Лидеры рынка инфраструктурных проектов на ИНФРАСАММИТЕ в Москве

Лидеры рынка инфраструктурных проектов на ИНФРАСАММИТЕ в Москве

29 ноября 2019 состоялось главное итоговое событие года рынка инфраструктурных проектов и государственно частного партнерства

Суперсовременные клиники, хорошие дороги, новые аэропорты – без этого будет невозможно реализовать нацпроекты в регионах. Привлечение инвестора создает климат для укрепления социальной стабильности в обществе. Информационное сопровождение таких тем важно, потому что дает стимул к активному вливанию бизнеса в партнерство с государством - уверены организаторы мероприятия.
Артур Щеглов
Артур Щеглов
Артур Щеглов, управляющий партнер стратегической группы «Гиперион», координатор «Инфраструктурного клуба»: «сегодня очень важно формировать четкую позицию участников рынка инфраструктурных проектов для того, чтобы отстаивать свои точки зрения, продвигать нужные проектные и законодательные инициативы и, безусловно, делать правильные проекты, которые будут развивать инфраструктуру, которая так важна для страны и граждан».

Власть, бизнес и концессионеры обсудили привлекательность возможности долговременного размещения инвестиций под государственные гарантии. Минэкономразвития РФ определяет развитие государственно-частного партнерства как стратегическое направление социально-экономического развития страны.
депутаты МГД Елена Николаева и Андрей Титов
депутаты МГД Елена Николаева и Андрей Титов
Андрей Титов, депутат МГД: «Буквально на днях был принят московский бюджет на 20- 22 год. И в этом бюджете есть одна новация – дополнительная. Мы выделили деньги на дополнительную поддержку инвесторов. Теперь в Москве будут присваивать статус инвестора первой и второй категории. В основном туда войдут промышленные комплексы и крупный и средний бизнес. Это вот первый шаг, а на самом деле, я хочу посмотреть - какие есть правовые неточности и правовой вакуум в этом вопросе именно ГЧП. И если они есть, то, как депутат, я готов рассмотреть, чтобы этот правовой вакуум исправить, потому что у меня есть идея создать рабочую группу и провести круглый стол на тему ГЧП в Мосгордуме».

Горячей темой саммита оказалась дискуссия о возможном принятии закона « о соглашениях и поощрении и защите капиталовложений» (СЗПК).

Светлана Бик, председатель Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, исполнительный директор НАКДИ: « Если проект закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ» будет принят в сегодняшней редакции, то именно социальная сфера и социальные концессии окажутся под максимальным ударом. Светлана Бик отметила, что нужно разделять концессии по объёмам - многочисленные микроконцессии создают неправильно восприятие рынка инвесторами, формируют судебные прецеденты и искажают представление власти и общества о реальном состоянии рынка в России».

Менять что-то в существующем законодательстве или не спешить с решениями, которые скорее негативно воспринимаются практиками рынка инфраструктуры и ГЧП?
Александр Долгов
Александр Долгов
Александр Долгов, Партнер, руководитель практики инфраструктуры и ГЧП международной юридической фирмы Squire Patton Boggs, комментирует ситуацию: «Есть специальное законодательство, это 115 федеральный закон о концессионных соглашениях, это 224 закон о ГЧП. Эти законы уже подробно и детально регулируют и конкурсные процедуры и представляют определенные механизмы защиты концессионеров и частных партнеров. Если что-то и надо делать, то совершенствовать эти законы. Рынок формировался много лет . законодательство формировалось в тесном взаимодействии экспертного сообщества и законодателей, учитывались мнения участников рынка. Минэком сформирован законопроект, который отражает чаяния и доработки, которые участники хотели бы видеть в текущем законодательстве, поэтому то что касается закона о СЗПК, он как бы полностью выбивается из концепции законодательства о концессиях - концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном партнерстве. Поэтому ни мы, ни другие участники рынка, которые высказывались сегодня свои мнения, в сожалению, поддержать его не можем, мы считаем из сферы закона откуда совершенно точно исключать концессии и гчп. В оптимальном случае - откладывать закон на доработку, и, возможно, переводить это на уровень подзаконных нормативно-правовых актов, которые будут разработаны Минфином, и которые будут использоваться для того чтобы государство могло оценивать объем своих обязательств».
Александра Галактионова INFRAONERESEARCH
Александра Галактионова INFRAONERESEARCH
Руководитель lnfraONE Research Александра Галактионова оценила общее состояние отрасли в 2019 году, отметив, «что уровень развития инфраструктуры в стране в целом падает: индекс развития инфраструктуры, рассчитываемый lnfraONE Research, демонстрирует снижение всех средних значений в 2019 году. Это объясняется тем, что в регионах в настоящее время практически не ведется нового строительства: его объемы недостаточны для поддержания стабильного состояния инфраструктуры. Она отметила несколько интересных соглашений, заключенных в 2019 году. Среди них создание производственно-логистического комплекса (ПЛК) Вооруженных Сил России на территории Приморского края на основе концессионного соглашения с ООО «ПЛК-Владивосток», новая трамвайная концессия в Санкт-Петербурге - между Правительством Санкт-Петербурга и ООО «БалтНедвижСервис» о создании и эксплуатации трамвайной сети по маршруту «станция метро «Купчино» – пос. Шушары – Славянка» на территории Санкт-Петербурга.
Председатель Совета директоров lnfraКAP Александр Баженов отметил, что понятие «эксплуатационной» концессии имеет право на существование, потому что в системе ЖКХ, в частности, недостаточно просто переложить все трубы, нужно организовать грамотное управление работой сетей. В системе здравоохранения также нужно заниматься эксплуатационной деятельностью и ее улучшением. В сегодняшней ситуации важнее развивать муниципальное финансирование. И рынок живой, на нем происходит развитие. И это не обязательно крупные проекты».

