Поворот на рециклинг

Поворот на рециклинг

“Ъ” провел межрегиональный онлайн-марафон «Экосистема. Комплексный подход к вопросам экологии»

Действующая в РФ мусорная реформа направлена на формирование системы обращения ТКО, которые составляют менее 1% от общего объема отходов, ежегодно формирующегося в стране. К тому же система работает крайне неэффективно, поскольку направлена в основном на размещение мусора на полигонах. Лишь небольшое количество отходов сжигается или направляется на переработку. Исправить ситуацию может перенастройка системы, предполагающая существенное уменьшение объемов мусора на полигонах и увеличение доли отходов для получения вторсырья и его переработки, к такому выводу пришли участники ростовской сессии межрегионального онлайн-марафона ИД «Коммерсантъ».

В рамках онлайн-марафона, организованного в конце сентября ИД «Коммерсантъ», удалось увидеть в субъектах РФ болевые точки, связанные с системой обращения отходов; понять, что именно беспокоит жителей и как именно бизнес участвует в экологических проектах, на какую поддержку можно рассчитывать, как вовлекать население в реализацию этих проектных инициатив. Полуторачасовые сессии прошли в семи городах РФ: Екатеринбурге, Ижевске, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Москве. Ростовская сессия была посвящена региональной модели экономики замкнутого цикла (вовлечения вторичного сырья в хозяйственный оборот); вопросам формирования в регионе нового порядка в сфере обращения со строительными отходами, созданию автоматизированной системы управления отходами строительства, сноса зданий и сооружений, снижению воздействия на окружающую среду с помощью бизнес-инициатив.

Флюгер мусорной реформы надо развернуть

Мусорная реформа в стране всецело посвящена созданию системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), напомнил Содном Будатаров, основатель Wasteconsulting, руководитель программы и Лаборатории ИГСУ РАНХиГС по исследованию экономики замкнутого цикла, ведущий научный сотрудник ВШТР РЭУ им. Плеханова. На самом деле, уверен эксперт, необходимо внедрять комплексный подход и разбираться с промышленными, сельскохозяйственными, медицинскими и прочими отходами. Этот вывод господин Будатаров подтвердил цифрами официальной статистики: ежегодно в России образовывается около 7 млрд тонн различных отходов. ТКО составляют всего 60 млн тонн — менее 1%.

По мнению ученого, концентрировать усилия только на ТКО — неправильно. Тем более, что система обращения с ТКО работает в стране крайне неэффективно и противоречит национальной цели, утвержденной в июле 2020 г. указом Президента России.

«Национальная цель до 2030 года — вдвое снизить объемы отходов, которые вывозятся на полигон, — подчеркнул Содном Будатаров. — Сейчас же, по различным данным, 92% от общего количества отходов размещается на полигонах и свалках, менее 7% отправляется на переработку. Менее 1% сжигается, например, на заводах Москвы, Кавказских Минеральных Вод и т.д. В стране как была, так и осталась полигонная модель. Мусорная реформа эту модель, к сожалению, не изменила. Мы проанализировали территориальные схемы обращения с отходами как Российской Федерации, так и Ростовской области. Выяснилось, что практически все везется на полигоны. Такая модель не соответствует национальной цели».

Создание современной системы обращения отходов возможно в рамках экономики замкнутого цикла, которая предполагает повторное вовлечение вторичного сырья в хозяйственный оборот. «В основе новой модели должны быть заводы по переработке вторсырья. Деньги на их развитие следует брать не от населения, как сейчас, когда во главу угла ставятся региональные операторы и тариф, взимаемый с населения, а от производителей упаковки и товаров, из средств расширенной ответственности производителей», — пояснил спикер.

В идеале схема должна работать так. Внедряется принцип «больше разделяешь — меньше платишь». Население сдает или продает полезные фракции в ближайших пунктах вторсырья или иным образом отдает заготовителям и при этом платит за вывоз ТКО в два-три раза меньше. Кстати, по данным опросов, 70% населения крупных городов готовы заниматься разделением отходов. Это, в частности, подтверждает опыт Казани, Томска, Новосибирска, Самары, Нижнего Новгорода, Волгограда и т.д. Затем отсортированное и чистое вторичное сырье мелкие сборщики собирают и отвозят на крупные заготовительные пункты. Заготовительные предприятия собирают вторсырье в крупные партии и продают рециклинговым заводам, выпускающим новые товары, изготовленные полностью или частично из вторсырья. Например, из использованной пластиковой бутылки производят новую бутылку. И так — по кругу. «Чтобы все это работало в России необходимо не только принять закон об экономике замкнутого цикла, но и еще много чего сделать, — заметил господин Будатаров. — Ранее мы выступили инициатором такого закона. И вот недавно Минприроды России эту инициативу поддержало. К концу 2021 года будет подготовлена концепция законопроекта».

