Роман Старовойт: «В дорожной отрасли активно применяются инновационные решения»

Роман Старовойт: «В дорожной отрасли активно применяются инновационные решения»

Прошлый год ознаменовался для дорожной отрасли России преодолением спада объемов после периода нестабильности экономики предшествующих лет

Ввод в эксплуатацию трасс после строительства и реконструкции увеличился по сравнению с 2016-м почти на 8% и составил 230,7 км. В нынешнем году планируется сдать 275,7 км — на 19,5% больше уровня 2017-го. Важными направлениями станут привлечение внебюджетных средств, внедрение инноваций и цифровизация. Об этом рассказал руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.

Приоритеты финансирования
— По итогам дорожного сезона 2017 года более 39 тыс. км (77,96%) федеральных трасс приведено в нормативное состояние. Для этого отремонтировано 8,9 тыс. км дорог, а в их составе — ​порядка 35 тыс. п. м искусственных сооружений. Завершены реконструкция и строительство 48 объектов, построено более 56 км новых дорог. Шесть объектов, или 18 км, сдано досрочно.
Финансирование дорожного хозяйства в прошлом году составило 564,6 млрд рублей, из них 251 млрд направлен на дорожно-эксплуатационные работы, 112,3 млрд — ​на строительство и реконструкцию федеральных дорог без учета строительства Крымского моста. Наибольший объем работ выполнен на объектах в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, особое внимание уделялось главным транспортным артериям Сибири и Дальнего Востока.

Наиболее крупные объекты
— Для оказания поддержки субъектам РФ в 2017 году из федерального бюджета выделены межбюджетные трансферты в размере 116,4 млрд рублей. На автомобильных дорогах регионального и местного значения завершены строительство и реконструкция участков общей протяженностью 1816 км, отремонтировано 8330 км дорог.
В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу окончены строительство и реконструкция участков автодорог протяженностью почти 33 км на территории Нижегородской, Ростовской и Самарской областей, а также города Санкт-Петербурга.
В Дальневосточном федеральном округе и Байкальском регионе финишировали строительство и реконструкция участков региональных и местных автодорог общей протяженностью 268 км — ​на 16% больше, чем в 2016 году.
На территории Московского транспортного узла построено и реконструировано более 27 км дорог, включая три путепровода через железнодорожные пути и две транспортные развязки.
Среди крупных объектов, завершенных в прошлом году, — ​первый этап обхода города Велижа в Смоленской области, мост через реку Волгу на автодороге Нижний Новгород — ​Шахунья — ​Киров и транспортно-пешеходный мостовой переход через реку Сатис в городе Сарове Нижегородской области, путепровод через железнодорожные пути в Петрозаводске и другие.

«Платон» и другие
— За счет средств от системы «Платон» в минувшем году осуществлялись строительные и ремонтные работы на 28 уникальных и находящихся в аварийном или предаварийном состоянии мостах в 18 субъектах РФ. В том числе введены в эксплуатацию искусственные сооружения в Бурятии, Удмуртии, Пензенской, Рязанской, Самарской и Тамбовской областях.
В 47 регионах построены и реконструированы подъезды с твердым покрытием к 199 сельским населенным пунктам и к 39 объектам сельскохозяйственного производства общей протяженностью более 680 км.
Реализация приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» позволила привести в нормативное состояние участки автомобильных дорог и улично-дорожной сети протяженностью свыше 26 тыс. км на территории 38 крупных городских агломераций. Доля автодорог, приведенных в нормативное состояние, составила 52,5% от общей протяженности дорог агломераций. Число мест концентрации дорожно-транспортных происшествий сократилось почти на 49%.

Оптимизация и ГЧП
— Важные направления 2017 года — ​оптимизация бюджетных расходов и привлечение внебюджетных средств. По результатам закупок в системе Росавтодора экономия бюджетных денег составила 5,89 млрд рублей. Частично они направлены на увеличение объемов дорожных работ, а частично — ​на увеличение бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в 2018 году.
Оптимизации бюджетных расходов способствовало и обеспечение сохранности федеральных автомобильных дорог. В прошлом году осуществлялся контроль за движением грузовых транспортных средств разрешенной массой, превышающей 12 тонн, с применением системы «Платон», а также поэтапное внедрение системы автоматического весогабаритного контроля.
В системе «Платон» по итогам 2017 года зарегистрировано более 942 тыс. грузовых автомобилей. По сведениям Федерального казначейства, доходы бюджета РФ от ее функционирования превысили в минувшем году 20 млрд рублей. 2 млрд из этих ассигнований направлено в бюджет Хабаровского края на софинансирование концессионного соглашения по строительству обхода регионального центра. Еще 3,6 млрд предоставлено регионам на финансирование реконструкции и ремонта уникальных искусственных сооружений.

Инновации и цифровизация
— В 2017 году на сети федеральных автомобильных дорог применено более 400 инновационных решений, из них уникальных — ​119. Реализуются проекты по методологии СПАС, которые позволяют подобрать оптимальный состав асфальтобетонной смеси для дорожного покрытия при заданных нагрузках и погодной специфике. С использованием данной технологии отремонтировано около 150 км федеральных трасс.
Растут объемы применения модифицированных битумов. Активно внедряются геосинтетические материалы, за счет чего сроки службы покрытия увеличиваются в полтора раза. Используется BIM-моделирование и многое другое. В прошедшем году закупки инновационной продукции составили 1,5% общего объема финансирования дорожной отрасли.
Продолжалась цифровизация дорожного хозяйства, в том числе развитие отраслевой системы связи и информатизации с использованием современных технологий. Для реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» внедрена система оперативного управления «Эталон», входящая в автоматизированную систему управления Росавтодора.

Старт новых и финиш старых проектов
— В 2018 году одним из приоритетных направлений Федерального дорожного агентства остается приведение ведомственных трасс к транспортно-эксплуатационному состоянию в соответствии с нормативными требованиями. После строительства и реконструкции планируется ввести в эксплуатацию 275,7 км — ​на 19,5% больше уровня 2017 года. Предусмотрен старт 29 новых проектов строительства и реконструкции автодорог протяженностью 146,6 км. Их общая стоимость — ​порядка 75 млрд рублей.
Намечено обеспечить поэтапное создание современного автодорожного маршрута по направлению Краснодар — ​Новороссийск — ​Керчь, возвести ряд обходов городов и пересечений с железнодорожными путями на наиболее загруженных направлениях, завершить строительство и реконструкцию транспортных развязок на автодороге М‑7 «Волга» в городе Балашихе Московской области и т.д.
Ожидается, что выполнение запланированных программ позволит довести в нынешнем году долю протяженности автомобильных дорог, находящихся в ведении Росавтодора, до 82,8% от общей протяженности.
Логотип Вестник Строительство