Ирина Владимировна, все моногорода страны прошли специальную образовательную программу Фонда развития моногородов в Сколково и РАНХиГС. В декабре «выпускниками» стали еще 8 моногородов, получивших статус «моно» в 2019-2020 годах. Что это обучение дает управленцам, а что жителям?
Если говорить про управленцев, то изменился каждый из участников программы. На одном из последних модулей я услышала интересную фразу: «Мы научились видеть возможности там, где видели лишь проблемы». Представляете, какая произошла перезагрузка? Участники вернулись в свои города другими. Первое и самое важное — они научились работать вместе. Я всегда говорю: сила в команде. Одному сделать город лучше не получится. На программе мэры услышали бизнес, бизнес услышал власть, и они поняли, что работают на один результат. А еще обрели надежных партнеров и друзей «в лице» других моногородов. Сейчас обмениваются опытом, ездят друг к другу. Это уже больше, чем команда, это семья. Второе — они перестали быть наедине со своими проблемами, наладили связь с федеральным центром. Для многих стало открытием, что в Минстрое есть субсидия на благоустройство в рамках конкурса по малым городам и историческим поселениям. В прошлом году более 30 моногородов стали победителями. А за счет субсидии Фонда кино можно отремонтировать кинотеатр или даже построить новый. Есть поддержка со стороны институтов развития — это огромный ресурс. Города воодушевились, работа закипела. А это значит, что и жители почувствовали перемены.
Простой пример: в 2017 году (еще до обучения) управленческая команда Невинномысска провела опрос среди горожан, чтобы узнать, каким видят свой город жители. «Грязный, серый, унылый» — вот, что было основным определением Невинномысска. На обучении команда разработала новую стратегию развития города. За 4 года проведена масштабная работа по улучшению качества жизни: привлекли инвесторов, которые построили в городе новые предприятия, отремонтировали дороги, построили комфортное жилье и спортивные площадки, создали места притяжения для жителей и туристов. Сегодня Невинномысск — это город, который выбирают для жизни. Из тех проектов, которые команда города разработала во время программы обучения, реализовано 100%!
Программа закончилась — каких результатов достигли?
Всего по итогам обучения команды моногородов разработали более 4 тысяч проектов в различных сферах. 75% из них уже реализованы или реализуются. Это и создание новых объектов инфраструктуры, и строительство предприятий, и жилая застройка, и благоустройство, то есть комплексная работа. За каждым проектом стоят новые рабочие места, сокращение оттока населения, улучшение качества жизни каждой конкретной семьи. Если говорить в целом, почти 50% моногородов перестали быть городами «красной зоны». То есть их социально-экономическое положение улучшилось и сегодня уже не вызывает беспокойства. Это моногорода: Губкин Белгородской области, Череповец Вологодской области, Павловск Воронежской области, Выкса Нижегородской области, Кумертау Республики Башкортостан, Набережные Челны Республики Татарстан, Тутаев Ярославской области и многие другие. Это наш топ сильнейших — города, на которые стоит равняться. Я не говорю, что вышеперечисленные результаты — это заслуга фонда. Мы дали городам «удочку», федеральные министерства и институты развития их поддержали, а в яркие достижения все это смогли воплотить именно управленческие команды моногородов.
Вы неоднократно упоминали, что одним из преимуществ образовательной программы стало выстраивание коммуникации между городами, обмен опытом. Можете привести пример, когда один город успешно перенял практику другого?
Для тех городов, которые хотят идти вперед и развиваться, обмен опытом очень важен. Недавно начала в своих социальных сетях новую «рубрику», которая как раз посвящена лучшим практикам. Написала в одном из последних постов о муниципальном трамвае в Свердловской области, который соединит два города — Екатеринбург и Верхнюю Пышму. Отличная альтернатива маршруткам. Знаете, кто быстрее всех отреагировал на этот проект? Моногорода! Мне написал в соцсетях глава Котовска Тамбовской области Алексей Плахотников, он сказал, что для них этот опыт очень интересен. Познакомим коллег со Свердловской областью, чтобы подробнее все узнали. Еще один пример: взаимодействие Тутаева Ярославской области с Новомичуринском Рязанской области. В прошлом году Тутаев передал в Новомичуринск систему управления городом «Умный муниципалитет». Она позволила администрации моногорода повысить уровень качества взаимодействия с различными учреждениями, а главное — с жителями. Городские проблемы решаются теперь вдвое быстрей!
Есть ли в планах проведение дополнительных образовательных модулей для управленцев из моногородов?
В этом уже нет необходимости: члены управленческих команд моногородов — настоящие профессионалы. Некоторые главы уже сами читают лекции в ведущих бизнес-школах и университетах.
Сейчас наше внимание сконцентрировано на 100 крупнейших городах России — программу развития для них ВЭБ.РФ вместе с Московской школой управления СКОЛКОВО запустили в июле прошлого года.
Как дальше будет выстроена поддержка моногородов? Фонд в этом году будет ликвидирован, означает ли это, что моногорода останутся без инструментов развития?
Абсолютно нет. Фактически это ликвидация юридического лица. Те инструменты и та команда, которая работала с моногородами все это время, останутся, но уже в периметре госкорпорации ВЭБ.РФ. Фонд продолжает принимать заявки до момента передачи своих полномочий в ВЭБ.РФ.
Мы также ждем решения Правительства РФ по вопросу разграничения полномочий по поддержке моногородов между госкорпорацией и Минэкономразвития России.
Для моногородов начинается новый интересный этап, наполненный огромными возможностями. Теперь это территории, которые стоят с крупными городами наравне. Будем вместе идти к новому качеству жизни!