Гладкий путь

Гладкий путь

К 2025 году к нормативному состоянию будет приведено не менее 85% опорной дорожной сети страны

Тысячи километров федеральных трасс, региональных и городских дорог, десятки искусственных сооружений строятся и реконструируются в стране ежегодно. Только в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в течение 2019-2021 годов общая площадь укладки дорожного покрытия составит 400 млн кв. м. Эта цифра соизмерима с площадью 56 тыс. футбольных полей. Об этом, а также о реализации наиболее масштабных проектов в дорожном хозяйстве «Вестнику» рассказали в Федеральном дорожном агентстве.

Ежегодно под руководством Росавтодора реализуется множество масштабных проектов, и 2021 год — не исключение.
В рамках федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в этом году завершат работы по строительству и реконструкции автодорог на 18 объектах общей протяженностью 146,4 км, а также на 31 искусственном сооружении общей длиной свыше 6 тыс. пог. м. Кроме того, смонтируют 298 км линий электроосвещения, построят 11 пешеходных переходов в разных уровнях, а также другие объекты обустройства.
В результате проведения ремонтных работ планируется ввести в эксплуатацию более 6,1 тыс. км автодорог, из них почти 1,5 тыс. км — после капремонта. Также в этом году будут отремонтированы 298 искусственных сооружений общей протяженностью почти 16 тыс. пог. м, из них свыше 4,5 тыс. пог. м — капитально.
Кроме того, в рамках капитального ремонта проезжая часть 256 км дорог будет расширена с двух до четырех полос, при этом встречные направления движения будут оснащены системами разделения.

Направить транспортные потоки. Среди важнейших событий в дорожной отрасли 2021 года можно отметить строительство первого этапа федеральной трассы А-289 Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — автомобильная дорога А-290 Новороссийск — Керчь, которая обеспечит скоростное сообщение между Кубанью и Крымским полуостровом.
В состав объекта входят два моста через реки Кубань и Протока, 10 разноуровневых развязок и 15 путепроводов, 31 мост и 115 малых искусственных сооружений, а также 11 площадок отдыха. Протяженность новой четырехполосной федеральной трассы IБ категории составит 119 км, а расчетная пропускная способность — 40 тыс. авт./сут.
Строительство и реконструкция новой автомобильной дороги, расположенной параллельно существующей, позволит повысить транспортную доступность моста через Керченский пролив и прилегающих к дороге населенных пунктов. Трасса позволит значительно сократить количество заторов на дороге в туристический сезон. После реконструкции увеличится пропускная способность и безопасность трассы, скоростной режим также будет увеличен.
Сразу в нескольких регионах России ведутся масштабные работы по реконструкции и капитальному ремонту на участках самых протяженных федеральных трасс — М-5 «Урал» и М-7 «Волга».
В Башкирии на территории Буздякского и Благоварского районов на трассе М-5 «Урал» дорожники реконструируют отрезок протяженностью 16,4 км. В Татарстане продолжается реконструкция двух участков трассы М-7 «Волга» и мостового перехода через реку Свиягу, а в Чувашской Республике — реконструкция отрезка той же трассы и строительство двух надземных пешеходных переходов. На Урале специалисты проводят капитальный ремонт участков федеральных автодорог Р-242 Пермь — Екатеринбург, Р-351 Екатеринбург — Тюмень и Р-404 Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск. На шести отрезках трассы Р-402 Тюмень — Ялуторовск — Ишим — Омск идут работы по реконструкции.
Также одним из направлений работы Росавтодора является перевод грунтовых участков дорог в асфальтобетон.
В начале 2021 года открыли движение по участку федеральной автодороги Р-215 Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала, где в прошлом году был ликвидирован последний грунтовый разрыв. Это позволило кратчайшим путем связать три административных центра — Астрахань, Махачкалу и Грозный. Время в дороге между этими городами сократилось примерно в полтора раза. Подобные работы прошли и в Республике Саха (Якутия) на трассе А-360 «Лена»: дорожники устранили три гравийно-щебеночных разрыва общей протяженностью 25 км. К концу текущего дорожно-строительного сезона в асфальтобетон переведут еще 21 км грунтовых участков на этой трассе.

