Владимир Чуб, губернатор Ростовской области: «В основе нашей инвестиционной политики — развитие промышленно- производственных зон»

Владимир Чуб, губернатор Ростовской области: «В основе нашей инвестиционной политики — развитие промышленно- производственных зон»

В конце 2007 года принята Стратегия развития Ростовской области на период до 2020 года

В конце 2007 года принята Стратегия развития Ростовской области на период до 2020 года. Она определяет приоритетные для нас цели, обеспечивает согласованность действий федеральных и региональных органов исполнительности власти для их достижения.

— Владимир Федорович, впервые в области, как и в стране, принят трехлетний бюджет. Что это значит для региона?

— Трехлетний бюджет характеризуется дальнейшим ростом доходов (на 115–116% в год) — от 62 млрд. рублей в нынешнем году до 90,5 млрд. рублей в 2010-м. При этом рост будет достигнут за счет увеличения собственных доходов. Наша задача — за эти три года войти в число регионов с низким уровнем дотационности. Если в 2007-м уровень дотационности из федерального бюджета составил около 30% доходов областного бюджета, то к 2010 году эта цифра ожидается в размере 15%. Еще одно отличие бюджета на предстоящие годы в том, что муниципалитеты получат большую часть бюджетных средств и будут самостоятельно расходовать их. Так, если в 2007 году из Фонда муниципального развития в города и районы области было направлено порядка 10,5 млрд. рублей, то в 2008 году эта сумма возрастет до 12 млрд. рублей. Из них они самостоятельно могут распорядиться суммой, составляющей примерно 2,8 млрд. рублей. Областные власти сознательно пошли на то, чтобы за счет перераспределения налогов увеличить доходы местных бюджетов более чем на 3 млрд. рублей. Следует отметить, что в 2008 году будет образован Фонд софинансирования расходов, который можно назвать «правопреемником» Фонда муниципального развития. За счет средств данного фонда в 2008 году планируется направить 10,7 млрд. рублей.

Как и в предыдущие годы, бюджет сохраняет свою социальную направленность. На решение проблем, которые, как показывают опросы общественного мнения, наиболее тревожат население, намечено направить более половины средств областной казны. Из конкретных вопросов можно назвать продолжающееся повышение зарплаты для бюджетной сферы — врачей, учителей, работников культуры, увеличение объемов строительства социального жилья. Также в несколько раз возросло финансирование коммунального хозяйства.

Основные задачи бюджета 2008 года следующие. Во-первых, рост заработной платы работников бюджетной сферы. Во-вторых, развитие ЖКХ, системы водоснабжения и канализации. На эти цели выделено свыше 5 млрд. рублей. В-третьих, капитальный ремонт жилья. Если в 2007 году было выделено 700 млн. рублей, то на 2008-й запланировано 2 млрд. рублей, из которых 1 млрд. будет выделен из бюджета области, а другой — из федерального фонда модернизации и реформирования ЖКХ. Немаловажным направлением является снижение стандарта доли собственных затрат граждан в оплате услуг ЖКХ. Уже с ноября прошлого года снижена максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в доходах их семей с 20% до 18%. В 2009 году этот предельный уровень будет снижен до 16%, а в 2010 году — до 15%. Почти 98 тыс. семей, где этот порог будет превышен, получат жилищную субсидию. За три года на эти цели из бюджета предусмотрено направить 4,2 млрд. рублей. В 2009–2010 годах финансирование всех вышеназванных направлений будет увеличено. Часть средств бюджета будущего года планируется направить на реализацию проектов по созданию инфраструктуры формируемых в области промышленных зон экономического развития.

Сегодня существует проблема дефицита предложения земельных участков для промышленного строительства, отвечающих требованиям инвесторов по инженерной и транспортной инфраструктуре. Об этом шла речь на заседании Госсовета в Уфе, где президент России Владимир Путин так сказал об этом: «Речь идет о вложениях в крупные инновационные и инфраструктурные проекты, а следовательно, о создании за счет этого новых рабочих мест и повышении уровня жизни миллионов граждан нашей страны».

