Всем миром строим мир

Всем миром строим мир

В этом году студенческому трудовому движению исполняется 60 лет с его основания и 15 лет со дня официального возрождения

После продолжительного затишья, начавшегося в 1990 году, в России планомерно восстанавливается студенческое трудовое движение. Полноценное второе дыхание студенческие строительные отряды (ССО) получили с началом подготовки России к зимней Олимпиаде в Сочи, а сегодня «бойцы» задействованы в строительстве объектов «РЖД», «Газпрома», «Роскосмоса» и «Росатома» как в России, так и за рубежом. Вспомним, каким было студенческое трудовое движение раньше, и посмотрим, как это происходит сейчас.
  
Как это было
Студенты участвовали в строительстве задолго до официального начала ССО, еще с 20-х годов прошлого столетия. Тогда это рассматривалось просто как летняя занятость студентов, возможность подработать или пройти летнюю практику. Сейчас о них говорят «студенческие бригады в годы предвоенных пятилеток», но по сути это были те же стройотряды, занятые в основном строительством железных дорог и небольших сельскохозяйственных объектов. Однако уже тогда молодые люди в составе организованной группы от имени учебного заведения допускались до строительства и крупных сооружений. Например, много студентов принимали участие в строительстве Волго-Донского судоходного канала. Тогда это движение не носило современного названия, однако историками этот период рассматривается как предпосылки формирования массового студенческого строительного движения.
Официальное начало ССО положено в феврале 1959 года, когда был создан Центральный штаб Всесоюзного студенческого строительного отряда, и 339 добровольцев отправились на целину в Казахстан. Это были студенты физического факультета МГУ им. Ломоносова, которые за одно лето собственноручно построили в Северо-Казахстанской области 16 объектов: 12 жилых домов, два птичника, телятник и крольчатник. Движение быстро набирало обороты, ежегодно прибавляя по 10 тыс. желающих внести вклад в «большую стройку».
С 1965 года зарекомендовавшие себя ССО от небольших социальных, сельскохозяйственных и спортивных объектов перешли на стратегические сооружения и стали осваивать нефтегазовые месторождения Сибири. Потом были ВАЗ, КАМАЗ, БАМ, Саяно-Шушенская ГЭС и, конечно же, Олимпиада-80, на которую направились более 800 тыс. энтузиастов единовременно.
За период 1959-1991 гг. в добровольческом студенческом движении поучаствовали почти 13 млн бойцов. Они работали во всех сферах хозяйства и на территории всего СССР. Заслуженный строитель РСФСР, почетный гражданин Калужской области, почетный строитель России и почетный член Союза архитекторов РФ Николай Алмазов сам был активистом строительного движения и юношей участвовал в строительстве Волго-Донского судоходного канала. Он говорит, что всегда воспринимал участие в строительном движении как большую честь. «У бойцов-строителей была особая форма, а у ветеранов движения еще и куртки с нашивками, — рассказывает Николай Алмазов. — Формой стройотрядовца очень гордились и ходили в ней вечером гулять. Чувство чести и долга переполняло, мы ждали лета не чтобы отдохнуть от учебы, а чтобы снова поехать на стройку».

