Два кризисных года не принесли производителям и строителям быстровозводимого малоэтажного жилья ожидаемой выгоды. Прогнозируемого роста спроса на каркасные технологии не произошло, в том числе из-за предубежденного отношения россиян к «легким» технологиям. Впрочем, большинство производственных мощностей на юге России не простаивают — каркасные домокомплекты оказались востребованы в проектах строительства социального жилья.
Кризис не помог
В компаниях, ведущих проекты малоэтажного строительства на юге России, во время первого этапа кризиса отмечали, что усложнившаяся экономическая ситуация может стать хорошим шансом для строителей коттеджей и производителей домокомплектов. У такого предположения были серьезные основания: к концу 2008 года строительство части многоквартирных домов было заморожено, стройкомпании не имели возможности запуска новых проектов, а потенциальные покупатели опасались приобретать недвижимость в недостроенных многоквартирных домах. На этом фоне высокая скорость строительства коттеджей и меньший риск заморозки должны были стать главными факторами для привлечения внимания покупателей к быстровозводимым домам. Потенциал быстро-возводимых технологий, казалось, был настолько очевиден, что о нем заговорили и местные власти. В частности, весной прошлого года занимавший тогда пост министра территориального развития Ростовской области Владимир Киргинцев отметил во время одной из конференций, что с началом кризиса для жителей региона «идея приобретения малоэтажного жилья стала выглядеть более симпатичной».
Однако ожидаемого роста спроса на быстровозводимые коттеджи не произошло. Как рассказывают в строительных компаниях, всплеск интереса наблюдался только в острую фазу кризиса — осенью и зимой 2008 года. В это время каркасные дома привлекли тех потенциальных покупателей, которые были заинтересованы в максимально быстром вложении средств в недвижимость. «Сейчас спрос существует, число лояльных к каркасным технологиям людей ежегодно растет. Однако в общей массе частной загородной застройки число каркасных домов по-прежнему занимает незначительный процент», — отмечает директор ДСК «Росвуд» Владимир Шопин. Сделав ставку на рост спроса, некоторые компании ко второму году кризиса оказались в непростой ситуации. Так, например, Азовский завод строительных конструкций (АЗСК) летом этого года был вынужден инициировать процедуру собственного банкротства. Компания занимается производством комплектующих для коттеджей и ведет строительство поселка Южный в Ростовской области. Руководители компании заявляют, что ситуация объясняется крайне низким спросом. Банкротство, по словам представителей АЗСК, необходимо для сокращения текущих платежей и завершения строительства коттеджей в Южном.
Впрочем, несмотря на неоправдавшиеся надежды на рост спроса, интерес со стороны предпринимателей к каркасным технологиям не исчез. Подтверждение тому — недавний запуск компанией «Локомотив-Модерн» в Новочеркасске (Ростовская область) крупнейшего в регионе производства комплектующих для деревянного каркасного домостроения. Мощность предприятия позволяет выпускать комплекты для строительства 150 тыс. кв. метров жилья в год. По словам представителей ООО «Локомотив-Модерн», компания планирует поставлять домокомплекты не только в южные регионы, но и в Центральную Россию.
Борьба с мифами
По оценке региональных строительных компаний, сейчас на долю каркасных домов в Ростовской области приходится менее ю% от общей площади малоэтажной застройки. В целом в России наблюдается примерно такая же пропорция. Недавно компания «МИЭЛЬ-Инвестиции в малоэтажное строительство» опубликовала исследование, согласно которому частные заказы на дома, возводимые на базе каркасных технологий, а также заводские дома на базе деревянного каркаса занимают в России в среднем около 8% от всего объема рынка малоэтажной недвижимости. Как пояснили в компании, исследование предпочтений россиян на рынке «малоэтажки» проводилось в течение двух лет в девяти регионах России. «Мы изучали вопрос понимания населением современных технологий строительства, а также искали технологию, которая была бы максимально удобна для девелоперов в смысле минимизации временных и финансовых издержек, — рассказывает генеральный директор «МИЭЛЬ-Инвестиции в малоэтажное строительство» Олег Ступеньков, — исследование показало, что для девелопера нет более удобной технологии, чем заводская — PRE-fabricated-house. Но 67% потенциальных покупателей отказались от такой покупки». При этом, как утверждают в компании, наибольшим спросом пользуются «тяжелые» технологии на базе несъемной опалубки, газосиликатных блоков и кирпича. Причину низкой популярности каркасных технологий эксперты из «МИЭЛЬ» видят в, частности, в том, что для российского потребителя определяющими факторами являются цена и долговечность строения. Стоимость строительства дома из газосиликатного блока в среднем составляет 18-19 тыс. руб. за кв. метр, что сопоставимо со стоимостью возведения каркасного дома. Но при этом каркасные дома имеют меньший срок эксплуатации, отмечают эксперты. По замечанию Владимира Шопина, большинство россиян по-прежнему с предубеждением относятся к бы-стровозводимым технологиям, в том числе к каркасному домостроению. Причина, по убеждению предпринимателя, в недостаточной информированности. «Если говорить о мировом опыте массового внедрения каркасных домов, следует отметить проведение целенаправленной государственной политики в вопросе популяризации, создания национальной нормативно-технической базы, поддержки застройщиков, использующих энергоэффективные, экономичные технологии. У нас такой политики нет. Нет и единого стандарта качества малоэтажного жилья. В первую очередь речь идет о величине «воплощенной энергии», начиная от строительства и эксплуатации до будущего сноса такого дома», — считает руководитель «Росвуда». Кроме того, эксперты отмечают негативное влияние тех мелких строительных фирм, которые не заботятся о четком соблюдении технологических требований при строительстве каркасных коттеджей. «Скорость и доступность технологии чревата снижением качества. Подготовленных, квалифицированных монтажников пока немного. Если же строительные компании нанимают бригаду разнорабочих, которые «все умеют», это часто приводит к печальным последствиям», — считает директор компании «Эстетика-М» Петр Казьмин.