Этой осенью открыли рабочее движение на участке с 65-го по 80-й км федеральной дороги А-181 «Скандинавия» в Ленинградской области. По итогам проведенных работ количество полос движения увеличилось с двух до шести, встречные потоки разделены осевым парапетным ограждением, устроено наружное освещение на всем протяжении участка. Реализация проекта будет способствовать увеличению грузового товарооборота между Россией и странами Северной Европы, так как трасса А-181 «Скандинавия» является частью европейского маршрута E18.
Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Навести мосты. Что касается искусственных сооружений, то вблизи Мурманска на 1388-м км автодороги Р-21 «Кола» осенью планируется открытие после реконструкции нового моста через реку Тулому. На федеральной трассе в Заполярье этот мост был последним искусственным сооружением, не подлежащим ремонту.
На некоторых объектах движение транспорта было запущено досрочно. Например, в июне этого года уже открыли рабочее движение по новому мосту через Вуоксу на федеральной трассе А-181 «Скандинавия» под Выборгом. А в августе в Иркутской области после реконструкции открыли движение по мосту через реку Малая Похабиха на 107-м км трассы Р-258 «Байкал». Он расположен в городской черте города Слюдянка, который находится на берегу Байкала и пользуется большой популярностью среди туристов.

Надежная опора. Сегодня одно из приоритетных направлений развития дорожной отрасли — совершенствование опорной сети автомобильных дорог России. Эта сеть формируется из трасс, которые связывают Москву и столицы субъектов РФ, столицы регионов, города и городские агломерации, являющиеся центрами экономического роста, а также опорные узлы железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, автомобильные пункты пропуска через государственную границу. Основная цель опорной сети — обеспечение связанности территорий и повышение транспортной доступности.
В состав опорной сети войдут все трассы федерального значения, а также наиболее востребованные региональные дороги. Ее протяженность составит 138 тыс. км, в том числе 62,8 тыс. км — федеральные трассы, 75,2 тыс. км —
региональные дороги, из которых 14 тыс. км планируется к передаче в федеральную собственность. До 2030 года в опорную сеть предполагается включить 55 тыс. км местных дорог в городских агломерациях, на которых ведутся работы в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Проекты опорной сети автодорог — не статичный продукт. Федеральным дорожным агентством предусматривается, что программы субъектов будут развиваться, дополняться в зависимости от изменения условий экономики.
Летом 2021 года завершилось формирование трехлетних программ дорожной деятельности в регионах, согласно которым будут синхронизированы все типы работ на дорогах общего пользования всех уровней. Основой этих программ станет развитие и приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автодорог, включаемых в опорную сеть.
«Перед нами сегодня стоит задача сбалансировать все программы и проекты дорожного строительства с учетом имеющихся поручений и экономических возможностей. И к 2025 году привести к нормативному состоянию не менее 85% опорной дорожной сети страны», — отмечает руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Когда дороги и качественные, и безопасные. Росавтодор курирует реализацию нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Его ключевая цель — создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры. Под руководством Минтранса России идет реализация четырех федеральных проектов: «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Развитие федеральной магистральной сети», «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях».
Благодаря дорожному нацпроекту с 2019 года в российских регионах удалось привести в нормативное состояние более 32 тыс. км региональных трасс и городских дорог. Еще порядка 16 тыс. км отремонтируют, реконструируют и построят в 2021 году. Таким образом, за три года реализации нацпроекта общая площадь укладки дорожного покрытия составит 400 млн кв. м. Эта цифра соизмерима с площадью 56 тыс. футбольных полей.
Одно из ключевых направлений национального проекта — восстановление дорог, ведущих к социально значимым объектам. В 2019-2020 годах в нормативное состояние приведено более 1400 участков дорог, ведущих к детским образовательным и досуговым учреждениям. В 2021 году в 84 регионах страны специалисты планируют отремонтировать 780 таких объектов на региональных и местных дорогах.

