
Игорь Манылов: «Отрасли необходимо создание цифрового конвейера, где все участники будут работать в единой среде»
Отечественный строительный комплекс находится на этапе глобальной цифровой трансформации, связанной с переходом на BIM-технологии. Процесс этот идет непросто и небыстро. О том, на каком этапе находится внедрение цифровизации в отрасли, с какими сложностями приходится сталкиваться в переходный период и каковы перспективы глобального переосмысления строительных процессов, мы попросили рассказать начальника Главгосэкспертизы России Игоря Манылова.
Создание единой цифровой платформы строительной отрасли — одна из главных задач в этой сфере. BIM-технологии позволят обеспечить прозрачность строительного комплекса, повысить контроль и качество управления проектами, а также создать эффективное управление объектами, введенными в эксплуатацию. Игорь Евгеньевич, расскажите о проделанной в этом направлении работе. Какая роль в цифровизации строительного комплекса отведена строительной экспертизе?
Мы видим огромный запрос общества и государства на создание единой цифровой среды, и в последние полтора-два года принято множество необходимых для этого решений, коснувшихся всех отраслей. Так, например, в ходе оглашения послания Федеральному Собранию Российской Федерации президент поручил правительству сформировать максимально комфортные условия для частных инвестиций в технологические стартапы и нацелить на их поддержку институтов развития, а парламентариям — оперативно принять законы, приоритетные для создания правовой среды новой, цифровой экономики.
Цифровая экономика становится стратегической целью исполнительной власти, бизнеса и общества, и, конечно, строительный комплекс не может остаться в стороне. Среди наиболее актуальных поручений, над реализацией которых активно работает отрасль, — переход на управление объектами капитального строительства на протяжении жизненного цикла с использованием BIM-технологий. Что касается непосредственно института экспертизы, то мы традиционно придерживаемся пути развития снизу вверх: сначала разбираемся с собственными производственными процессами, подробно анализируем схему взаимодействия с заявителями, заказчиками, проектировщиками, другими федеральными организациями и органами, а затем автоматизируем эти процессы — определяем форматы, стандарты и требования. В итоге, запустив совместно с экспертами, IT-специалистами и юристами практически творческий процесс, мы в довольно сжатые сроки перешли на электронный формат взаимодействия с заявителями. Но пока мы находимся в самом начале пути: до масштабного использования BIM-технологий потребуется еще время. Информационная модель должна существовать в цифровой среде, и все участники процесса могли бы работать с данными, дополняя их в зависимости от жизненного цикла объекта и предоставленными ролями в системе.

Можно ли тем самым считать процесс внутреннего развития завершенным?
Нет, конечно. В настоящее время Минстрой прорабатывает план развития соответствующих технологий, чтобы впоследствии можно было синхронизировать уже действующие информационные системы, хранящие данные об объектах, и предоставить доступ к сформированной на их основе базе данных всем участникам строительного процесса. Мы придерживаемся позиции, что собирать информацию об объекте капитального строительства необходимо уже с момента замысла — на стадии инвестиционного планирования, а не тогда, когда полностью подготовленная проектная документация заходит на рассмотрение в экспертизу. Главгосэкспертиза всегда готова поделиться собственным опытом перехода к электронике и помочь другим пройти этот путь максимально безболезненно, в сжатые сроки и, разумеется, в строгом соответствии с законом. Ведь отдельной строкой идет вопрос об обеспечении безопасности данных, переходящих в электронную/цифровую среду, и это — один из важнейших вопросов создания единой цифровой среды.
Единый государственный реестр заключений демонстрирует большую динамику роста. Так, за 6 месяцев 2018 года, прошедших с момента ввода ГИС ЕГРЗ в промышленную эксплуатацию, в реестр были внесены сведения о 9554 заключениях экспертизы. За первую половину 2019 года в реестр включены сведения уже о 16 188 заключениях. По состоянию на 1 сентября 2019 года в реестре содержится информация о 32 699 заключениях экспертизы. В настоящий момент в ГИС ЕГРЗ зарегистрированы и работают 470 экспертных организаций, из которых 84 государственные экспертные организации, 384 негосударственные и 2 ведомственные.