Александр Баженов: «Сильно увеличивается разнообразие тем, которые охватываются концессиями и ГЧП, формируются новые механизмы. Конечно, существует большое торможение, которое вызвано тем, что государство само по себе еще не создало дополнительных механизмов - такой экосистемы, в которой ГЧП и концессии использовали бы сознательно. Но мы видим что одновременно региональные, муниципальные инициативы частного бизнеса она показывает совершенно блестящие примеры того как это может работать, это может работать. А масштаб всего этого дела зависит не только от инициаторов».

Тем более что lnfraКAP в этом году сам выступал инициатором строительства «Обхода города Тольятти» и моста через Волгу. По масштабу – это второй проект после крымского моста. Стоимость проекта оценивается в 121 млрд. рублей. Участниками хозяйственного партнерства ООО «ИНфраКАП» - 75 процентов, остальные 25 приходятся на долю ООО «Автодор платные дороги» (дочерняя компания Государственной компании «Автодор». Александр Баженов отметил, что во время работы над проектом существующий законодательный базис был оптимальным для реализации проекта. Цитата - « Я этот проект рассматриваю как витрину успеха, как пример того, что все удалось. Этот проект, скорее пример того, что заложенные в законодательстве нормативные механизмы работают, причем и во взаимодействии того, что есть в концессионных соглашениях, они работают и во взаимодействии того, что есть концессионных соглашениях, они работают и в отношении того, что есть в бюджетном законодательстве. Они работают в отношении того какие механизмы поддержки такого рода проектов сформированы федеральным министерством транспорта. Как это интегрировать, как это сделать – это большое искусство и компетенции и большие риски, но, к счастью, пока нам это удалось».

В системе ГЧП между государством и частным инвестором всегда есть место для банка. Исполнительный директор Управления инфраструктурного финансирования ПАО Сбербанк Анна Багинская отметила, что к концу 2019 года Сбербанк ожидает переступить черту в 100 концессионных проектов в рамках коробочных решений банка. 50% из них – это проекты в сфере ЖКХ, оставшиеся 50% - социальные проекты. До конца года также планируется рассказать рынку о первых проектах в сфере ТКО на основе коробочных решений Сбербанка. В основе коробочного решения — сбалансированная для всех участников модель распределения рисков, которая позволяет банку не выдвигать дополнительных требований к концессионеру в части имущественного обеспечения. Кроме того, растет интерес участников рынка к появлению коробочных решений в других сферах

Исполнительный директор Управления инфраструктурного финансирования ПАО Сбербанк Анна Багинская: «Банк – это ключевой поставщик финансовых ресурсов, потому что в классической схеме банки финансируют до 70-80 процентов бюджета проекта. При этом, чтобы с наибольшей пользой заниматься структурированием проекта, и с наибольшей уверенностью рассчитывать на привлечение банка, необходимо привлекать банки на самом первоначальном этапе. Тогда банк точно сможет рассказать участникам проекта - как государственной, так и частой стороне какие требования необходимо учесть, для того чтобы банк смог выдать финансирование на этапе финансового закрытия»
Заместитель начальника департамента инфраструктурных проектов и ГЧП АО «Газпромбанк» Елена Бардашева отметила, что «в начале формирования рынка концессионных проектов в России наблюдалась своеобразная конкуренция публичных партнеров за инвесторов, предлагались более комфортные условия, нежели сейчас. Однако со временем по ряду экономических и политических причин крупные инвесторы ушли с рынка, начался период, когда банки задавали тон и участвовали в крупных проектах. В настоящее время появились российские инвесторы, которые стали понимать, как устроено ГЧП, стали делать самостоятельно многие интересные проекты, российский рынок «поумнел»». Также из трендов последнего времени Елена Бардашева отметила факт преимущественного числа частных инициатив: в 2019 году объявленных частных инициатив в разы больше, нежели конкурсов»

В зоне интересов участников инфрасаммита оказалось и освоение Арктики. Сейчас это приоритет развития России на ближайшие годы, в котором может развернуться противоборство ключевых государств мира. В России склонны рассматривать Арктику прежде всего как стратегический плацдарм.
Виктор Лещенко
Виктор Лещенко
Генеральный директор ООО «НТЦ «НЕФТЕГАЗДИАГНОСТИКА» Виктор Лещенко убежден, что на сегодняшний день ни одна страна в мире полномасштабно и безопасно освоить такой регион, как Арктика, не сможет. Задача по сложности сопоставима с освоением космоса. Технологические наработки существуют, но их недостаточно для комплексной организации создания инфраструктуры в Арктике. Однако регион важен и в политическом, и экономическом значении. В частности, 1% людей, живущих за Полярным кругом, дает 20% валютных поступлений в экономику России. Это огромная ресурсная база, которая является крайне привлекательной с точки зрения инвестиций. В Арктике найдется и работа и интересы для всех. Нужно строить больницы, нужно строить порты, нужно строить базы, где людям надо жить. От генеральных директоров, от финансистов до рабочих, там весь спектр. Одно государство вряд ли справится».
Логотип Вестник Строительство