Очень важно обеспечить безопасный и комфортный проезд к больницам, поликлиникам, госпиталям, родильным домам и другим объектам медицинской инфраструктуры, ведь от этого зависят жизни и здоровье людей. Так, в 2019-2020 годах в российских регионах отремонтировано более 800 дорог, ведущих к медучреждениям. В 2021 году работы пройдут на 400 таких участках региональных и муниципальных автодорог общей протяженностью более 1,1 тыс. км.
Большое значение для регионального развития имеет фактор доступности туристических объектов, поэтому важно, чтобы дороги к популярным у населения местам были удобными и безопасными. Благодаря реализации дорожного нацпроекта становится комфортнее добираться к памятникам архитектуры, природным заповедникам и живописным местам. Так, в 2019-2020 годах дорожники отремонтировали 400 туристических маршрутов. В 2021 году в нормативное состояние приведут 388 таких дорог протяженностью около 2 тыс. км.

В 2020 году Минтранс России в рамках нацпроекта начал оказывать содействие регионам в обновлении пассажирского транспорта. Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма лизинга — путем предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств со скидкой 60% от их стоимости. В 2020 году более 650 новых автобусов, троллейбусов и трамваев появились в 14 городских агломерациях. В этом году в 13 городских агломераций поставят 412 транспортных средств — 305 автобусов и 107 троллейбусов.
Выполнить планы по дорожным работам и обеспечить досрочный ввод объектов в эксплуатацию помогает заблаговременная контрактация. Благодаря ей дорожный сезон начинают раньше — как только наступают теплые дни. Кроме того, значительно ускорить темпы работ позволяет дополнительное финансирование, которое выделяется в рамках различных целевых программ. Активное дорожное строительство, в свою очередь, способствует повышению транспортной связанности регионов и снимает целый ряд логистических ограничений, мешающих экономическому развитию территорий.

Работать в ежедневном режиме. В разгар пандемии в 2020 году дорожники ни на один день не приостановили свою работу. И это положительным образом сказалось на результатах: за год ввели в эксплуатацию 33 дорожных объекта общей протяженностью 238,6 км, а также построили и реконструировали более 6 тыс. пог. м искусственных сооружений в составе введенных участков. Кроме того, были отремонтированы участки автодорог общей протяженностью почти 7,4 тыс. км и 552 искусственных сооружения общей длиной свыше 21,4 тыс. пог. м.
В числе значимых проектов прошлого года — завершение последнего этапа реконструкции участка автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» на подъезде к Новосибирску, который стал самым протяженным из объектов дорожного строительства с цементобетонным покрытием в России в 2020 году. В Белгородской области выполнили капитальный ремонт четырехполосной автодороги М-2 «Крым» на подъезде к музею-заповеднику «Прохоровское поле», а в Санкт-Петербурге ввели в эксплуатацию участок реконструкции Кольцевой автомобильной дороги (КАД) от ст. Горской до Приозерского шоссе, расширив ее с четырех до шести полос.
Также Росавтодор продолжил работы по строительству обходов населенных пунктов. В прошлом году в Ленинградской области ввели реконструированный участок федеральной дороги Р-23 Санкт-Петербург — Псков — Пустошка — Невель — граница с Республикой Беларусь в обход Гатчины. В Вологодской области открыли движение по завершающему этапу строительства обхода Вологды на федеральной трассе М-8 «Холмогоры». А в Кемеровской области досрочно запустили движение на участке в обход Мариинска.
В 2021 году строительство обходов городов продолжается: работы ведутся на обходах Канска в Красноярском крае, Волгограда в Волгоградской области, Анапы в Краснодарском крае, Гудермеса в Чеченской Республике, Усолья-Сибирского в Иркутской области и других. В числе крупных перспективных объектов — обход Набережных Челнов и Нижнекамска в Республике Татарстан, который фактически будет являться новым направлением федеральной трассы М-7 «Волга».

Текст и фото предоставлены пресс-службой Росавтодора.
В материале представлены фотографии следующих объектов Росавтодора: трассы А-149 Адлер – Красная Поляна, Краснодарский край (фото 1) и кольцевой автомобильной дороги в Санкт-Петербурге (фото 3). На фото 2 — руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Логотип Вестник Строительство