Сергей Аксенов: «Крым обречен на успешное развитие и процветание»

Сергей Аксенов: «Крым обречен на успешное развитие и процветание»

По замечанию главы Крыма Сергея Аксенова, за последние шесть лет все масштабные проекты были реализованы в республике в условиях санкций. Их отсутствие создало бы более благоприятную базу для развития полуострова, в частности для привлечения инвестиций. Однако это не прямой ущерб, а скорее утраченная возможность, которую власти РК компенсируют другими способами.

Результат последовательной и системной работы. На заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, состоявшемся в июле под председательством президента России Владимира Путина, генеральный директор АСИ Светлана Чупшева сообщила, что в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Крым поднялся сразу на 18 позиций — с 61-го места на 43-е. «Считаю, это результат последовательной и системной работы органов власти республики в сфере инвестиционной политики, — прокомментировал глава РК Сергей Аксенов. — В частности, принят закон, который определил Корпорацию развития Крыма как специальную организацию по работе с инвесторами. Это одна из ключевых мер».

По данным Министерства экономического развития РК, Совет министров республики заключил 183 инвестиционных соглашения на общую сумму 156,2 млрд рублей. По итогам их реализации будет создано 13,3 тыс. рабочих мест. Наиболее востребованы у бизнеса сельское хозяйство, строительство, курорты и туризм, транспорт и логистика, промышленность.
Свободная экономическая зона в действии. Инвестиционная тема преобладала и на июньском совещании по вопросам социально-экономического развития Крыма и Севастополя под председательством министра экономического развития России Максима Решетникова. «Благодаря ранее принятым решениям удалось сдержать отток капитала и повысить инвестиционную привлекательность полуострова, — подчеркнул он. — Общий объем инвестиций, осуществленных участниками свободной экономической зоны, за пять лет превысил 143,8 млрд рублей. Создано около 55 тыс. рабочих мест».

В рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» успешно реализованы крупные инфраструктурные проекты по строительству мостового перехода через Керченский пролив, автомобильной трассы «Таврида», магистрального газопровода, международного аэропорта «Симферополь» им. И.К. Айвазовского. Ожидая, видимо, от программы еще большей отдачи, президент принял решение о ее продлении до 2024 года с увеличением объема финансирования с 961,2 млрд до 1,2 трлн рублей.

«Несмотря на объективные проблемы, существующие в республике (дефицит водных ресурсов, трудности с заходом на крымский рынок крупных предприятий, логистические вопросы), мы понимаем, в каком направлении необходимо двигаться», — признался Сергей Аксенов. В частности, власти РК намерены ориентироваться на укрепление банковского сектора, что позволит более эффективно развивать местную экономику. 

Дополнительные ассигнования для ускоренного развития. Пролонгирование федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя на четыре года и выделение на нее еще 215 млрд рублей позволит Правительству РК более гибко планировать график мероприятий и увеличить количество строящихся объектов. Такое мнение высказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин на июльском совещании, посвященном перспективам полуострова.
Существенная часть (около 136 млрд рублей) из дополнительных денег будет направлена на строительство дорог. В перечень объектов войдут южный обход Симферополя, дороги Алушта — Ялта, Белогорск — Приветное, Бахчисарай — Ялта (через Ай-Петри). Также намечается реконструировать дороги Симферополь — Армянск и Симферополь — Джанкой.
На данный момент из 500 мероприятий ФЦП с отставанием реализуются только 25. Поэтому Сергей Аксенов считает, что программа будет выполнена на 100%. «В ходе совещания мы наметили графики ликвидации отставаний по объектам, посмотрели, как будут применяться законодательные нормы, принятые в России за последнее время. Надеюсь, эти комплексные решения позволят ускорить программу развития Крыма», — прокомментировал Марат Хуснуллин.
По оценке главы РК, изменения в законодательную базу, внесенные с подачи Правительства РФ, очень эффективны. «На последнем заседании Госдумы по инициативе Марата Шакирзяновича было предложено множество решений, упрощающих процессы в области градостроительства. Уверен, что Крым сможет выполнить амбициозные задачи, поставленные перед ним в сфере строительства, — отметил Сергей Аксенов. — Также благодарю вице-премьера за принятое решение о поддержке развития курортной сферы, подтягивании инфраструктуры к объектам строительства».
Резервы для качественного роста внутреннего туризма. В середине июля вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко предложил разработать новый национальный проект, который позволит более эффективно использовать резервы для качественного роста внутреннего туризма. Одними из первых эту инициативу поддержали руководители Крыма.
К 24 июля, то есть менее через месяц после открытия курортного сезона, полуостров принял уже 1 млн отдыхающих. «Объем туристического потока беспрецедентный, — заявил Сергей Аксенов. — Уровень загрузки отелей на Южном берегу достигает 95%. Во многих 4-5-звездочных гостиницах продано 100% номеров на июль-август включительно. В среднем по республике номерной фонд заполнен на 70%». Более трети (32,1%) гостей прибыли в РК самолетами, 4,8% — по железной дороге, 63,1% — автотранспортом по Крымскому мосту.
В Крыму действует республиканская госпрограмма развития курортов и туризма, направленная на комплексное освоение туристических территорий, диверсификацию и продвижение местного турпродукта, повышение качества обслуживания отдыхающих. Важные проекты по модернизации инфраструктуры санаторно-курортного комплекса реализуются в рамках ФЦП и ведомственных программ. «В то же время у нас еще много нерешенных вопросов», — признал Сергей Аксенов, добавив, что переломить ситуацию как раз и способен новый нацпроект. 

Мощный импульс развитию полуострова
15 мая исполнилось два года с момента открытия автомобильного движения по Крымскому мосту. За это время по нему проехало 9,5 млн машин, в том числе свыше 1 млн грузовиков и более 120 тыс. автобусов. Это почти в два раза больше, чем перевезла Керченская паромная переправа, начиная с 2015 года (5,1 млн транспортных средств). За 24 месяца автовладельцы и грузоперевозчики, воспользовавшись бесплатным мостом, а не переправой, сэкономили свыше 35 млрд рублей. «Ввод в эксплуатацию важнейшего объекта транспортной инфраструктуры придал мощный импульс социально-экономическому развитию Крыма, — прокомментировал глава РК Сергей Аксенов. — По итогам 2018-2019 годов экономика республики выросла на 10,7%. Особенно позитивно открытие моста повлияло на развитие туризма, торговли, транспорта, агропромышленного комплекса, обрабатывающей промышленности. Выросла инвестиционная активность».
Логотип Вестник Строительство