Дороги возможностей

Дороги возможностей

Обновление транспортной инфраструктуры придает импульс развитию территорий

В начале октября председатель правления госкомпании «Российские автомобильные дороги» Вячеслав Петушенко ознакомился с ходом самой масштабной инфраструктурной стройки современности, подтвердив озвученные ранее планы по вводу в эксплуатацию скоростной дороги М-12 от Москвы до Казани уже в декабре этого года. О том, чем уникален этот объект, а также о других объектах госкомпании, имеющих ключевое значение для развития страны, «Вестнику» рассказали в пресс-службе «Автодора».

От Москвы до Казани в два раза быстрее. Трасса М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань возводится в рекордно короткие сроки: о старте работ объявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в июле 2020 года, а уже в декабре 2023 года планируется запустить движение по всей М-12 до Казани.

Напомним, что движение по участкам М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань в Московской и Владимирской областях общей протяженностью 107 километров было запущено уже в 2022 году. А в сентябре 2023 года при участии президента России дан старт движению по всей протяженности М-12 от Москвы до Арзамаса. По оценке вице-премьера Марата Хуснуллина, старт движения по трассе М-12 «Восток» от Москвы до Казани является самым масштабным объектом этого года и даст колоссальный толчок развитию всех регионов.

Общая протяженность новой магистрали, которая свяжет крупнейшие региональные центры и агломерации (Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области, республики Чувашия и Татарстан) с сетью скоростных автомобильных дорог европейской части России (М-11 «Нева», ЦКАД, М-3 «Украина», М-1 «Беларусь», М-4 «Дон»), составляет 810 км.

Планируется, что помимо обеспечения скоростного автосообщения между территориями Московской, Владимирской, Нижегородской областей, республик Чувашия и Татарстан магистраль будет способствовать ускоренному развитию четырех из восьми крупнейших агломераций России, в числе которых Московская, Нижегородская и Казанская.

При проектировании М-12 принято уникальное решение, позволившее избежать пересечений с другими дорогами. Это позволило сделать развязки в разных уровнях. Кроме того, здесь будет размещено свыше 300 искусственных сооружений, десятки наземных и подземных переходов.

Через каждые 50–80 км трассы будут располагаться объекты дорожного сервиса. Здесь уже работают 4 самые современные многофункциональные зоны дорожного сервиса, где к услугам автомобилистов не только автозаправки, но и игровые и спортивные площадки, кафе, супермаркеты, аптека, комнаты матери и ребенка, просторные многочисленные санитарные комнаты, прачечные и душевые.

Дорога М-12 станет основой скоростного транспортного маршрута «Россия» длиной 12 тыс. км, который пройдет от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Планируется, что в результате строительства трассы М-12 время в пути от Москвы до Казани сократится на 46 % — с 12 до 6,5 часа. Произойдет сокращение аварийности в 2,5 раза. Годовой грузопоток к 2030 г. составит 31 млн тонн. Здесь появится до 50 тыс. новых рабочих мест. 26,7 трлн руб. составит ВРП регионов прохождения, 165,1 млрд руб. — агломерационные эффекты на ВВП.

Инновации на службе мостостроения. При строительстве искусственных сооружений на трассе М-12 применяется целый ряд инновационных технологий, которые позволяют сократить сроки ведения работ и продлить их прогнозируемый срок эксплуатации.

Так, мост через Оку, расположенный в районе Мурома, стал первым вантовым мостом на сети дорог госкомпании «Автодор». Протяженность моста составляет 1378 метров. Это двухпилонный вантовый мост, где 34 пары вант. Уникальность данного объекта не только в его характеристиках, но и в том, что он стал экспериментальной площадкой для апробации технологий.

Во-первых, впервые в практике отечественного мостостроения при возведении монолитного пилона русловой опоры моста была применена технология скользящей опалубки пилонов, при которой процессы армирования, бетонирования, ухода за бетоном и перемещения опалубки ведутся непрерывно. Это позволило сократить сроки более чем в 2,5 раза — с 10 до 4 месяцев. Во-вторых, вантовая система нового моста в большей степени отечественная, что особенно важно в условиях реализуемой политики импортозамещения.

