовсталь» в г. Мариуполе | ДНР | 3700 |
2 | Восстановление Мариупольского металлургического комбината имени Ильича | ДНР | 3200 |
3 | Строительство жилого комплекса из 12 многоквартирных домов по ул. Куприна в г. Мариуполе | ДНР | 2100 |
4 | Строительство многофункционального медицинского центра в г. Мариуполе | ДНР | 1650 |
5 | Строительство многофункционального медицинского центра при Луганской республиканской клинической больнице | ЛНР | 1500 |
6 | Восстановление автотрассы Н-20 «Славянск — Донецк — Мариуполь» | ДНР | 1250 |
7 | Ремонт автотрассы «Мелитополь — Джанкой» протяженностью 120 км | Запорожская область, Херсонская область | 1100 |
8 | Газопровод «Бердянск — Мелитополь» протяженностью более 100 км | Запорожская область | 900 |
9 | Ремонт автотрассы «Мелитополь — Бердянск» | Запорожская область | 970 |
10 | Восстановление Луганской теплоэлектростанции | ЛНР | 630 |
Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие строящиеся в 2022 году объекты в новых регионах РФ (ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области). Основанием для ранжирования послужила стоимость проектов в рублях. Информация для составления рейтинга взята с сайта «Госзакупки», из публикаций СМИ, предоставлена органами региональной власти.
Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.