Но остается проблема с качеством поступающей информации, а также иногда возникают технические трудности. Все это, разумеется, проблемы роста, и они будут решены. Приоритетные задачи развития ЕГРЗ сегодня — это повышение качества данных, обеспечение доступа к сведениям об экономически эффективных проектах и удобный поиск объектов-аналогов.
Также мы принимаем участие в работе по совершенствованию и расширению нормативно-правовой базы в части внедрения BIM-технологий. Идет доработка концепции и плана действий, стыковка этого плана с общим планом цифровизации, с проектом «Цифровое строительство». Ведь само по себе создание возможностей для использования BIM-моделей — это еще не все. План цифрового строительства шире, чем просто внедрение цифрового моделирования, хотя, со стратегической точки зрения, оно — один из ключевых его аспектов. Главная задача стройки — создавать объекты капитального строительства, и ядром должны быть данные о них. Но ведь есть еще нормативно-техническая документация, и это тоже огромный массив данных, который постоянно меняется и с которым старыми методами уже невозможно работать. Есть и вопросы классификации, стандартизации, вопросы, связанные с благоустройством, — задач у строительного комплекса немало, и, по существу, оцифровке подлежит весь его функционал.
С какими сложностями приходится сталкиваться в процессе перехода к цифровой модели работы?
Наверное, один из самых непростых вопросов связан с тем, что документа, который бы регулировал порядок проведения экспертизы BIM-моделей, еще нет. Пока у нас есть только «ГОСТ 2.052-2015. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения», который лишь условно регламентирует работу по экспертизе проектов с применением BIM-технологий. При этом представленные в нем требования все равно привязаны к проектной документации.
Запуск информационного моделирования в строительстве предполагает, что информационная модель объекта создается и используется не только во время проектирования и экспертизы, но и на протяжении всего жизненного цикла объекта, включающего инвестиционную стадию, стадии проектирования, экспертизы и строительства, эксплуатацию, реконструкцию, ликвидацию и утилизацию. И для каждой из этих стадий есть свой набор требований, свой формат, состав участников, правила, сроки реализации и так далее.
Сейчас объект предстает перед участниками строительного процесса в разном виде и с разным набором характеристик: данные по нему дублируются, не хранятся, иногда не стыкуются между собой. В рамках же информационного моделирования объект, подобно ребенку, получившему свой первый и пока единственный в жизни документ, — свидетельство о рождении, сначала приобретает статус инвестиционного проекта и потом поэтапно обрастает новыми данными, которые формируют единую базу, гарантируя преемственность и непрерывность цикла существования объекта в его цифровой форме.
По сути, это и есть глобальная цифровая трансформация отрасли, коллективная работа по выработке решений о том, как мы организуем совместный труд. Мы должны создать единый цифровой, виртуальный конвейер, где все будем работать в одной среде, где у каждого свои задачи, но при этом мы создаем единый банк данных, говорим на одном языке, понимаем друг друга и используем единый формат.
Главгосэкспертиза со своей стороны процесс формирования единой информационной среды уже запустила. Своего рода предтечей регулирования по внедрению технологий информационного моделирования стал приказ Минстроя России от 12 мая 2017 года N°783/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, предоставляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства». Он постоянно дорабатывается, туда вносятся корректировки. Работа ведется, но спешить нельзя, а действовать исключительно фрагментарно опасно, потому что потом придется заново все перекодировать и состыковывать эти данные между собой.
Информационное моделирование давно уже применяют во многих странах мира, особенно при проектировании и строительстве в высокотехнологичных отраслях. Есть ли на сегодняшний день у Главгосэкспертизы опыт рассмотрения BIM-моделей?
Пока нет, прежде всего потому, что это не предусмотрено действующим регулированием. Эксперты знают, что такое BIM, мы работаем с BIM-технологиями, но говорить, что мы «смотрим BIM-модели» вместо проведения экспертизы проектно-сметной документации, конечно, преждевременно. По сути, та работа, которую мы делаем сейчас, настроена так, что, как только этот формат будет узаконен, наша система сразу же сможет приступить к работе в новых реалиях.