Этот вопрос является на данный момент первоочередным и в Ростовской области, и для его решения уже проводятся комплексные мероприятия по формированию и подготовке таких площадок. Объемы и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и иных инфраструктур зон экономического развития за счет средств областного бюджета определяются профильными министерствами на основании данных о стоимости создания требуемых объектов инфраструктуры, в соответствии со схемами инженерного обеспечения зон и расчетами, произведенными специализированными организациями. Однако мы рассчитываем, что инфраструктура будет создаваться не только за счет областных денег, но и за счет средств частных инвесторов — потенциальных резидентов зон экономического развития. Помимо этого в список приоритетных проектов входят: обеспечение инфраструктурой создаваемой на территории области игорной зоны и всего Азовского побережья для развития туристско-рекреационного потенциала; инфраструктурный проект «Улучшение водоснабжения городов и поселков Ростовской области с водозабором в х. Дугино Азовского района», который реализуется при участии ОАО «Евразийский» и ОАО «ПО Водоканал г. Ростова-на-Дону» с использованием софинансирования из средств Инвестиционного фонда РФ; строительство моста в створе ул. Сиверса (Ростов-на-Дону).

Средства, направляемые на реализацию проектов по созданию объектов инфраструктуры, будут распределяться на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством. С организациями, которые выиграют конкурсы на освоение бюджетных средств, будут заключаться государственные контракты.

Регион планирует наращивать собственную доходную базу не менее чем на 20% ежегодно. К 2010 году объем поступлений в донскую казну должен увеличиться по сравнению с 2007 годом почти на 85%.

В 2008 году доходы планируются в размере 71,9 млрд. руб., в 2009 году — 78,4 млрд. руб., в 2010 году — 90,5 млрд. руб. Планируемые расходы составят 72,9 млрд. руб., 78,4 млрд. руб. и 90,5 млрд. руб. соответственно.

Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу также вырастут с 54 млрд. руб. в 2008 году до 60 млрд. руб. в 2010 году. Предусматривается повышение зарплат бюджетникам, увеличение размера социальных выплат, а также расширение их перечня, улучшение жилищных условий граждан и др.

Однако удельный вес ассигнований на соцсферу в общих расходах сократится. В прежние годы на эти цели выделялись значительные средства, что позволило снять целый ряд насущных проблем. Теперь значительные средства пойдут на реализацию инвестиционной программы Ростовской области, в которую в основном включены инвестиционные проекты социальной направленности. А также высвободившиеся деньги будут направлены на финансирование дополнительных региональных приоритетов — строительство и модернизацию объектов водоканализационного хозяйства, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры.

— Проводимая в области инвестиционная политика сегодня уже ни у кого не вызывает нареканий?

— В прошедшем 2007 году положительные тенденции развития экономики росли. Объем инвестиций вырос на 28%. Но стратегию работы с инвесторами мы меняем. Тот период, когда на Дону были рады каждому рублю приходящих инвестиций, уже заканчивается.

Мы поставим барьер тем инвестициям, которые могут навредить области, и такие прецеденты уже были (например, отмена аукциона по продаже земельного участка под строительство металлургического завода в промзоне «Атоммаш» (Волгодонск) для дальнейшего изучения вопроса целесообразности строительства подобного объекта).

Поэтому в основе инвестиционной политики должно быть развитие промышленно-производственных зон, и соответствующий закон, который позволяет оказывать поддержку по привлечению инвестиций в эти зоны, уже принят. В Ростовской области определены 4 промышленные зоны. Первая, в Азовском районе, находится на стадии завершения. Это «пищевая» зона. Там будут работать «Юнимилк» и «Кока-кола». Вторая — Азовская (на въезде в Азов). Там будет работать логистическое производство, американские бизнесмены планируют построить стекольный завод, а компания «ПепсиКо» будет производить чипсы и снейки.

Третья зона расположена в Октябрьском районе области, неподалеку от города Шахты. Здесь будут производиться сэндвич-панели, металлоконструкции и горячее оцинкование. Что касается создания «Южного хаба», то для него выделена специальная четвертая инвестиционная зона — Южно-Батайская, где также расположится мясокомбинат и крупнейший на Юге аэропорт международного уровня. В планах — создание пятой экономической зоны в Красносулинском районе области.

