Сотрудничество с зарубежными вузами меняет
систему российского строительного образования
Как доказали недавно английские и немецкие ученые, увеличение на один пункт в усредненном уровне IQ населения страны означает увеличение душевого ВВП на 229 долларов, а каждый дополнительный пункт в оценке IQ на 5% увеличивает душевой ВВП уже на 468 долларов. Эти экономические показатели справедливы и для отраслей народного хозяйства, в частности строительства. Международный обмен знаниями — один из путей реального увеличения эффективности профильного образования. «Вестник» узнал о новых направлениях развития международного сотрудничества и о его перспективах для будущих специалистов.
Все флаги будут в гости...
К примеру, в Московском государственном строительном университете в программах по международному обмену ежегодно участвует более 150 студентов, аспирантов и преподавателей. Более 1500 студентов и преподавателей ежегодно принимают участие в международных конференциях, семинарах, выставках и форумах. Сегодня этот вуз активно сотрудничает с 80 зарубежными вузами из 35 стран мира. В их числе Австрия, Великобритания, Нидерланды, Словения, Германия, Польша, Венгрия, Япония, Франция, Финляндия, Перу и др. Университет принимает участие в программах Европейского союза ERASMUS+, а также во многих международных проектах и программах, реализуемых при поддержке европейских фондов, агентств и посольств.
Казанский государственный архитектурно-строительный университет работает более чем с 40 вузами дальнего и ближнего зарубежья. «Но сам факт заключенных договоров о сотрудничестве не имеет особой значимости, — говорит Ольга Порошенко, кандидат философских наук, доцент, начальник Управления международных связей и директор Центра международных академических программ КГАСУ. — Значение в развитии международных отношений вуза имеют долгосрочные «работающие» совместные проекты. Наиболее успешные международные проекты КГАСУ — с такими странами, как Италия, Великобритания, Швеция, Австрия, Греция, Китай, Египет, Турция, Киргизия и Казахстан. Например, в 2012 году КГАСУ стал участником грантового проекта по возобновляемой энергии и энергетической эффективности зданий в Центральной Азии и России. Главным координатором проекта был университет г. Лунда (Швеция). Его основными задачами стали, в частности, создание лабораторной базы с современными измерительными приборами, а также обучение преподавателей и лабораторного персонала на основе передачи опыта европейских профессиональных школ. В результате проекта в КГАСУ была разработана и запущена новая магистерская программа «Энергоэффективность и энергосбережение в зданиях». C 2016 г. мы участвуем в программе ЭРАСМУС+ «Модернизация учебных планов в сфере строительства интеллектуальных зданий и зеленого строительства» (GREB). В составе консорциума — вузы Европы, России, Узбекистана и Монголии. В рамках трехлетнего проекта идет разработка профессиональных компетенций в области интеллектуальных зданий и стандартов экостроительства, которые затем будут внедряться в инновационные курсы на уровне бакалавриата и магистратуры КГАСУ. В 2016 г. в КГАСУ успешно прошла Международная летняя школа по архитектуре и строительству (ISSAEK), в которой приняли участие студенты из египетского университета «Канадский международный колледж (CIC)» и пекинского университета Beijing Jiaotong University, Китай».
Строительный институт УрФУ стал участником международного образовательного проекта 159311-TEMPUS-2-2009-11T-YPSP NETWATER по рациональному использованию и охране водных ресурсов, разработанному совместно с университетами Италии, Словакии и Великобритании. В рамках проекта по рекомендациям Европейской комиссии разработана магистерская программа «Водоотведение и очистка сточных вод», которая прошла экспертизу в АККОРК и государственную аккредитацию в Минобрнауки РФ. Аналогичные проекты разработаны в сфере инновационных технологий для энергосбережения и охраны окружающей среды и инновационных технологий в области энергоэффективных зданий для российских и армянских университетов и работодателей (совместно с Американским университетом Армении).
«С 2005 года мы работаем с образовательными организациями Нидерландов, — говорит директор строительного института УрФУ Алексей Крупкин. — За последние семь лет реализовано 11 учебных проектов, задачей которых было обучить студентов разных стран методам работы в реальном городском пространстве, обменяться образовательными методиками на уровне преподавателей и ознакомиться с системами образования разных стран, получить опыт международного многодисциплинарного и культурного обмена. А с 2014 года строительный институт стал полноправным членом Международной ассоциации «Европейское строительное образование и переподготовка кадров».
В результате разного рода программ по сотрудничеству мы смогли приобрести уникальное современное оборудование (например, мембранные установки высоко- и низконапорного обратного осмоса, учебно-исследовательский комплекс для определения энергетической надежности систем теплоснабжения и др.), которое внедрено в учебный процесс».