Второе дыхание
В 1991 году по понятным причинам движение автоматически перестало существовать. Но в некоторых регионах были приложены усилия, чтобы сохранить ССО, например в Томской области. Руководитель регионального штаба Томского регионального отделения Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» Игорь Разживин рассказал, что перерыв в студотрядах в их регионе был небольшой, и уже в 90-е годы начали снова организовывать их «по горячим следам». Возрождали стройотряды ветераны этого движения. «Они помнили, сколько пользы для города и для взрослеющей личности молодых людей приносит эта деятельность, поэтому не хотели допускать потери такого мощного воспитательного инструмента», — рассказывает Игорь Разживин. В Томской области запустили аналог биржи труда для студентов, куда обращались молодые люди, которые ищут подработку. Массовым это явление было сложно назвать, потому что организовывалось несколько отрядов за все лето. Они были смешанные и не привязанные к какому-либо учебному заведению. Но были и отряды, которые не теряли своей численности — педагогические. С 2000-х годов явление начало набирать обороты и в других учебных заведениях при поддержке профкомов университетов.
В 2003 году на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи по вопросу о государственной поддержке студенчества и студенческих отрядов было объявлено о намерении возродить движение повсеместно. И уже в 2004 году появилась общественная организация «Российские студенческие отряды (РСО)», что и служит датой начала второй волны. В этом же году в Москве состоялось первое всероссийское совещание руководителей окружных штабов студенческих отрядов России. Однако массовость стала наращиваться только спустя три года, когда в 2007 году в Гватемале объявили, что наша страна удостоена чести принять у себя зимние Олимпийские игры в 2014 году, и именно с 2007 года студенческое строительное движение обретает массовый характер, который и приведет «бойцов» на стройки века по всему миру.
Стройотряды сегодня
Центром студенческого движения считается Екатеринбург. В этом городе проводятся съезды руководителей региональных штабов, обу­чающие программы и торжественные слеты стройотрядовцев со всей страны. 21 командир ежегодно набирает «бойцов», которые выполняют работы по развитию Свердловской области.
В процентном соотношении количества студентов к «бойцам» одним из лидеров строительного студенческого движения является Томская область. Ежегодно 18 командиров штабов набирают до полутора тысяч человек, отправляются на большую стройку, притом что всего в регионе 70 тыс. студентов. «Мотивация у ребят разная, но изначально это заработок, — говорит Игорь Разживин. — Если брать в пример самого частого заказчика — компанию «Росатом», то при выполнении работ на АЭС студенты-строители и студенты-энергетики получают пройденную летнюю практику. Но кто съездил один раз, потом уже едет за строительной романтикой». Крупнейшие объекты, в строительстве которых принимали участие томские студотряды, — это олимпийские объекты в Сочи, космодром «Восточный», нефтегазовое месторождение в Бованенково, проект «Сила Сибири», Курская АЭС, Ленинградская АЭС, производственное объединение «Маяк» в Челябинской области, Воронежская АЭС. «Росатом» также выступает организатором международного студенческого строительного отряда, и здесь к мотивации добавляется еще и возможность посмотреть мир. Уже третий раз конкурс «Росатома» выигрывают томские отряды. Они строили объекты в Бангладеш, в Тайвани, в этом году едут в Турцию и потом снова в Бангладеш.
В 2009 году к движению студенческих отрядов вернулся и Донской государственный технический университет, а в 2016-м — штаб студенческих отрядов ДГТУ официально стал Центром студенческих отрядов, объединившим все штабы филиалов.
ЦСО работает по пяти основным направлениям: строительному, сервисному, сельскохозяйственному, педагогическому и профильному. Ежегодно в деятельности студенческих отрядов принимает участие более 600 человек. Прежде чем отправиться на объект, «бойцы» осваивают основы работы каменщика, штукатура-маляра и плиточника.
«Это самые востребованные направления среди обучающихся по строительным специальностям, — говорит ректор ДГТУ Бесарион Месхи. — Студенты развивают профессиональные компетенции, получают дополнительное образование, что позволяет им претендовать на победу в конкурсах на строительство объектов, имеющих региональное и всероссийское значение».
Несмотря на свою непродолжительную современную историю, стройотряды ДГТУ успели принять участие в строительстве объектов областного и федерального значения, таких как аэропорт «Платов», стадион «Ростов Арена», космодром «Восточный», а также в масштабных стройках в Новом Уренгое. В 2019 году ЦСО ДГТУ принимает участие во всероссийской студенческой стройке «Север» (Республика Саха (Якутия).
«Командный дух — самое главное в этой деятельности, — уверен Бесарион Месхи. — Именно он помогает достигать лучших результатов».

Вернуть былую славу
Сейчас в ностальгических порывах некоторые бывшие «бойцы» сетуют, что строительное движение потеряло свою массовость и престиж, однако эксперты с этим не согласны. Николай Алмазов уверен, что сегодня нет не только возможности стопроцентного возврата, но и необходимости. «Чтобы говорить о возвращении всего, как было, надо сначала определиться, чего мы хотим добиться, — говорит он. — Та модель, по которой организовывали строительные отряды в СССР, очевидно сегодня не жизнеспособна». Главное, на что опирается эксперт, — это отсутствие прозрачности. Если раньше все обязательства сторон были закреплены законодательно и только подкреплялись договорами, где уже оговаривали частности, то теперь есть лишь договоры между двумя сторонами, где можно прописать любые условия. «Мы должны базироваться не на ностальгии, а на современных реалиях, — уверен Николай Алмазов. — Важно помнить, что сейчас выпало из процесса важнейшее звено — университет — в том виде и с теми полномочиями, которые у него были. Если «бойцы» нарушали правила, они знали, что будут санкции со стороны учебного заведения, но оно же их и защищало. За студентов стояли горой. Если вдруг были плохие условия работы, проживания, некачественное питание или махинации с заработной платой, то недобросовестный работодатель имел дело с университетом, и это было страшно. Сейчас стройотрядовское движение — это общественная организация, которую, к огромному сожалению, не боятся обмануть». Николай Алмазов подчеркивает, что необходима организация, которая будет авторитетом и для студентов, и для нанимателей. Кроме того, ее решения должны иметь реальную силу, а не рекомендательный характер исполнения.

Игорь Разживин тем не менее говорит, что на крупных объектах от федеральных заказчиков никогда не возникает проблем, а в большом количестве «бойцов» нет необходимости, потому что нет такого количества больших строек, поэтому замахиваться на миллионные отряды нет смысла. «Во всероссийских проектах никогда не было проблем ни с дисциплиной, ни с условиями, ни с оплатой. Проблемы бывают с небольшими стройками, и это подрывает доверие студентов ко всему движению, — говорит руководитель регионального штаба. — Ребята часто хотят для начала попробовать себя на чем-то малом и поближе к дому, сталкиваются с негативным опытом, и это отворачивает их от движения». По словам эксперта, самая частая проблема — это отмена сотрудничества. Когда контракт заключать еще рано, возникают договоренности, и студентам объявляют о наборе. Они рассчитывают свое время, не ищут других вариантов подработки на лето, а уже ближе к делу, когда областным штабом формируется отряд, готовый приступить к работе, заказчик передумывает. «Дело в том, что сегодня компаниям невыгодно работать с отрядами. Надо это признать, — отмечает Игорь Разживин. — Мы требуем для студентов хороших условий работы и содержания, а работодателю выгоднее нанять разнорабочих по объявлению. Те, кто принимают стройотряды, — это социально ориентированный бизнес. Их цель не только построить объект, но и воспитать новое поколение строителей или энергетиков, которые будут преданы своему делу в будущем».
Логотип Вестник Строительство