На внеклассных мостах 7-го этапа М-12 через реку Свиягу и Осипов овраг современные технологии позволили в 3 раза сократить их возведение. Среди уникальных решений — уравновешенное бетонирование монолитного пролетного строения и методика непрерывного бетонирования скользящей опалубки опор сооружений. Применение монолитного бетона позволяет не привязываться к рельефу местности, вести работы в любое время года, а также вести процессы армирования, бетонирования, ухода за бетоном и перемещения опалубки непрерывно.

Кроме того, на мостах через Свиягу и Осипов овраг применяется бетонная смесь, которая набирает максимальную прочность в течение 5 суток, а не месяца, как бывает обычно. Это позволило существенно ускорить сроки строительства искусственных сооружений без ущерба качеству.

Еще один внеклассный мост расположен на 8-м этапе через Волгу. Протяженность его составит 3,34 км — это самое длинное искусственное сооружение на скоростной дороге М-12. Для ускорения строительства мост решили строить одновременно с обеих сторон реки. Глубина Волги в самых крупных выемках достигает 19 метров. Полная высота опор составит 50 метров (это почти 16-этажный дом), а от уровня воды сооружение поднимется на 37 метров!

Для его строительства применяются металлические оболочки большого диаметра, которые ограждают котлован от воды. Оболочка представляет собой вертикальную трубу диаметром в 10 метров и высотой в 20 метров. Она собирается из 5 секций непосредственно на объекте и опускается на дно при помощи мощных гидравлических домкратов.

За два года почти 1,5 тыс. км дорог. Большой объем работы проводится в новых российских регионах. В общей сложности за два года госкомпания отремонтировала в четырех субъектах свыше 1350 км дорог. В этом году уложен новый асфальтобетон на более 715 км трасс на территориях Запорожской, Херсонской областей, ДНР и ЛНР.

Основной объем работ сосредоточен в ДНР и ЛНР, там капитально ремонтируют 349 км и около 180 км соответственно. В Запорожской и Херсонской областях асфальтобетон уложен на 119 км и около 67 км — на трассе «Новороссия».

В первую очередь дорожники восстанавливают подъездные пути к пунктам пропуска, федеральную опорную сеть, которая объединяет не только города внутри регионов, но и крупные города соседних субъектов, а также улично-дорожную сеть Мариуполя.

Среди объектов, где полностью завершились работы, включая обустройство, — подъездные пути к пунктам пропуска «Гуково» и «Джанкой», участки трассы «Новороссия» вдоль Азовского побережья, дорога от Амвросиевки до Мариуполя и от Кременевки до Ялты в ДНР, участки трассы между Донецкой и Луганской народными республиками.

С комфортом на курорты. Туристический поток в южные регионы страны растет год от года. С целью повышения комфортности автомобильного проезда до российских курортов реализуется целый ряд крупных проектов. В частности, летом на ключевой транспортной артерии юга России М-4 «Дон» открыт обход г. Аксая — 35,5 км и Дальний западный обход Краснодара — 52,5 км.

Дальний западный обход Краснодара (ДЗОК) — участок М-4 «Дон» первой технической категории (1Б) с тремя транспортными развязками и без пересечений в одном уровне с другими дорогами был открыт при участии президента РФ Владимира Путина в июне 2023 года. Строительство обхода удалось завершить на полгода раньше запланированного срока.

На ДЗОК располагаются 24 искусственных сооружения, в том числе 16 путепроводов, четыре моста через балки и реки. Съезд на обход с существующего хода М-4 «Дон» предусмотрен у станицы Марьянской. Новый скоростной участок проходит в обход хутора Копанской, станиц Нововеличковской и Новотитаровской с выездом на 1305 км трассы М-4.

Дальний западный обход Краснодара взял на себя транзитный трафик, который раньше шел по существующему участку М-4 в черте г. Краснодара. С открытием новой дороги существенно увеличилась пропускная способность дальних подходов к Крымскому мосту, улучшилась экологическая обстановка в регионе.

Еще один масштабный проект, открытие которого также состоялось при участии президента РФ, — новый скоростной обход Ростова-на-Дону («Обход Аксая» на М-4 «Дон») предполагал реконструкцию двух существующих и строительство нового участка трассы. Протяженность объекта — 67 км (из них 35 км — новое строительство и 32 км — реконструкция). На этом участке расположено 13 искусственных сооружений общей протяженностью 5 км, в том числе мост через реку Дон длиной почти 2 км.