В МГАСУ в рамках проекта TEMPUS CENEAST разработана учебная программа «Реформирование программ по градостроительству на пространстве восточного соседства» (CENEAST). Модули, предназначенные для бакалавров и магистров: «Устойчивое городское проектирование», «Экоустойчивое архитектурное проектирование», «Социологические методы для устойчивого развития города» — уже внедряются в учебный процесс НИУ МГСУ и других вузов России. Например, в рамках учебного курса «Социология» для специалистов направления «Строительство» (учебный курс является обязательным для изучения) внедряются отдельные темы и проблемы модуля.
Вузы должны стать более динамичными
Научно-педагогический потенциал России по-прежнему высок, хотя к концу XX века, по мере ослабления национальной высшей школы, он стал ощутимо снижаться. «Серьезные реформы российскому высшему образованию нужны, и Болонская модель как форма глобализации при продуманном внедрении могла бы дать положительный эффект. Болонская система больше ориентирована на связь с практикой, узкую специализацию. Наряду с классическими университетами, где дается фундаментальное образование, должны действовать специализированные вузы, более динамичные, быстро реагирующие на происходящие изменения и потребности времени», — считает Наталия Самотесова, начальник Управления международного сотрудничества МГСУ.
Что же нужно сегодня российским строительным вузам, чтобы работать более эффективно?
Алексей Крупкин считает, что в первую очередь нужно увеличить продолжительность образования бакалавров по направлению «Строительство» до 5 лет, как в ведущих университетах Европы.
А Ольга Порошенко убеждена, что по опыту работы в европейских совместных проектах основной «тренд» мирового образования — интеграция бизнеса, отраслевой индустрии и образовательного учреждения. «С этой целью в системе российского образования внедряется европейская методология TUNING с компетентностным подходом, — говорит эксперт из КГАСУ. — Любая новая образовательная программа, особенно уровня магистратуры, должна создаваться совместно с будущим работодателем. Именно поэтому, например, наш вуз в начале разработки магистерской программы «Энергоэффективность и энергосбережение в зданиях» сначала тесно сотрудничал с рядом крупнейших региональных компаний по созданию перечня профессиональных компетенций. Новый Международный инжиниринговый центр КГАСУ «Smart и BIM-технологии в архитектуре, строительстве и ЖКХ» создан не только совместно с международными партнерами КГАСУ, но и совместно с региональными бизнес-структурами, в частности с ООО «Ак Барс Инжиниринг». И в целом любой зарубежный университет открыт для совместных образовательных проектов с работодателем. Представители бизнеса и производства активно участвуют в учебном процессе, могут подключаться в течение семестра к преподаванию отдельных модулей в рамках академического курса. Этот практико-ориентированный подход является очень эффективным и полезным для получения профессиональных компетенций у студента. Но, увы, в российских вузах это пока мало используется».
Кстати, говоря о развитии международного сотрудничества, нельзя не затронуть и тему глобальных тенденций на рынке труда в строительной отрасли, так как именно на это будущее в первую очередь должны быть направлены усилия вузов по подготовке специалистов.
Так, Алексей Крупкин рассказал, что по результатам анкетирования 16 крупнейших архитектурных, проектных и строительных организаций и предприятий Свердловской области, среди которых региональные министерство строительства и развития инфраструктуры, Союз строителей и др., 100% работодателей высказались за необходимость подготовки специалистов в области энергоэффективности, менеджеров-градостроителей для органов власти регионального и муниципального уровней (владеющих компетенцией в части градостроительной политики для максимального раскрытия социально-экономического потенциала территорий РФ), специалистов BIM-технологий в области строительства и архитектуры.
Совместный диплом
С 2012 года КГАСУ вместе с Университетом Восточного Лондона (УВЛ) внедряет пилотный и уникальный для России проект «Совместный диплом». Во всех существующих программах «двойных дипломов» либо вузы-партнеры не объединяют свои усилия, а предлагают студенту два параллельных учебных плана, либо учебный план зарубежного партнера приобретен как франшиза (за немалые деньги), и российские преподаватели не знают реального содержания зарубежных программ. Суть паритетных начал проекта КГАСУ — УВЛ состоит в том, что исторические наработки содержания учебного материала российского вуза сохраняются, но интегрируются с британской системой качества обучения через специальные технологии. Британская система качества образования считается лучшей в мире. Таким образом, «совместный диплом» — это взаимообогащение и постоянная совместная работа преподавателей двух вузов по взаимной передаче лучшего опыта.
При этом образовательные программы бакалавриата КГАСУ «Архитектурные науки», «Гражданское строительство», «Производственный менеджмент» валидированы Университетом Восточного Лондона. Фактически это означает, что преподавательский состав казанского вуза, работающий на «совместном дипломе», обучает по стандартам британского образования.
Теперь в планах КГАСУ — создать на своей базе Британско-Российский институт архитектуры и строительства (БРИАС), куда войдут и британско-российские компании, в которых выпускники БРИАС смогут стажироваться и работать, не выезжая за рубеж. БРИАС может стать примером сетевого института, к которому могут присоединяться студенты из других архитектурно-строительных вузов России, и получать уже три диплома: своего вуза, диплом переподготовки КГАСУ и британский диплом УВЛ.