1:0 в пользу стройкомплекса

1:0 в пользу стройкомплекса

Российские строители вышли из пандемии еще более закаленными и полными решимости возвести в ближайшие десять лет свыше миллиарда квадратных метров жилья

Ипотечная ставка ниже 8%, рост объемов ввода жилья, двукратное перевыполнение программы по расселению аварийного жилья, реализация опережающими темпами нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Все это — результаты работы строительного комплекса в 2020-м — году, который стал серьезным испытанием для всей мировой экономики. О том, как удалось достичь таких показателей, рассказал на совместном заседании Государственного Совета и Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, а также в рамках «правительственного часа» на заседании Совета Федерации вице-премьер Марат Хуснуллин.

Миллиард за 10 лет. Согласно национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», до 2030 г. должно быть построено более 1 млрд кв. метров жилья, то есть 26% всего жилищного фонда России. «Каждый пятый метр в стране должен быть новым. Для этого необходимо выстроить системную работу с регионами, с коллегами из других ведомств и со всеми остальными участниками проекта. Решить вопрос, связанный с градостроительным потенциалом территорий. Это новый показатель, который мы включили в нацпроект. За весь период необходимо утвердить градостроительную документацию примерно на 1,5 млрд кв. метров и работать над вовлечением участков и обеспечением их инженерной инфраструктурой. Это позволит в среднем по стране вводить 0,82 кв. метра жилья на человека, причем 10 регионов в этом году уже этот показатель выполнили либо близки к нему», — отметил Марат Хуснуллин.
На реализацию программы в 2020 году серьезно подействовал коронавирус. Так, по итогам первого полугодия был зафиксирован спад по вводу жилья на 10% по сравнению с прошлым годом, падение по ипотеке в марте-апреле составляло 17%.
«Благодаря мерам поддержки отрасли ситуация по вводу жилья выровнялась. По итогам 11 месяцев зафиксирован рост ввода жилья на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Есть высокая вероятность выполнения программы строительства жилья на уровне прошлого года», — сказал вице-премьер. 
Марат Хуснуллин.
Марат Хуснуллин.
Поддержать, чтобы не упасть. Такие показатели были бы невозможны без программы льготной ипотеки под 6,5%. В настоящее время принято решение о ее продлении до 1 июля 2021 года. За время действия программы льготной ипотеки выдано около 350 тыс. кредитов, порядка 1 трлн рублей поступило в экономику. 
«Могу сказать, что это самая успешная мера, которую мы приняли. Сегодня 80-90% всех кредитов идет через ипотеку, — сказал Марат Хуснуллин. — Также по итогам года мы видим, что средняя ставка по ипотеке будет ниже 8%. Такого значения мы должны были достигнуть только в 2024 году. В 2020-м этот показатель будет исполнен досрочно. В последующие годы мы планируем работать над снижением ставки ипотеки до 6%, но она будет корректироваться с учетом реальных доходов населения и макроэкономических показателей».

Спрос рождает предложение. Один из сенаторов в рамках «правительственного часа» на 493-м заседании Совета Федерации выразил опасения, что помимо положительной роли льготной ипотеки как одного из драйверов снижения процентной ставки и поддержания строительной и смежной отраслей наблюдается и отрицательный эффект. Он выражается в повышении спроса на жилье и, как следствие, в росте стоимости квадратного метра. В ответ на это утверждение Марат Хуснуллин отметил: «Когда говорят о повышении цены на жилье только из-за ипотеки, я говорю, что это неправда». В числе одной из главных причин повышения цен он назвал рост финансовых ресурсов с переходом на счета эскроу.

Повлияло на стоимость жилья и ослабление курса рубля (валютная составляющая жилья экономкласса — 8-10%, в комфортном жилье — до 30-40%). Третий фактор — коронавирус, нарушивший все производственные цепочки. «Где-то поставка сорвалась, где-то строители не вышли, где-то транспортировка нарушилась — сроки строительства удлинились», — подчеркнул вице-премьер. Четвертое — трудовые ресурсы — 1,5 млн мигрантов в период коронавируса «вымылось» из страны. Стоимость услуг российских строителей выше, что тоже ложится в цену квадратного метра. 
При этом, по словам Марата Хуснуллина, в ряде регионов цена вообще не поднялась. В Мордовии, например, где к чемпионату мира по футболу было построено и не распродано огромное количество квартир, только благодаря ипотеке начался спрос на жилье, и цена стала выравниваться. 
«Мы внимательно проанализировали причину роста цен по каждому региону, где рост произошел. Ключевая проблема — цена поднялась там, где не было достаточно предложений жилья. Это говорит о том, что мы должны увеличивать предложения. Это наша ключевая задача, и под эту задачу мы разработали комплекс мер по стимулированию, по инфраструктурным облигациям, по строительству дорог, по программе стимулирования», — заметил заместитель председателя правительства.
Кроме того, для снижения цены существенно сокращаются административные издержки. Принято 15 федеральных законов, предусматривающих более 70 поправок в федеральное законодательство. С учетом дополнительных подзаконных актов свыше 100 знаковых решений для упрощения работы стройотрасли принято в этом году. «Никогда мы по градостроительству и строительству не принимали столько решений. Мы разложили эту тему от идеи начала строительства до регистрации и пошли попунктно, где что можно сократить. Хочу сказать: для тех, кто хочет сегодня работать, возможности практические есть».
Оптимизация административных процедур в перспективе позволит сократить инвестиционно-строительный цикл не менее чем на один год. 