Работы на дороге высшей технической категории с четырьмя полосами движения и тремя транспортными развязками стартовали в 2018 году и были завершены на полтора года раньше срока.

Немаловажно, что с открытием обхода улично-городская сеть донской столицы смогла вздохнуть свободнее: транзитный поток ушел на новый участок.

Пройти на скорости. В последние годы наблюдается бум развития сети платных дорог. В этом году дорожники госкомпании «Автодор» должны открыть более 800 км дорог. Например, в сентябре автомобили поехали от Москвы до Арзамаса по трассе М-12 «Восток», которая уже получила статус дороги возможностей.

До конца года планируется ввести в эксплуатацию первый пусковой комплекс обхода Твери на М-11, который станет частью трассы М-11 «Нева». Общая протяженность дороги — почти 64 км. Ввод всего обхода запланирован на конец 2024 года.

На обходе Твери построят 28 искусственных сооружений, самые сложные из которых — мосты через Волгу (второй пусковой комплекс) и Тверцу (первый пусковой комплекс).

Мост через Тверцу протяженностью 214 метров будет стоять на 4 опорах. На его строительство уйдет 1,5 тыс. тонн металлоконструкций из атмосферостойкой стали и 4 тыс. кубометров железобетона. Мост через Волгу будет стоять на 10 опорах. Его длина составит 738 метров. Вес металлоконструкций моста — более 5775 тонн, объем уложенного железобетона — более 10 500 кубометров.

Как и вся трасса М-11, это будет участок первой технической категории с четырьмя полосами движения. Здесь не будет светофоров или одноуровневых пересечений. На участке трассы построят четыре развязки, устроят освещение. Для комфорта местных жителей вблизи населенных пунктов установят шумозащитные экраны, а автомобилисты смогут воспользоваться преимуществами двух многофункциональных зон нового формата.

Реализация проекта создаст дополнительные возможности для развития инфраструктурных проектов в Твери, агропромышленного комплекса и жилищного строительства на территориях Бежецкого, Калининского, Кимрского районов, Рамешковского муниципального округа. Кроме того, будет обеспечено устойчивое автомобильное сообщение через северо-восточные территории Тверской области до Вологды, Ярославля и Дубны.

Обход Твери станет фактическим завершением трассы М-11 «Нева». Сделает бесшовным скоростное автомобильное сообщение между двумя столицами и регионами, через которые проходит автомагистраль. Время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом с открытием объекта составит всего 5 часов.

Еще одним крупным объектом является продолжение магистрали М-12 от г. Казани до г. Екатеринбурга на участке от г. Дюртюли до поселка Ачит (сдача намечена на 2024 год). Общая протяженность новой дороги — 275 км.

Строительство дороги Дюртюли — Ачит разделено на три этапа. Первый этап протяженностью 140 км проходит в Республике Башкортостан, второй — в Пермском крае (92 км), третий — в Свердловской области (43 км).

На объекте завершена большая часть земляных работ, ведутся работы по возведению искусственных сооружений. Параллельно идут работы по строительству дорожной одежды, устройству водопропускных труб, переустройству инженерных коммуникаций.

Автомагистраль Дюртюли — Ачит станет продолжением М-12 до Екатеринбурга и частью скоростного транспортного маршрута «Россия», который пройдет от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Современная скоростная дорога позволит менее чем за сутки доехать от Москвы до Екатеринбурга. Расчетное время в пути без учета остановок на отдых сократится с 35 до 17 часов.

Проектом предусмотрено шесть автомобильных развязок, по две в каждом регионе прохождения. Они позволят обойти крупные населенные пункты и снизить нагрузку на региональную дорожную сеть.

На будущей дороге Дюртюли — Ачит запланированы десять многофункциональных зон дорожного сервиса: шесть в Башкортостане и по две в Пермском крае и Свердловской области.

Реализация проекта обеспечит развитие туристической отрасли в районе прохождения автомобильной дороги, позволит увеличить транзитный потенциал и обеспечить высокие требования к комфорту и безопасности движения.

Логотип Вестник Строительство