Однако нынешнее настороженное отношение большинства потенциальных покупателей коттеджей к каркасным технологиям вовсе не означает, что у этой технологии нет будущего на рынке частного домостроения. Заместитель генерального директора компании «ЮгЭкоСтрой» (Краснодар) Михаил Дубинин убежден, что региональным строителям под силу самостоятельно повышать популярность каркасных домов. «Главное качество каркасных коттеджей — высокая скорость строительства. Есть распространенный стереотип, что каркасные дома — временные, строятся чуть ли не на один сезон. Бороться с предубеждениями можно с помощью подробных консультаций покупателей. Специалист вполне может развеять мифы, если они не имеют под собой почвы», — говорит он. По наблюдению Михаила Дубинина, для частных покупателей скорость строительства «нередко бывает приоритетной характеристикой». В частности, по словам предпринимателя, время строительства крайне важно для людей, переселяющихся в ЮФО из северных и центральных регионов. Нередко в этих случаях новый дом строится за счет средств, вырученных от продажи единственного жилья. Еще один важный фактор, который может привлечь покупателей, — возможность строить каркасные дома в зимний период.
Социальная поддержка
Не исключено, что в ближайшие несколько лет производителям каркасных домов удастся дополнительно загрузить мощности за счет государственного заказа. Тенденция видна уже сейчас — в проектах строительства малоэтажного социального жилья заказчики нередко отдают предпочтение именно быстровозводимым технологиям. Причина этого очевидна: бюджетные средства осваиваются в этом случае максимально быстро, жители региона получают новое жилье в короткие сроки.
Особенно востребованными технологии быстрого возведения оказались в нынешнем году при восстановлении поселков, пострадавших во время лесных пожаров. В частности, о поставках домокомплектов в пострадавшие районы Волгоградской области «Вестнику» рассказали в компаниях ДСК «Росвуд» и «Локомотив-Модерн». «Сейчас превалируют по-прежнему коммерческие заказы. Однако востребованность каркасных технологий в социальных проектах подтверждает, что по комплексу качеств — себестоимости, срокам строительства, качеству — каркасным домам заводской готовности альтернативы сегодня нет», — отмечает Владимир Шопин. По его словам, компания «Росвуд» в рамках государственных социальных программ построила около ю тыс. кв. метров жилья, в основном в Ростовской области. В соседнем Краснодарском крае, по данным региональной администрации, рост объемов строительства быстровозводимых коттеджей в прошлом году составил 230%. В нынешнем году ожидается не меньший рост, в основном за счет социальных программ. Так, например, по сообщению администрации Крыловского района, на этой территории запланировано строительство более 100 быстровозводимых домов в рамках программы «Социальное развитие села до 2012 года». Примечательно, что на Кубани быстровозводимые технологии планируется использовать и для строительства социальных объектов. Об этом речь шла в том числе на октябрьской сессии краевого Законодательного собрания, во время которой парламентарии обсудили параметры будущей программы строительства дошкольных учреждений в регионе. «От ряда строительных организаций Кубани поступили предложения по строительству детсадов по разумной цене». Она составляет около 500 тыс. рублей в расчете на одно место. Однако стоимость строительства может быть снижена за счет использования современных материалов и быстровозводимых технологий», — рассказал «Интерфаксу» председатель регионального ЗС Владимир Бекетов. Стоит отметить, что существует еще одна возможность развития для производителей каркасных комплектов — строительство многоэтажных домов в рамках социальных программ. Сейчас подобные дома, в частности, строятся в Усть-Донецком районе Ростовской области.
Производство материалов для быстровозводимых домов в России
|
Динамика производства к прошлому году (абсолютные показатели)
|
| 2008 | 2009 |
Сэндвич-панели, млн кв. м | 31% (14,4) | -19,4% (11,6) |
Каркасные дома, млн кв. м | 33,7% (2,5) | 28% (3,2) |
SIP-панели, млн кв. м | 38,7% (1,11) | 8% (1,2) |
Легкие стальные тонкостенные конструкции, млн кв. м | 71,4% (0,24) | 81% (0,41) |
Клееный брус, тыс. куб. м | 6% (109,67) | -29,8% (77) |
Блоки из ячеистого бетона, млрд штук | 15,5% (3,95) | -28,6% (2,82) |
Источник: Research.Techart