По словам Соднома Будатарова, в терсхеме Ростовской области закреплено, что к 2030 году объемы вывоза ТКО на полигоны сократятся до 30%. Остальное будет либо перерабатываться, либо сжигаться. «Казалось бы, можно радоваться за область. Но мы заметили существенные расхождения и несостыковки в самой терсхеме. В документе до 2030 года зафиксирован рост тарифа для населения, и он растет по мере того, как снижается полигонное захоронение, — отметил спикер. — Совершенно логично возникает вопрос: “Если полигонное захоронение снижается, то почему тариф для населения растет?”

Наши кейсы показывают, что снижение объема вывоза ТКО на полигоны влечет за собой снижение тарифа для населения. И здесь все просто. Если раньше с контейнерной площадки около дома вывозили на полигон три бака, то сейчас вывозят один бак. Логично, что если жители дома раньше платили за вывоз трех контейнеров, то теперь будут платить лишь за один контейнер. Примеры Севастополя, Нижнего Новгорода и других городов это подтверждают. Однако, например, в Самаре, проекты, реализованные по инициативе горожан, встречают серьезное сопротивление со стороны регоператоров, поскольку прибыль регоператора зависит от тарифа, а тариф — от объемов отходов, вывозимых на полигоны. Поэтому целевые показатели терсхемы Ростовской области нам кажутся лукавыми и требуют серьезной проверки».

Косвенным признаком того, что терсхема Ростовской области нацелена на увеличение полигонного захоронения вместо его снижения, служит раздел об инвестициях. В регионе многомиллиардные инвестиции планируют направить на строительство полигонов и создание при них мусоросортировочных станций, но не более того. При этом известно, что мусоросортировки неэффективны и извлекают менее 1% полезных фракций, которые готовы принять рециклинговые заводы. По сути, это деньги на ветер. Кроме того, уверен господин Будатаров, надо четко разделять перерабатываемые и неперерабатываемые отходы. «Например, отходы медицинские перерабатывать нельзя. Их надо только сжигать в специальных установках. Надо разделять органику и твердые фракции. Иначе они также становятся неперерабатываемыми, если смешиваются. Все это в территориальных схемах должно учитываться, но, к сожалению, пока такого учета нет, да и сама система обращения с отходами нуждается в серьезной корректировке», резюмировал спикер.

От полигонов вчера — к заводам завтра

Начальник отдела организации обращения с ТКО Министерства ЖКХ Ростовской области Андрей Сагателян рассказал, что на Дону началась работа по формированию нового порядка в сфере обращения с отходами. Правда, касается это пока только строительного мусора, образующегося после возведения или сноса зданий, ремонта автодорог. «Ежегодно в Ростовской области образуется более 7,5 млн тонн отходов строительства, — уточнил чиновник. — Для региона образование таких отходов — стало острой проблемой: стихийные свалки появились в лесополосах, на обочинах дорог, на землях сельхозназначения и в городской черте. Люди бездумно сбрасывают строительный мусор, где попало».

По словам сотрудника Министерства ЖКХ Ростовской области, из областного бюджета выделяются огромные средства на ликвидацию таких несанкционированных свалок. Министерство ЖКХ РО совместно с Ассоциацией производителей и переработчиков Ростовской области прорабатывает проект порядка обращения с отходами строительства и сноса зданий и сооружений. «Мы провели совещание, приступили к разработке дорожной карты. Ассоциация представила проектное решения, которое сейчас изучается. К решению задачи будут привлечены и другие областные министерства, которые курируют эту сферу. В частности, Минприроды и Минстрой, а также соответствующие отделы муниципалитетов», — подытожил представитель Министерства ЖКХ РО.
«Мы подготовили проект, который предполагает создание в регионе цифровой системы учета и контроля за оборотом строительного мусора, — подтвердила руководитель“5R “Ассоциации производителей и переработчиков” Ростовской области Елена Пелецкая. — Контроль будет осуществляться от отходообразователя до пункта приема и переработки вторсырья».

Эксперт заметила, что сейчас в регионе образуется огромное количество стихийных свалок. Только в Ростове-на-Дону на их ликвидацию, по оценкам администрации города, понадобится более 1 млрд руб. И при этом процесс стихийного образования свалок в южной столице не останавливается. Кроме того, большое количество строительных отходов стихийно образуется в Шахтах, Новошахтинске, Красном Сулине и других промышленных городах Дона. Новая система учета и контроля, по мнению госпожи Пелецкой, позволит контролировать не только образование, транспортировку строительного мусора, но и его переработку. Все это позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду. Кроме экологического есть и экономический эффект. Например, производить из строительных отходов щебень и другие инертные материалы, в дальнейшем используя в строительстве, дорожно-ремонтных работах и благоустройстве территорий. Сегодня стоимость природного щебня на территории Ростовской области составляет 800 руб. за тонну.