На пути к новому транспортному каркасу. «Важной частью достижения национальных целей и показателей по вводу жилья является проект «Безопасные и качественные дороги». Мы собрали в этом проекте все дорожное строительство, оставили в комплексном плане только строительство магистрали «Европа — Западный Китай», — отметил Марат Хуснуллин. Он подчеркнул, что достичь показателя 85% дорог в крупнейших городских агломерациях в нормативном состоянии планируется уже в 2024 году. 
До 2030-го запланировано заниматься дополнительно 51 агломерацией с численностью от 100 до 200 тыс. населения и 35 дальневосточными агломерациями. Будут выполнены показатели и по региональным дорогам. В 2024 году доля региональных дорог в нормативном состоянии превысит 50%. 
Кроме того, в БКАД «Безопасные и качественные автомобильные дороги» включен проект развития федеральной магистральной сети, благодаря которому планируется создать новый транспортный каркас страны. 
«В целом по дорожному строительству мы превзошли показатели прошлого года, — заметил зампред правительства. — Общий объем субсидий, направленный в регионы, в этом году вырос на 14%. В результате только по программе «Безопасные и качественные дороги» на конец года укладка верхнего слоя асфальта составила 145 млн кв. метров — это на 13% выше, чем в прошлом году. Этот результат был достигнут, потому что в апреле приняли решение не останавливать стройку. Приняли решение дополнительно выделить 100 млрд рублей. Непростое было решение, но мы за год это решение отработали с регионами. В течение года, давая дополнительные деньги, мы практически 99% физики объема выполнили».

Этот год, по словам вице-премьера, оказался для дорожников удачным: открыта трасса «Таврида», до конца года будет запущено 310 км из 336 Центральной кольцевой автодороги, начали строительство дороги Москва — Казань в рамках проекта «Европа — Западный Китай». Причем благодаря принятию так называемого транспортного закона по многим инфраструктурным проектам сроки сокращены минимум на один год. Например, вместо 6-7 лет, закладываемых на строительство дороги «Европа — Западный Китай» ранее, теперь планируется ввести ее в строй всего за 2-3 года. «Это то, что прямо помогает экономить время и деньги. А в стройке время — это деньги», — подчеркнул Марат Хуснуллин.

25 регионов России по объемам жилищного строительства за десять месяцев 2020 года
Место Регион Федеральный округ Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. м
1 Московская область ЦФО 4 988,1
2 Город Москва ЦФО 3 496,8
3 Краснодарский край ЮФО 3 226,2
4 Республика Татарстан ПФО 2 250,5
5 Республика Башкортостан ПФО 1 928,2
6 Ростовская область ЮФО 1 874,3
7 Ленинградская область СЗФО 1 827,3
8 Город Санкт-Петербург СЗФО 1 518,3
9 Свердловская область УФО 1 510,3
10 Новосибирская область СФО 1 366,5
11 Нижегородская область ПФО 1 213,4
12 Челябинская область УФО 1 089,6
13 Воронежская область ЦФО 1 062,4
14 Самарская область ПФО 989,2
15 Липецкая область ЦФО 983,5
16 Белгородская область ЦФО 894,7
17 Ставропольский край СКФО 883,5
18 Тюменская область УФО 867,4
19 Калининградская область СЗФО 842,8
20 Красноярский край СФО 831,3
21 Ульяновская область ПФО 789,9
22 Пермский край ПФО 780,5
23 Саратовская область ПФО 729,0
24 Оренбургская область ПФО 684,0
25 Иркутская область СФО 681,8

25 регионов России по объемам выполненных строительных работ за десять месяцев 2020 года
Место Регион Федеральный округ Стоимость работ, млрд руб.
1 Город Москва ЦФО 787,2
2 Ямало-Ненецкий АО УФО 532,7
3 Московская область ЦФО 480,8
4 Город Санкт-Петербург СЗФО 350,4
5 Ханты-Мансийский АО УФО 308,0
6 Республика Татарстан ПФО 263,5
7 Краснодарский край ЮФО 183,0
8 Свердловская область УФО 182,9
9 Ленинградская область СЗФО 170,5
10 Республика Башкортостан ПФО 149,0
11 Тюменская область УФО 141,7
12 Нижегородская область ПФО 140,9
13 Самарская область ПФО 127,1
14 Воронежская область ЦФО 123,9
15 Красноярский край СФО 119,5
16 Республика Крым ЮФО 116,9
17 Кемеровская область СФО 110,1
18 Ростовская область ЮФО 109,84
19 Пермский край ПФО 109,82
20 Белгородская область ЦФО 107,8
21 Иркутская область СФО 107,1
22 Приморский край ДФО 91,9
23 Омская область СФО 83,4
24 Новосибирская область СФО 82,8
25 Республика Саха (Якутия) ДФО 80,7
Логотип Вестник Строительство