— По объемам вводимого жилья Ростовская область занимает шестое место в России. Наверняка это не предел?

— Конечно, не предел. Нами поставлена цель — к 2010 году увеличить темпы строительства до 2,5 млн. квадратных метров. Тот же Ростов — лидер среди донских территорий по объемам строительства — имеет резервы для того, что сдавать не менее одного квадратного метра на человека. Свою роль играет приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». В прошлом году по результатам федерального конкурса был отобран проект застройки первой очереди микрорайона Ливенцовский площадью 440 тысяч кв. метров жилья. А общая его площадь — 2,2 млн. кв. метров.

Основным инструментом, позволяющим нам ускорить освоение перспективных территорий под жилую застройку, является привлечение кредитных ресурсов с использованием бюджетных гарантий и субсидий. Однако важно иметь в виду, что наращивание объемов жилищного строительства — условие необходимое, но еще недостаточное для того, чтобы считать задачи нацпроекта выполненными. Сданные в эксплуатацию квадратные метры следует обслуживать на должном уровне — только тогда жилье может считаться комфортным. А это значит, что надо «подтягивать» жилищно-коммунальную сферу: от ее работы зависит своевременный подвод к домам всех коммуникаций. То же можно сказать и о промышленности стройматериалов: они должны быть добротные и в достаточном количестве. Еще надо продумать архитектуру жилищного строительства, которое, пожалуй, впервые в постсоветской России принимает массовый характер. Наконец, надо правильно распределить усилия, отчетливо представляя, сколько жилья нам требуется в городе, а сколько — на селе. Так что определенные нацпроектом задачи носят ярко выраженный комплексный характер.

Если посмотреть на цифры, то они показывают, что объемы работ, выполненных строительными организациями области в 2007 году, превысили уровень 2006 года. Всего организациями всех форм собственности с учетом индивидуального строительства построено 13820 квартир общей площадью 1293,2 тыс. кв. метров.

Строительный комплекс — одна из наиболее успешно развивающихся отраслей экономики области. На протяжении последних пяти лет сохраняется тенденция увеличения инвестиционной активности строительных предприятий и организаций Дона.

Для обеспечения роста объемов вводимого жилья проводится работа по подготовке новых территорий под жилищное строительство и развитию инженерной инфраструктуры. В целях обеспечения жильем малообеспеченных граждан начата реализация программы по строительству социального жилья. Одной из мер по стимулированию темпов роста строительства жилья и повышению его доступности для населения является ипотечное кредитование. Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования также является одним из приоритетов национального проекта.

— Не будет ли дальнейшее продвижение в этом направлении сдерживаться дефицитом стройматериалов? Как область собирается решать эту проблему?

— Состояние промышленности стройматериалов напрямую влияет на ценовую политику на рынке жилья, и вопрос о наращивании ее мощностей превращается, таким образом, в вопрос социальный. Планы по развитию этой отрасли уже разработаны. Они основываются на богатой сырьевой базе региона, охватывающей 18 подотраслей и производств и имеющей в своем составе более 200 предприятий.

Идет реконструкция завода по производству сборных железобетонных конструкций для строительства сборно-каркасных домов в Ростове. В Шахтах начнется строительство заводов по производству керамического кирпича и сухих строительных смесей. В Ростове появится завод по производству пенобетонных блоков автоклавного твердения. Подписаны договоры по строительству цементного завода с французской фирмой «Лафарж». По оценкам специалистов, Ростовская область располагает вполне достаточными для этого запасами сырья — как минерального, так и образующегося в технологических процессах шахт Восточного Донбасса и Новочеркасской ГРЭС. Будет построен и завод по производству ОSB-плит. Сейчас они импортируются из Германии, Польши и Болгарии. Переход на отечественные OSB-плиты позволит снизить цену жилья на 10-15%.

— Угольная отрасль — одна из «визитных карточек» Ростовской области. Оправданно ли говорить о том, что сегодня она переживает второе рождение?