Предприятия по переработке строительных отходов позволят снизить его стоимость до 350-400 руб. за тонну. И по своему качеству такой щебень, получаемый из бетона, будет соответствовать ГОСТу, добавила спикер.
По словам Елены Пелецкой, сейчас идет подготовка документации проекта (порядка) рециклинга строительных отходов, который предполагает создание современных перерабатывающих производств на четырех территориях области с учетом агломерации — в Новочеркасске, Батайске, Азовском районе и Ростове-на-Дону. В каждой из этих точек будет работать по одному заводу. Инвестиции в каждый из них составят 200-300 млн руб. Общая стоимость проекта оценивается в 1 млрд руб. «Но это не значит, что в регионе будут работать только эти предприятия и все. Любой участник данной системы учета и контроля за оборотом строительных отходов, а именно производитель отходов, перевозчик, переработчик ОССиГ, имея соответствующую разрешительную документацию, которая позволит сделать обращение со строительными отходами более прозрачной и цивилизованной», — резюмировала Елена Пелецкая.

«Если идти по пути Москвы, то возникнет необходимость установки контрольно-измерительных пунктов (КИП) как на площадках, так и на полигонах, которые сохранят за собой право на переработку строительных отходов,— отметила генеральный директор ООО “ТСК” Мария Хакимова.— Как отразится введение цифровой прослеживаемости на застройщиках и демонтажных компаниях? По нашим оценкам, это повлечет рост на 0,5-1 млн рублей за каждый пункт контроля на одной площадке и, как следствие, рост стоимости жилья до 4%, рост стоимости услуг по утилизации до 10%».

По словам руководителя демонтажной компании, вместе с коллегами из Санкт-Петербурга ООО «ТСК» еще до нововведений выстроило систему, при которой процесс рециклинга начинается еще до самого процесса демонтажа: изначально это ручной процесс зачистки здания, сортировки и передачи на переработку. После сноса бой бетона и лом металлов перерабатывается прямо на площадке при помощи дробильно-сортировочных комплексов, экскаваторов и крашеров. Благодаря организации рециклинга на площадке компания на объекте площадью 25 тыс. кв. м сэкономила около 2 млн рублей. Также Мария Хакимова отметила, что в перспективе двух-трех лет строительные компании будут привыкать к новой системе.

Елена Пелецкая отметила, что в новой системе цифровой прослеживаемости не планируется введения КИПов на объектах образования и приема отходов ОССиГ, а транспортные средства перевозчиков отходов будут оснащаться датчиками объема и, соответственно, системой ГЛОНАСС. «На площадке строительства не может быть полноценного рециклинга, в основном это простое шредирование и уменьшение объема отходов ОССиГ. Сама же система учета и контроля за оборотом строительных отходов не приведет к удорожанию стоимости жилья, так как она просто позволяет системно организовать потоки отходов на предприятия переработчиков».Объем инвестиций в систему цифровой прослеживаемости —около 13 млн рублей. Запустить ее планируется весной 2022 года.

Опыт крупных учит думать

В условиях глобального изменения климата одной из важнейших задач для бизнеса является забота об окружающей среде, подчеркнула Алиса Андреева, управляющий по корпоративным вопросам Южного региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России. «Будучи приверженной принципам устойчивого развития, наша компания уделяет особое внимание ответственному потреблению и производству и предпринимает конкретные шаги по минимизации воздействия своей операционной деятельности на окружающую среду, — пояснила госпожа Андреева. — Серьезное внимание мы уделяем переходу на альтернативные виды топлива, имеющие более низкие показатели образования углекислого газа, рациональному использованию энергоресурсов, сокращению выбросов, минимизации отходов и исследуем возможности использования возобновляемых источников энергии».

По словам Алисы Андреевой, в 2020 году на фабриках «Филип Моррис Интернэшнл» в России на 10% снизилось электропотребление, а 99,9% производственных отходов идут на переработку. Несколько лет подряд компания реализует проект по утилизации устройств нагревания табака после окончания их использования. «С момента запуска проекта потребители бездымной продукции по всей стране сдали на переработку более 120 тыс. устройств, — уточнила спикер. — Также большое значение в экологической повестке мы уделяем вовлеченности самих сотрудников. Это и возможность предлагать свои инновационные решения, и участие в экологических акциях в рамках программ корпоративного волонтерства по благоустройству, уборке и озеленению городских и природных территорий».

По словам директора ростовской фабрики компании Mars Petcare Александра Забелина, у компании наработана собственная система обращения с отходами. «В 2007 году наша компания на глобальном уровне поставила задачу для всех подразделений по достижению цели “ноль отходов на полигон”, — сообщил господин Забелин участникам онлайн-марафона. — К 2015 году мы достигли этой цели. С тех пор уровень переработки отходов на наших предприятиях возрос более чем в два раза и сегодня достигает 90%».

Александр Забелин объяснил, что на всей территории фабрики действует раздельный сбор отходов: специальные емкости были установлены и в производственных, и в офисных помещениях с момента запуска ростовского предприятия. Такие виды отходов, как гофрокартон, полиэтилен и пластиковая тара, сдаются на вторичную переработку. «Один из наших последних проектов — использование первичной упаковки при изготовлении железобетонных изделий, — добавил спикер. — Основным результатом внедрения принципа “ноль отходов” является отсутствие у нашей компании ТКО. Как следствие, мы ничего не вывозим для захоронения на полигоны и таким образом вносим свой вклад в программу устойчивого развития для будущих поколений».
Логотип Вестник Строительство