Мы развиваем направления, которые помогут дальнейшей информатизации всего строительного сегмента. Например, не так давно была внедрена система предзаявок на проведение государственной экспертизы. И мы видим в этом не просто сопровождение отдельно взятого проекта, но и управление процессами реализуемых при участии Главгосэкспертизы России объектов капитального строительства. Когда степень цифровой зрелости всех участников строительного сообщества будет достаточно высокой, регулятор с помощью единого центра компетенций сможет дать первый набор правил работы с BIM-технологиями, которые как минимум определят дальнейший формат захода на экспертизу проектной документации — если и не сразу в информационной модели, то в виде некого гибрида проектно-сметной документации в машиночитаемом формате и информационной модели объекта.
В своем послании президент предложил с 1 января 2021 года прекратить действие всех нормативных актов в сфере контроля и надзора, в том числе ведомственных. Стоит задача полностью обновить нормативную базу, сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям, а остальные сдать в архив. Как вы считаете, должен ли такой подход применяться и экспертным институтом, и всей строительной отраслью в целом?
Безусловно. Стоит отметить и то, что базово такой подход уже положен в основу развития Главгосэкспертизы. Если говорить о той роли, которую Главгосэкспертиза России и институт строительной экспертизы должны выполнять, то экспертиза должна восприниматься не как барьер, но как институт, цель которого — обеспечение безопасности строительства и последующей эксплуатации объектов, а также повышение эффективности инвестиций в капитальные вложения. В плане, который мы реализуем в последние годы, заложена концепция отказа от исключительно контрольно-надзирательного подхода.
Например, экономию средств на строительство принято считать положительным результатом деятельности экспертизы, но этот показатель скорее говорит о низком уровне проектирования в стране. Такие масштабы снижения заявленной сметной стоимости становятся результатом тех ошибок, которые допускают при подготовке проектно-сметной документации. И если предполагать ценность института экспертизы исключительно в выявлении опасных технических решений и экономии бюджетных средств, то нам гарантированы отличные показатели — просто за счет поступления все большего количества некачественной проектной документации.
Наша же главная цель — не улучшение показателей ради показателей, но объект, построенный надежно и безопасно, на который потрачено столько денег, сколько объективно необходимо, и все участники строительного процесса компетентны и сознательны. Сегодня в основе модели развития института строительной экспертизы, которая нам представляется абсолютно оптимальной и соответствующей требованиям времени, заложен партнерский и конструктивный подход, которого должна придерживаться организация, занимающаяся интеллектуальным бизнесом. Экспертиза по-прежнему должна осуществлять все делегированные государством полномочия, своего рода защитные механизмы для общества, но при этом использовать знания, компетенции и научные достижения своих сотрудников для повышения качества проектирования и общего развития среды. И в этом процессе Главгосэкспертиза должна стать центром компетенций строительного комплекса по сопровождению объекта строительства на протяжении всего его жизненного цикла, а наши эксперты — оказывать своего рода специальную экспертную поддержку каждому проекту.
Игорь Евгеньевич, вы говорили об ошибках, которые допускаются при подготовке проектной документации, и о необходимости повышения компетенций работников отрасли. Главгосэкспертиза России получила лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования. Расскажите об этом направлении деятельности.
Повышение профессионального уровня всех работников отрасли — от рядового инженера, готовящего технические решения, до менеджера-руководителя, должно сыграть важную роль в оптимизации работы стройкомплекса и повышении уровня инвестиционного планирования и проектирования. Учебный центр Главгосэкспертизы, созданный более четырех лет назад, успешно работает по всем этим направлениям, занимаясь совершенствованием профессиональных навыков не только работников учреждения, но и представителей органов исполнительной власти, государственных заказчиков, застройщиков, технических заказчиков, генеральных проектировщиков, строительных экспертов, ведущих отраслевых вузов и проектных институтов.
Для всех участников инвестиционно-строительного процесса проводится более 100 учебных мероприятий в год в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Кисловодске, Красноярске, Омске, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Севастополе, Хабаровске и Ханты-Мансийске, в том числе семинары, комплексные программы корпоративного обучения по заказу организаций. Также готовится запуск программ повышения квалификации и дополнительного профессионального образования. В частности, темой первой большой программы — на 72 академических часа — станет «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий: сложные вопросы и анализ типичных ошибок».
Программа направлена на повышение профессионального уровня, а также на получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, государственной и негосударственной экспертизы. Учебный центр Главгосэкспертизы России — с его методическими наработками и уникальным преподавательским составом — в ближайшем будущем может стать основным центром компетенций строительной отрасли.
Похожие
Новое в строительстве
Популярное