— За годы реструктуризации, ошибки которой признал теперь и федеральный центр, Ростовская область потеряла 50 шахт, без работы остались 100 тысяч человек. Восстановить былую мощь Восточного Донбасса крайне сложно. Но мы поставили перед собой цель — избавить его от клейма «депрессивный». Еще в 2004 году принят областной закон «О приоритетном развитии шахтерских территорий», предусматривающий льготы для тех, кто открывает бизнес в угольных районах. Об эффективности данного документа можно судить по тому, что количество предприятий малого бизнеса увеличилось здесь на 12%, их оборот, как и число занятых, — в 1,5 раза, а инвестиции — почти в 7 раз. На решение основных шахтерских проблем: экологию, переселение из ветхого жилья, обеспечение пайковым углем, выделение дополнительных пенсий — запланировано почти 13 млрд. рублей.

— Весной 2007 года правительственная комиссия одобрила «Комплексную программу строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области», разработанную ОАО «Евразийский» при активном участии донских властей. Насколько важен этот проект для региона?

— По единодушному мнению экспертов, «Комплексная программа...» имеет общегосударственное значение. Больше того, она является прецедентной для России. Проект соответствует приоритетам социально-экономического развития страны, потому и получил господдержку из средств Инвестиционного фонда. Сметная стоимость программы, которая будет реализовываться 15 лет тремя этапами, — свыше 42 млрд. рублей, из них более 2,1 млрд. рублей внесет бюджет Ростовской области. Зона охвата — восемь муниципальных образований с населением почти 2 млн. человек. Вдумайтесь, благодаря программе потребление энергии на Дону уменьшится на 20 млн. кВт/ч, а забор воды — на 20 млн. куб. метров в год.; аварийность в сетях сократится на 33%, а производительность труда вырастет на 23%. Появится инфраструктура, обеспечивающая строительство 12 млн. кв. метров жилья и 4 млн. кв. метров коммерческой недвижимости. За счет использования инновационных технологий очистки воды значительно улучшится экология Азово-Черноморского бассейна. И еще: за первые пять лет вклад проекта в рост ВВП составит 0,254%, а в рост ВРП — 1,7%. Налоговые поступления в федеральный бюджет достигнут 11 млрд. рублей, в региональные бюджеты — 12,5 млрд. рублей.

— Как администрация собирается решать «водную» проблему на других территориях?

— Например, в рамках областной целевой программы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Решением Законодательного собрания финансирование этой программы было увеличено на 11 млрд. рублей — до 25,1 млрд. рублей. Согласитесь, сумма очень весомая. Намеченные меры позволят к 2010 году улучшить качество поставляемой питьевой воды, ликвидировать дефицит ее подачи в городах, обеспечить выход на безграфиковый режим водоснабжения в шахтерских территориях за счет снижения уровня износа коммунальной инфраструктуры, аварийности водопроводных сетей, потерь воды и повышения процента загруженности водопроводов.

— Владимир Федорович, а за счет чего еще Ростовская область будет прирастать в последующие годы?

— В конце 2007 года принята Стратегия развития Ростовской области на период до 2020 года. Она определяет приоритетные для нас цели, обеспечивает согласованность действий федеральных и региональных органов исполнительности власти для их достижения. Стратегия создавалась при активном участии Национального агентства прямых инвестиций и Центра стратегических разработок «Северо-Запад», Минэкономразвития РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, руководителей отраслевых министерств, промышленных предприятий, высшей научной школы, общественных организаций.

Среди ключевых проектов, которые планируется реализовать в рамках стратегии, — новый международный аэропорт и логистический терминал в Батайске, новый универсальный порт в Ростове, вторая нитка Кочетовского гидроузла, второй и последующие блоки Волгодонской АЭС, заводы по производству биоэтанола, кластеры легкой промышленности, автомобиле- и сельхозмашиностроения, технопарки, развитие инженерной и транспортно-инженерной инфраструктуры...

Авторы стратегии — профессионалы, поэтому их документ, надеюсь, поможет Ростовской области наращивать ВРП минимум на 10%, а инвестиции — минимум на 20% в год. Я не первый раз повторяю, что на Дону нет нефти, золота, алмазов, но есть огромный промышленный, научный потенциал. Его-то мы и намерены максимально задействовать для того, чтобы совершить еще более мощный рывок в экономическом развитии региона в последующие годы.

Логотип Вестник Строительство